Жизнь налаживаетсяСейчас много говорится о необходимости поставки рыбы на береговые обрабатывающие предприятия, о необходимости наполнить российский рынок недорогими и качественными продуктами из даров моря. Но колхоз им. В.И.Ленина занимается этим уже давно. Здесь уже 7 лет работает собственная рыбообрабатывающая фабрика, а выпускаемые консервы и деликатесы пользуются заслуженной популярностью не только у жителей краевой столицы, но и в других регионах России. |
– Что представляет собой фабрика сегодня? – такой вопрос я задал, оказавшись в кабинете её директора Сергея Павловича Быкова.
– Сегодня наша фабрика – многофункциональное предприятие, где происходит полная переработка сырца, начиная с его приёмки и заканчивая выпуском продукции, готовой к употреблению без дополнительной кулинарной обработки. Для этого она оснащена современным оборудованием. Сейчас на фабрике действуют три линии. В морозильную линию входят оборудование для первичной обработки и разделки рыбы, морозильные шкафы и льдогенератор.
Чтобы банка консервов оказалась на прилавке магазина, рыбу сначала разделывают, потом укладывают в банки, которые ещё должны пройти через ликвидный участок, где они оказываются в ящиках для дальнейшего хранения и реализации.
Есть на фабрике и деликатесная линия. Здесь рыба солится, вялится, коптится и дальше поступает на другие участки, где делается филе, пресервы (мы выпускаем порядка 30 наименований в различных заливках), вакуумные пакеты.
Благодаря этому фабрика мобильна – в зависимости от спроса мы можем перестроить производство и сделать упор на отдельных участках своих мощностей. В осеннее-зимний период фабрика выпускает консервы из сайры, летом занимаемся производством консервов и икры из лосося, морозим молоки. В зимне-весенний период фабрика выпускает мороженую продукцию.
– Получается, что выпускает практически всю продукцию, которую можно сделать из рыбы. Хватает ли для этого сырца, насколько фабрика обеспечена его поставками?
– Процентов на 70. Хотелось бы ещё иметь дополнительные квоты, чтобы была 100 % загрузка линий.
– В начале года некоторые представители рыбообрабатывающих заводов Камчатки жаловались на отсутствие сырца. Коснулась ли вас эта проблема?
– Во время зимней путины у нас сырец был. Это произошло благодаря тому, что руководство предприятия так организовало работу колхозного флота, что фабрика работала без сбоев. В феврале-марте мы были загружены работой хорошо – у нас сырец присутствовал постоянно, исключая только штормовые дни, когда суда не могли работать.
– То есть стабильная работа возможна потому, что у колхоза есть специализированный флот, работающий именно на поставку сырца на береговую рыбообрабатывающую базу?
– Действительно, у нас имеется обновлённый флот, который был изготовлен в Китае по специальному проекту для фабрики. Рыба, которую возят РСы «Капитан Малякин» и «Капитан Муковников», доставляется сюда в изотермических куботейнерах, в охлаждаемых трюмах, как того требует мировая практика, и со льдом для более длительного хранения, чтобы сырец во время транспортировки не подвергался порче. Несмотря на отдалённость районов промысла от фабрики уловы попадают сюда практически свежими. Суда могут находиться в море до 5 суток, а качество сырца благодаря таким условиям хранения не теряется.
– Но фабрика не зависит не только от поставок рыбы флотом, но и от посредников – ведь у колхоза есть собственные точки для сбыта своей продукции?
– Да, это магазин «Причал» у нефтебазы, торговый дом «Сероглазка», магазин на рынке КП. В «Причале» постоянно идёт торговля свежей охлаждённой рыбой, а не предварительно замороженной и потом дефростированной. Судно подходит к причалу – и улов минтая, трески или камбалы на фабрике промывается, обрабатывается, перекладывается льдом и тут же отправляется в магазин. Покупатель приобретает парную рыбу, которая ещё не потеряла своих качеств, как это происходит при глубокой заморозке. «Причал» торгует и другой продукцией колхозной фабрики – сюда поступают деликатесы, копчёности, вяленая рыба, консервы.
– И при этом вся продукция – отменного качества.
– Конечно, ведь не зря мы имеем медали и дипломы за качество рыбопродукции, полученные на различных, в том числе и международных, выставках. И покупатели оценили нашу продукцию. Есть люди, которые предпочитают брать рыбу и консервы именно в торговых точках колхоза им. В.И.Ленина, а не просто на рынке, голосуя своим рублём за продукцию нашей фабрики, всегда свежую и качественную. К тому же, и цена на нашу продукцию ниже, чем в других магазинах, поскольку у нас нет посредников, которые могли бы накручивать цены.
– Сейчас цены на многие товары, на нефть падают, но продукты питания всегда были в цене, и она наверняка будет расти. Увеличится ли стоимость продукции колхозной фабрики?
– Если будут увеличиваться затраты на топливо и электроэнергию, на тарные материалы, то её себестоимость, естественно, будет повышаться. Но мы пока пытаемся за счёт внутренних резервов уменьшать себестоимость. И будем делать всё, чтобы предотвратить повышение цены.
– Чем сейчас живёт фабрика?
– Ожиданием лососёвой путины. Но теперь у колхоза им. В.И.Ленина нет своих рыбопромысловых участков. В прошлом году наше предприятие, способное перерабатывать до 150 тонн лосося в сутки, не прошло по конкурсу, во время которого учитывалась отдалённость фабрики от районов промысла. Но мы каждый год заключали договоры с предприятиями, у которых нет собственной береговой обрабатывающей базы, и возили в Петропавловск рыбу, причём хорошего качества, на наших РСах. И в этом году мы поступим таким же образом. Но это будет не в нашу пользу – не все доходы от такой работы попадут в колхоз. Хотелось бы самим ловить лосося и полностью его перерабатывать.
– Прошло 7 лет с момента начала работы колхозной фабрики. Оправдало ли себя решение о её строительстве? Есть ли перспективы дальнейшего развития производства?
– За эти годы фабрика уже окупила затраты на её возведение. Можно сказать, что с этого года она будет работать только на прибыль. Конечно, у неё есть перспективы и для развития, причём это будет происходить не за счёт количества выпускаемой продукции, а за счёт её качества. Мы планируем наладить выпуск икры из частиковых рыб (минтая, трески), есть возможность закупить филетировочное оборудование и наладить производство филе из свежего сырца.
– Насколько безотходное производство на фабрике? Производится ли здесь, к примеру, рыбная мука?
– Рыбные отходы на муку мы пока сами не перерабатываем, а заключаем договоры с рядом предприятий. Так что за борт и в природу мы ничего не выбрасываем. Но в планах есть и строительство собственной жиромучной установки за пределами Петропавловска, поскольку в городе её нельзя строить по санитарным правилам.
– К руководству в колхозе пришли новые люди. Почувствовали ли Вы какие-нибудь изменения?
– Конечно, коллектив почувствовал другое отношение к себе. Немаловажно и то, что наладилась выплата зарплаты – теперь работники фабрики получают заработанные деньги вовремя. Изменилось и само отношение к производству – у руководства колхоза появилось понимание того, что происходит на фабрике и необходимости стабильной работы береговой базы.
– На такой современной фабрике должен быть коллектив из профессионалов, который держится за рабочие места. Но я слышал, что совсем недавно здесь была большая текучесть кадров.
– Да, наша фабрика была «кузницей кадров» для других предприятий. Приходили необученные люди, которые никогда не работали с рыбой – они здесь обучались, набирались опыта, а потом уходили на другие предприятия. Это происходило из-за проблем с выплатой зарплаты. Их не могли удержать даже хорошие условия, созданные для рыбообработчиков – новое общежитие, где люди после смены могут отдохнуть, бытовые условия, двухразовое питание за смену. Сейчас же уже два месяца зарплата выплачивается без задержек, и люди это сразу ощутили – сейчас нет такого оттока кадров, как раньше. Я надеюсь, что вернутся и те, кто ушёл.
Это подтвердила и одна из рыбообработчиц, которая как раз занималась сортировкой и разделкой рыбы, только что поступившей на фабрику с одного из колхозных РСов, ошвартовавшегося у пирса. Елена приезжает на фабрику из Барнаула уже второй раз:
– Я работаю почти на всех операциях: и на укладке, и на мойке, и консервы из сайры или печени катаю. Работать можно – есть и выходные, чтобы отдохнуть, и условия для жизни нормальные созданы. Внимание руководства колхоза чувствуется – проблемы, с которыми подходишь к начальству, решаются. Такой труд должен достойно оплачиваться – и мы почувствовали хорошую добавку к зарплате. Если сравнивать с материком, то в колхозе сейчас с оплатой труда всё хорошо.
И если люди сюда возвращаются, значит, на предприятии действительно налаживается жизнь…