Дрифтерная удавкаЛосось для Камчатки – источник благосостояния, а порой и жизни многих камчатских посёлков и людей, живущих в них. Но дрифтерные сети, опутавшие полуостров, словно удавка, душат нашу экономику. Именно об этом говорилось на открытых депутатских слушаниях, посвящённых проблеме крупномасштабного дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне России. |
Сейчас в российских водах работают японские и российские дрифтероловы. История японского дрифтерного промысла началась в 20-е годы прошлого века, когда рыбопромысловые компании, вытесненные с приходом советской власти с береговых участков в открытое море, научились облавливать разрежённые скопления лососей путём соединения сетей в дрейфующие порядки длиной в десятки километров. После Второй мировой войны Япония резко увеличила объёмы вылова лососей в Тихом океане. Пик этого пришёлся на 50-е годы и достиг 280 тыс. тонн, что серьёзно подорвало популяцию стада. Из-за отсутствия рыбы Камчатка осваивала всего по 8-10 тыс. тонн. Такая «атака» на наши биоресурсы привела к разорению 30 рыболовецких колхозов, закрытию 25 суперсовременных по тем временам рыбоконсервных заводов, 36 рыбоперерабатывающих береговых баз, 23 рыбокомбинатов. С карты Камчатки исчезли названия 48 населённых пунктов, где проживало в основном коренное и старожильческое население. После введения в 1977 году 200-мильной экономической зоны СССР японские рыбаки перевели районы дрифтерного промысла в открытую часть Тихого океана. В 1992 году дрифтерный промысел лососей здесь был запрещён Конвенцией, участниками которой стали США, Канада, Россия и Япония. Правительство России пошло навстречу японцам и разрешило вести промысел в ИЭЗ РФ, но в том же 1992 году постановлением коллегии Госкомрыболовства было принято решение о полном запрете иностранного дрифтерного промысла в российской экономзоне. Однако в перестроечные годы реализовать это решение не удалось – дрифтерный промысел для японцев был переведён на коммерческую основу и продолжается до сих пор. В прошлом году в ИЭЗ России вели промысел 43 японских дрифтерных судов, способных производить 30 тонн мороженой продукции в сутки и при квотах в 180 тонн на каждое судно.
Причём ловили японцы без представителей государственных органов рыбоохраны на борту. И подсчитать, сколько же они добыли в реальности, невозможно. Как невозможно при досмотрах, проводимых пограничниками, определить подлинное количество и видовой состав лосося, поскольку японские рыбаки хранят мороженую продукцию в трюмах либо навалом без упаковки, либо в солевом растворе, которым полностью заполняется трюм. Если же российские наблюдатели (призванные контролировать соблюдение правил рыболовства, проводить учёт пойманной рыбы и регистрировать попадания в сети морских птиц и млекопитающих) и попадают на японское дрифтерное судно, то порой сводят свою деятельность к получению командировочных и существенной доплаты за умение вовремя отвернуться и не заметить браконьерства. Может быть, поэтому на фото, сделанных на борту дрифтероловов, у японцев, снимающихся с погибшими птицами в руках или на фоне запутавшихся в сетях дельфинов, такие ухмыляющиеся лица. Если бы они действительно фиксировали в промысловом журнале всё, что вываливают на палубу (прилов лососей, птицы и животные), а потом выбрасывают за борт, то это бы стёрло улыбки с их лиц. Потому что эффективность промысла и его рентабельность упали бы, как говорится, «ниже ватерлинии» – вся нерка, существующая на Камчатке, не окупила бы затрат, которые компании, занимающиеся дрифтерным промыслом, направляли бы на компенсацию ущерба природе. К сожалению, эта система так и не была налажена.
Но в нашем «огороде» не только «пасутся», но ещё и гадят российские суда-дрифтероловы. Они с 1992 года ведут промысел в «научных и контрольных» целях. Хотя как в океане, где все стада перемешаны, можно определить, в какую реку пойдёт больше всего рыбы? Тем не менее, научный дрифтерный промысел постепенно превратился практически в промышленный – если он начинался с 2 судов, то в прошлом году число их достигло 16-ти. При таком увеличении в количестве были увеличены и объёмы научных квот. Если в 2007 году на каждое судно приходилось по 400 тонн, то в прошлом они могли выловить уже по 880.
Как происходит дрифтерный лов, собравшимся на слушания рассказал Сергей Кожник, который в 2006 и 2007 году работал в составе экипажа дрифтерного судна. Он стал первым рыбаком, нарушившим запрет руководства и рассказавшим о том, как на самом деле ведётся этот вид промысла.
– 16 мая 2006 года, находясь в рейсе, мы получили указание от фирмы избавиться от нерки второго сорта – брать только первый. В этот же день мы выловили две с половиной тонны нерки, а полторы тонны (второго сорта) выбросили за борт. А что делать? У нас указание второй сорт не брать. Всего же за один только этот рейс с нашего судна за борт было отправлено свыше 4,5 тыс. тонн погибшего лосося. Этот варварский вид промысла нацелен на изъятие только наиболее ценного вида – нерки. Но рыбаки не могут попросить Нептуна, чтобы в сети попадала только она. Остальная рыба – кета, кижуч, горбуша, чавыча, которые составляют более 80 % улова, погибает в сетях и выбрасывается за борт. Хотя вполне могла бы попасть на береговые заводы, а потом на стол россиян.
Депутаты не могли остаться равнодушными к этой проблеме. Ведь она сегодня является одной из актуальных для жителей региона. 80 копеек в каждом рубле доходов в нашем крае приходит от рыбной отрасли. Здесь работает более половины всего населения, занятого в промышленности. Значительная часть налоговых поступлений в краевой бюджет, успешная деятельность многих камчатских рыбопромышленных предприятий зависит от «красной путины». Но в результате дрифтерного промысла подходы тихоокеанского лосося к восточному побережью Камчатки резко сократились, что приводит к провалу путины, возникновению безработицы, резкому уменьшению доходов береговых посёлков и края в целом. Это же может ожидать и западное побережье в путину-2009. В январе этого года по настоянию камчатских депутатов премьер-министр В.В.Путин подписал поручение о подготовке предложений по запрету использования дрифтерных сетей в Росрыболовстве, минприроды и МИДе. Но если минприроды направило в Росрыболовство письмо с предложением сократить объёмы вылова лососей дрифтерными сетями вплоть до полного прекращения дрифтерного (особенно японского) промысла, то у самого курирующего рыбную отрасль ведомства позиция совершенно иная. На неоднократные обращения камчатских депутатов в ответ шли лишь издевательские отписки о «преимуществах» морского дрифтерного лова. При этом они ссылаются на США, где лосося ловят дрифтером. Чиновники Росрыболовства лукавят – ведь там существуют ограничения и по размерам судна (это фактически лодка), и по размерам сетей. И ловят там только граждане США в приустьевой зоне, когда основная масса лосося уже прошла на нерест. Дрифтерными сетями пользуются и рыбаки, осуществляющие промысел на реке Камчатка. Но и здесь это происходит с лодок, короткими сетями. А главное, в них не попадают птицы и морские животные, и весь вылов независимо от вида лосося идёт в переработку. Тем не менее, в декабре 2008 года с подачи ФАР были внесены изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которые переводят научные квоты в промышленные с освоением их тем же варварским способом. Видимо, компании, занимающиеся дрифтерным промыслом, нарастили «зелёные» мышцы и усиленно лоббируют свои интересы. И им наплевать, что Камчатка лишится рыбы, что проживающие здесь коренные народы останутся без единственного источника традиционного образа жизни – лосося.
Сегодня запрет дрифтерного промысла поддерживают многие жители Камчатского края, коренные народы, пограничники Северо-Востока. Они понимают, что сейчас стоит вопрос: будет ли жить Камчатка? Но добиться этого можно только совместными усилиями. И если это удастся, то запрет применения дрифтерных сетей позволит в разы увеличить подходы тихоокеанских лососей к берегам прибрежных субъектов России, обеспечить условия для динамичного развития береговой инфраструктуры, создать дополнительные рабочие места. Это станет эффективной мерой в рамках выполнения государственной антикризисной программы, даст возможность увеличить размеры налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, создать условия для того, чтобы занять лидирующее место в мире по продажам дикого лосося и определять свою ценовую политику на мировых торговых площадках.
По итогам депутатских слушаний приняты рекомендации, в том числе: обратиться в МИД России, минприроды и Росрыболовство с просьбой ускорить реализацию поручения председателя правительства РФ В.В.Путина о подготовке предложений по прекращению применения дрифтерных сетей, а также обратиться в Генеральную прокуратуру по вопросу массовых нарушений природоохранного законодательства при осуществлении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в российской исключительной экономической зоне.