Газета «Рыбак Приморья»
Игорь УЛЕЙСКИЙ

Игорь Улейский: «Мы за прозрачный бизнес»

Вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский провел брифинг, посвященный сразу двум апрельским событиям – заседанию Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса и завершению охотоморской минтаевой путины.

Основным вопросом на заседании комиссии от 16 апреля, в котором приняла участие и приморская делегация, стало развитие береговой инфраструктуры для приемки, хранения и переработки рыбной продукции. Причем в ходе обсуждения затрагивались не только проблемы развития берега. «Много говорилось и о системе организации рыболовства, обсуждались вопросы строительства и обновления флота. На самом деле мы скорее обсуждали комплекс мер по повышению конкурентоспособности российской рыбной отрасли», – отметил вице-губернатор.

По его словам, на комиссию Федеральным агентством по рыболовству было вынесено 15 пунктов, реализация которых позволила бы дать импульс отрасли. В их числе такие давно ожидаемые рыбаками вещи, как рыночный оборот долей, необходимый для того, чтобы доля стала финансовым инструментом, и ее можно было заложить в банке для получения кредита, опять же на строительство флота. Каждый из этих пунктов подразумевает определенные действия, в том числе внесение изменений в законодательство, издание различных нормативно-правовых актов, какие-то шаги органов федеральной власти либо органов власти субъектов Федерации.

На первом месте в перечне Росрыболовства стоял вопрос о возможности применения единого сельскохозяйственного налога не только рыбодобывающими компаниями, но и рыбоперерабатывающими. «На правительственной комиссии мы поставили вопрос несколько шире: о том, чтобы снять ограничение в 300 человек. На сегодняшний день такие компании, как Находкинская БАМР, «Океанрыбфлот» на Камчатке – все, у кого численность персонала превышает 300 человек, не могут переходить на этот налог. А переход на систему ЕСХН мы оцениваем как возможность обновления основных фондов, в первую очередь, конечно, флота», – пояснил Игорь Улейский.

Не менее важным представляется освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин при ввозе рыбопромысловых судов. ФАР предлагает ввести «амнистию» до 1 июля 2010 г. для судов, построенных или приобретенных за пределами таможенной территории РФ до 1 января 2009 г. Представители Приморского края и Архангельской области полагают, что эти сроки нужно расширить, с тем, чтобы рыбаки могли построить либо приобрести на мировом рынке новые рыбопромысловые суда.

«К сожалению, на российских верфях мы, видимо, не сможем строить крупнотоннажный флот в ближайшей перспективе, т.е. в течение трех-пяти лет», – посетовал вице-губернатор. Если государство серьезно не озаботится этим вопросом и не создаст условия для строительства такого флота внутри страны, то рыбакам будет сложно разместить заказы на большие океанские суда в России. «Я совершенно согласен с позицией Виктора Зубкова о том, что надо поддерживать отечественных судостроителей, развивать отечественные верфи и те средства, которые мы тратим и будем тратить на строительство судов за рубежом, направлять на внутреннее потребление. Но этот этап, лет пять, нельзя потерять. Мы должны обновлять флот уже сегодня», – добавил он.

По расчетам, предполагалось, что проблемы с флотом начнутся в 2012 г. «К сожалению, мы ошиблись, – констатировал чиновник. – Мы уже перед фактом серьезного старения флота, и вопрос его обновления стоит ребром. Обновление путем модернизации, так называемой реновации, исчерпало свои возможности. Все-таки мы пришли к необходимости строить флот».

Поддержка отечественного судостроения как раз и значится следующим пунктом комплекса мер Росрыболовства. В частности, речь идет об отмене НДС на услуги судостроения и судоремонта, которая привлечет заказчиков на отечественные судоремонтные и судостроительные заводы.

Еще одно предложение связано со снижением ставки сбора за пользование водными биоресурсами. Ранее «усеченная» 15%-ная ставка была предложена только для предприятий, то есть юридических лиц в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д. Но все индивидуальные предприниматели из этого перечня выпали. Федеральное агентство, исправляя недочет, пытается распространить на них сниженную ставку сбора. «Конечно, в общей массе доля продукции таких предприятий невелика, но на самом деле это как раз та самая «прибрежка», та самая береговая инфраструктура», – отметил Игорь Улейский.

Он высказался в поддержку продвигаемых Росрыболовством мер таможенного регулирования, которые включают снижение таможенных пошлин на экспорт рыбопродукции с высокой степенью переработки и введение повышенных таможенных пошлин на аналогичную продукцию, ввозимую в страну.

«Если мы вывозим за границу, то мы должны вывозить продукцию высокой степени переработки: филе или другие виды разделки хотя бы – должны присутствовать в мороженой продукции, о консервах мы не говорим – это самая высокая степень переработки, готовая продукция. Но если мы ввозим в страну, то лучше нам ввозить сырец, чтобы загрузить наши перерабатывающие береговые производства. А то филе нашего минтая вырабатывается в Китае и завозится к нам».

Единственным по-настоящему спорным моментом на заседании комиссии оказался вопрос о биржах. «Мы высказали сомнение по поводу предложения о введении биржевой торговли рыбой и морепродуктами. Эта мера предлагается комиссии Федеральным агентством как способная сделать прозрачной реализацию рыбы и морепродуктов. Безусловно, надо обязательно двигаться в сторону прозрачности, чтобы не занижались цены на контракты и т.д. В этом вопросе мы безоговорочно поддерживаем позицию государства, – подчеркнул приморский вице-губернатор. – Но в своем выступлении я просил не торопиться с принятием решения о переводе всей торговли рыбой и морепродуктами на биржу однозначно и без всяких условий.

Мы предлагаем, если проводить торги рыбой и морепродуктами, то в форме аукциона и по желанию рыбаков, – продолжил он. – На наш взгляд, рыба и морепродукты – это не совсем биржевой товар. У бизнеса должно быть право выбора: идти ему на торги или не идти. Насколько я знаю, в соседних с нами странах нигде нет прямых обязательств продажи всех уловов через биржу. То, что происходит в Японии или Корее, – несколько иное».

Кстати, российский рыбный бизнес имеет хорошую практику реализации такого вида продукции, как минтаевая икра, через аукционы. По мнению Игоря Улейского, плохо, что эти аукционы проходят в Пусане, но, может быть, задача государства как раз и создать такие условия и инфраструктуру, чтобы аукционы проходили у нас. При этом инициатива может исходить и со стороны бизнеса.

«Повторюсь, мы за то, чтобы рыбацкий бизнес был прозрачен. Мы понимаем, для чего что делается и почему. Но мы бы хотели, чтобы мероприятия, направленные на повышение прозрачности, осуществлялись не в рамках организации биржевой торговли, а несколько иными способами. Такие способы у нас существуют: есть и серьезный таможенный контроль, и валютный контроль. На самом деле у государства достаточно контролирующих и контрольно-надзорных органов, которые могли бы осуществить этот функционал», – заключил вице-губернатор.

В целом, администрация Приморского края высказалась в поддержку комплекса мер, направленных на развитие береговой инфраструктуры для приемки, хранения и переработки рыбной продукции. «Конечно, этими мерами мы всю отрасль не подтянем, прорыва не сделаем, но это правильные шаги, которые нам позволят двигаться в правильном направлении».

От заседания правительственной комиссии Игорь Улейский перешел к итогам охотоморской минтаевой путины, сразу отметив решительные действия Росрыболовства, которые позволили избежать недоосвоения квоты.

Характеризуя ход путины, вице-губернатор обратил внимание на не лучшую промысловую обстановку в Охотском море: аномально теплый год, отсутствие ледовых полей, в условиях которых привыкли рыбачить, много штормовых дней. Если крупнотоннажный флот в силу своих больших размеров еще мог держать волну в 6 баллов и работать, то среднетоннажникам приходилось тяжело.

Отсюда на 10 апреля – дату окончания путины, установленную Правилами рыболовства, – освоение квоты было достаточно низким. «Когда мы сделали анализ, то стало ясно, что оставшиеся два месяца – ноябрь и декабрь 2009 г., так называемый сезон «Б» на промысле минтая в Охотском море, не позволяют нам доловить оставшиеся тонны. Администрация Приморского края одной из первых вышла с инициативой продлить промысел. И Федеральное агентство – это полностью их заслуга – это сделали буквально за 3 дня».

«Впервые за много лет мы увидели способность органа государственной власти в лице Федерального агентства принять дельное управленческое решение. ФАР, проявив незаурядную решительность и настойчивость, продлило срок путины на десять дней. Вроде бы немного, но приморские рыбаки только за этот срок дополнительно добыли около 20 тыс. тонн минтая. В целом по бассейну взято порядка 60 тыс. тонн».

В сумме по четырем подзонам Охотского моря приморскими предприятиями добыто более 241 тыс. тонн или 73,5% выделенной региону квоты. В целом по Дальневосточному бассейну при квоте более 809 тыс. тонн было добыто 620,5 тыс. тонн или 76,5% квоты. Прогнозы на осень теперь куда более оптимистичные. Краевые власти уверены, что остаток – порядка 87 тыс. тонн – будет освоен за два месяца полностью.

«Кстати, Федеральное агентство по рыболовству обратилось к рыбакам Дальневосточного бассейна со встречным предложением: «Мы вам промысел продлили, так давайте этот довесочек в рублях привезем на родной берег. И не просто закроем границу, оформим таможенную декларацию и дальше пойдем, а выгрузимся здесь и реализуем на внутреннем рынке». Мы разговаривали с приморскими рыбаками, они эту идею в принципе поддерживают. Надо быть взаимными в своих желаниях и предложениях. Ведь это же рыбаки попросили продлить путину, и им продлили. Мы от них ждем той самой прозрачности бизнеса, которая уже упоминалась. Чтобы вся реализация показывалась, и мне как чиновнику тогда легче будет доказывать в правительстве, в той же комиссии, что рыбаки и так прозрачны, и может быть не надо их загонять на биржи», – заявил Игорь Улейский.

«В Москве один из членов комиссии привел пример: «Ну, арматура же продается на бирже, и ничего, все нормально». Да и нефть продается на бирже! Только нефтяников никто туда силком не затягивает, и для арматурщиков с их металлом биржевую «обязаловку» никто не вводит. Еще один интересный пример, мол, как хорошо в Финляндии, в центре города рыбный рынок, – это украшение города! Да, это украшение города и не только в Финляндии, но я не представляю, как на этот рынок через биржу привезти, например каракатицу, пойманную 2 часа назад», – добавил он.

Вернувшись к делам приморским, Игорь Улейский рассказал, что сейчас флот частично переходит на другие объекты промысла: кто-то на приемку нерестовой сельди, кто-то на донно-пищевые объекты на Западной Камчатке. Но большая часть судов, конечно, вернется в родной порт и будет готовиться к следующей путине.

А следующая большая путина у приморцев складывается из промысла минтая в Беринговом море, который начинается с 15 мая и продлится до конца года, и, разумеется, лососевой путины, хотя участие наших рыбаков заключается как правило в выставлении судов на приемку. Вице-губернатор указал, что «только в Приморском крае сохранились самые крупные плавзаводы: «Всеволод Сибирцев», «Петр Житников», «Содружество», «Григорий Диденко», плавбазы, такие как «Залив Восток». Край даже наращивает свои приемные мощности, и хотя без критики не обходится, но это уже зависит от того, как и кто организует бизнес и рыбалку».

«Мы готовы выставлять свой флот на приемку красной рыбы, – констатировал чиновник. – Готовы к тому, чтобы помочь рыбакам Камчатки и Сахалина принять и обработать ее, ведь по прогнозам науки ожидается исторический максимум подходов лосося. Цифра называется грандиозная – 400 тыс. тонн. Мы понимаем, что и Сахалин, и Камчатка развили береговую переработку, у них есть собственные предприятия, но, думаю, с такой большой рыбой без приморского флота они не справятся.

И здесь мы обращаемся к органам государственной власти наших соседних регионов, к рыбопромышленникам Сахалина и Камчатки с тем, чтобы взаимодействовать, а не делать таких нелепых ходов, которые имели место пару лет назад на Камчатке вплоть до запрета сдавать рыбу приморским рыбакам. Было такое, что греха таить, и на Сахалине. Мы всегда говорим о том, что надо правильно сотрудничать, приморским рыбакам надо не обманывать своих сахалинских или камчатских коллег, когда мы будем рыбу принимать. И в то же время не надо ставить никаких заборов, которые мешают экономике».

Лично Игорь Улейский придерживается мнения, что рыбу надо по большей части обрабатывать на судах, хотя и не считает его бесспорным. Свой выбор он аргументирует тем, что наиболее качественная переработка рыбы идет на плавзаводах и других крупнотоннажных судах, которые выставляются на приемку. Способность флота перемещаться вдоль береговой черты, подходить непосредственно к неводу и забирать самую свежую и лучшую рыбу – это всегда большой плюс.

Проясняя интересующий рыбаков вопрос об отмене квот на сайру, он рассказал, что по решению ДВНПС, прошедшего во Владивостоке в конце февраля, было рекомендовано перевести сайру из объектов, на которые устанавливается ОДУ, в «неодуемые» виды. Сейчас в Росрыболовстве идет работа по подготовке такого приказа. Если успеют его издать до начала сайровой путины этого года, то организация промысла будет идти несколько в ином ключе – как она сейчас проходит в подзоне Приморье на камбале, терпуге и других «неодуемых» объектах. Любая компания, имеющая флот и статус налогоплательщика, подает заявление в Приморское территориальное управление ФАР и заключает договор на промысел. Если приказ не успеют подготовить, тогда будут работать как в прошлом году, с квотами. На промысел сайры, как ожидается, выйдет не менее 30 судов.

Оценивая практическую реализацию законодательной нормы, предписывающей доставку всех уловов на российскую территорию для таможенного оформления, вице-губернатор сообщил, что примерно 40% «довезенной» рыбы было выгружено на берег и осталось внутри страны. Порядка 60% рыбы ушло на экспорт – для охотоморской путины очень неплохое соотношение.

С другой стороны, по его мнению, больше определенного количества рыбы на берег прийти не может. «Привезут сейчас рыбаки на берег больше минтая, ну и что? Не съедят его россияне. В то же время на внутренний рынок поставляется (и успешно съедается) практически весь лосось, сельдь, кальмар, сайра, большая часть донно-пищевых видов рыб. Сейчас по статистике наша страна импортирует 1 млн. 200 тыс. тонн рыбы и морепродуктов и 1 млн. 800 тыс. тонн вывозит за рубеж. Это цифры сопоставимые, но качественный состав разный. Выбрасываемая на рынок продукция должна соответствовать его потребностям. Поэтому надо ли везти больше рыбы в Россию, вопрос сложный».

Другое дело, выполняются ли установленные правительственными постановлениями сроки оформления рыбопромысловых судов и продукции морского промысла. По словам Игоря Улейского, проблемы есть и связаны они с разрывом в нормативно-правовой базе и противоречиями между постановлением Правительства РФ N 184 и Таможенным кодексом. В чем они заключаются? Например, приходит судно в порт, комиссия на нем работает всего 3 часа по норме, – оформили приход, покинули судно. После этого оно может встать к стенке и выгружать свою продукцию. Но если ты хочешь уйти дальше за рубеж, надо сначала оформить таможенную декларацию на импорт, т.е. «раздекларировать» рыбу. Минимум на это тратятся сутки.

«Сделать сразу приход и отход еще ни у кого не получилось, – констатирует вице-губернатор. – Если бы мы не оформляли декларацию на импорт, то могли бы, пока судно начало движение из района промысла во Владивосток – это примерно 5 суток – оформить декларацию уже на экспорт и по приходу судна в порт встречали бы его со всеми документами. Но этого не происходит. Мы не можем сделать предварительное декларирование, так как надо сначала оформить импорт, а импорт без прихода в порт оформить невозможно. Все, круг замкнулся!»

После оформления импорта наступает черед экспорта. Когда документы готовы, опять заказывается комиссия на судно и вновь она работает всего 3 часа. Поэтому таможня может смело рапортовать, что укладывается в нормативные трехчасовые сроки, на деле же с оформлением таможенных деклараций на импорт и экспорт проходит не меньше двух дней. Рыбаки особых претензий пока не высказывают, хотя надеются, что разрыв в законодательстве все же будет ликвидирован.

Затронув тему сети магазинов «Океан», активно пропагандируемой Росрыболовством, Игорь Улейский напомнил, что рыбаки своей продукцией в магазинах не торгуют. «У нас было несколько попыток создать свои торговые сети или вклиниться в уже действующие. Чем все закончилось? «Моряк-Рыболов» с Первореченского рынка выжили? У рыбака совершенно специфический бизнес. Стоимость рыбопродукции, возьмем сельдь, – 15-20 рублей, минтай – 42 рубля, но на прилавках-то она совсем по другой цене. Оптовиков-посредников как правило между рыбаком и торговой сетью один-два, и они не так много «наворачивают». Добавочную стоимость дает переработка. Но наибольшая наценка на рыбу происходит в торговых сетях – от 30% и более». Он признал, что у Росрыболовства действительно есть проект возрождения сети «Океан». Для его реализации агентство обращается к администрациям субъектов Федерации, к мэриям крупных городов с просьбой выделить им помещения под организацию таких магазинов.

Вот в случае с аквакультурой сделан шаг вперед. По мнению чиновника, в этом году будет разрешен крайне болезненный вопрос с закреплением воды. «Сейчас мы заканчиваем формирование перечня участков под аквакультуру. Сразу скажу, этот список не будет конечным. В первую очередь мы предложим выставить на конкурс участки уже действующих хозяйств аквакультуры, потом – перспективные участки, и так далее. На комиссии мы вновь затронули вопрос о подготовке закона об аквакультуре. Член комиссии, председатель профильного комитета Госдумы Наталья Комарова подтвердила свое большое желание продвигать этот закон, но это вопрос дальнейшей перспективы. Важно, что постановление правительства N 136 от 14 февраля 2009 г. «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора» позволяет нам двигаться дальше».

Постановление не идеально, но местные власти полагают, что это не страшно. Дело сдвинулось с мертвой точки. Акватории закрепят за пользователями. Вице-губернатор заверил, что несмотря на предстоящий конкурсный отбор уже действующим предприятиям марикультуры потеря участков не грозит.

На этой неделе в Брюсселе проходит European Seafood Exposition 2009. В этом году на международную выставку отправляются не только делегации отдельных регионов и предприятий, в том числе и Приморского края. Федеральное агентство по рыболовству впервые организует российскую национальную рыбную экспозицию. В рамках выставки будет заключен ряд межправительственных соглашений. Приезжают традиционные российские участники, будут подтягиваться и другие крупные рыбодобывающие компании.

Между тем в краевой администрации продолжается работа по подготовке Международного конгресса рыбаков, который пройдет во Владивостоке уже в шестой раз. Приморская площадка для общения и обмена мнениями участников рыбного бизнеса откроется почти в тех же числах – с 8 по 10 сентября 2009 г.

«Мы тоже проведем выставку, но на лавры European Seafood пока не претендуем, – шутливо заметил Игорь Улейский. – Главное мероприятие у нас, конечно, сам конгресс. Свое участие в нем подтвердил руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, приглашаем мы и первого вице-премьера Виктора Зубкова, но тут уж как получится. От рыбаков сейчас поступают предложения по формированию деловой программы. Мы понимаем, что вне рамок мероприятий конгресса у бизнеса будут свои встречи и переговоры».

Главная тема конгресса уже сформулирована: «Стратегии устойчивого управления рыболовством и поддержание стабильности рынков морепродукции». Сюрпризов пока не предвидится. Конгресс будет работать в привычном режиме – пленарное заседание и круглые столы, где можно провести дискуссии. Ожидается расширение числа американских участников, в том числе за счет представителей органов государственной власти и контрольно-надзорных органов США. Организаторы выражают надежду на приезд представителей ФАО ООН и организации по проблемам рыболовства при постоянно действующем секретариате АТЭС.

«Мы не пытаемся ни с кем конкурировать, – напомнил Игорь Улейский. – Мы просто даем возможность бизнес-сообществу встречаться на этой площадке, обмениваться мнениями, высказывать свои взгляды. Мы знаем, что планируется проведение мероприятий в сходном формате и на других площадках, в том числе в Москве, и готовы со всеми сотрудничать».

Анна ЛИМ