Непредсказуемый монах, или что ждет на Гавайях добытчиков «Акроса»На следующей неделе два ярусолова ООО «Камчатка-Восток» выходят в море. Путь их лежит в район «ревущих сороковых» широт, к цепи вулканических островов Гавайского хребта. |
Столь дальний поход судов ярусного промысла «Аланетт» и «Антиас» будет проходить в рамках договорённостей, достигнутых во время проходивших в Пусане в конце февраля очередных межправительственных консультаций делегаций Канады, США, Республики Корея, Японии и России по созданию механизма регулирования донного тралового промысла в открытых водах северо-западной части Тихого океана.
Раньше здесь ловили без всякого контроля кто и сколько хотел. Теперь перед отправлением на промысел судам будет выписан рыбопромысловый билет, а на борту появятся сотрудники КамчатНИРО для сбора научных данных, необходимых для оценки влияния этого промысла на морские виды и уязвимые морские системы, чтобы в дальнейшем на их основе можно было организовать и регулировать вылов рыбы в этом районе.
Как рассказал участвовавший в переговорах в Пусане в составе российской делегации генеральный директор ЗАО «Акрос» В.Б. Воробьев (специалисты этого предприятия осуществляют менеджмент деятельности ООО «Камчатка-Восток»), несмотря на трудности, которые переживает Акрос, администрация предприятия нашла финансовую возможность подготовить и отправить два ярусолова в такую далёкую экспедицию. Хотя этот рейс и не принесёт сиюминутную прибыль, но он направлен на защиту государственных интересов России: ведь чем глубже будет изучен этот район промысла, тем больше российские рыбопромысловые суда там смогут ловить, поскольку готовящаяся конвенция по северо-восточной части Тихого океана предусматривает разделение ресурсов этого региона между странами-участниками.
Капитан ярусолова «Аланетт», который планируется выпустить на промысел первым , -Григорий Петрович Головатюк – опытный мореход, он работал на этих судах более 15 лет, со дня их постройки. По его словам, несмотря на то, что некоторые ярусоловы простояли у стенки почти год, их удалось сохранить в хорошем техническом состоянии. Поэтому подготовка к столь далёкому рейсу (до 130 суток) идёт успешно, а возникающие проблемы решаются. Удалось сохранить и костяк экипажа – люди всё ещё верят, что оформление ярусоловов в государственную собственность с последующей их передачей во фрахт ООО «Камчатка-Восток» состоится в ближайшее время
Район промысла, куда предстоит отправиться двум ярусоловам, хорошо известен Григорию Петровичу. Ведь суда Акроса отправляются в район Гавайского хребта не в первый раз. Ещё в 2000 году, будучи капитаном того же «Аланетта», Г.П. Головатюк впервые пришёл на банки, расположенные вокруг Гавайских островов. Поскольку и объект промысла (морской монах из семейства угольных, здесь также ловятся окуни, ерши, макрурус и барракуда) и способ его добычи (раньше здесь рыбачили только сетевики и тральщики) был новым, на борт пришлось взять технолога-японца, который помогал в обработке улова. Кстати, его соотечественники, рыбачившие в этом же районе, встретили русских рыбаков не очень ласково.
Несмотря ни на что, первый рейс акросовских судов к Гавайским островам был удачным. В 2001 году, когда удалось открыть ещё одну «рыбную» банку, результат был также неплохим. В прошлом году здесь побывали «Аланетт» и «Вераспер». Благодаря наработкам предыдущих лет и хорошей промысловой обстановке, говорит Г.П. Головатюк, рыбаки ярусоловов добились впечатляющих успехов. И в этом году есть все условия, чтобы экипажи «Аланетта» и «Антиаса» не оказались в пролове – капитан второго судна был старпомом у Г.П. Головатюка, два раза ходил в этот район, поэтому проблем, где и что искать, не будет. Главное, чтобы была промысловая обстановка – морской монах, который держится косяками на глубине от 1 000 до 500 метров, всё-таки непредсказуем. Ярусоловы будут не только вести добычу, но и обрабатывать уловы. Каждый ЯМС может загрузить в свой трюм до 300 тонн замороженной в специальной воздушной камере рыбы.
Ещё один ярусолов – «Тибурон» – также вскоре отправится в район Канады и США для промысла угольной рыбы.
Эти суда будут работать за пределами экономической зоны России. Здесь им по законодательству не запрещено вести промысел. Но все-таки главное назначение ярусоловов – это освоение промысловых квот донных пород рыб в прикамчатских водах. Более того, освоение именно этих ресурсов региона в предыдущие 15 лет во многом зависело от работы ярусных судов, приносивших значительный доход Камчатке и государству в целом.
Однако современные суда, сохранившие высокую техническую готовность выйти в море, где есть обученные экипажи, и знающие, что и как ловить, уже долгое время стоят у причалов. Каждые сутки их простоя выливаются в недовыпущенную продукции на 5 млн. рублей и в 1 млн. рублей потерь для бюджета в качестве налогов и сборов. Не секрет, что подавляющее большинство антикризисных мер требуют государственной финансовой поддержки. Но для выхода в море полностью снаряжённым для промысла судам с готовыми экипажами материальная помощь не нужна. В это и состоит парадокс ситуации.
Надежды на промысел трески в январе-апреле 2009 года не оправдались. В результате компания понесла убытки, которые в численном выражении составляют около 500 млн. рублей по товарной продукции. Следствием этого являются потери по налогам и сборам для бюджетов всех уровней в сумме не менее 90 млн. рублей и по зарплате рыбаков – в 85 млн. рублей из расчётов прежних лет. Сейчас без работы остались не менее 500 рыбаков, без средств к существованию – 1200 членов их семей, существенные потери несёт камчатский судоремонт и вся инфраструктура полуострова.
Капитан Головатюк, как и другие рыбаки, работающие на ярусоловах уверены в том, что проблема в скором времени просто обязана разрешиться, поскольку речь идёт о прямом государственном интересе. Ну не враги же мы сами себе. К сожалению, не все и не всегда понимают этот государственный интерес. Выразителями таких частных мнений обычно являются «заказные» статьи в «жёлтой» прессе. Вот опять отличилась одна из наших региональных газет в поливании ведущей отрасли Камчатки грязью. Как говорит Г.П. Головатюк, раньше рыбаки охотно читали эту газету в море, поскольку там были хорошие аналитические статьи, но теперь там одни ужастики и чернуха. Кстати, редактор этой газеты уже проигрывал судебную тяжбу с «Акросом», защищавшим свою деловую репутацию. Погоже, это тот случай, когда от пагубной привычки жить в грязи избавиться сложно. «Нам бы этого редактора на пароход» – говорит Г.П. Головотюк – «Мы бы его быстро перевоспитали. Хотя от таких людей судоэкипажи обычно стараются поскорее избавляться».
Как мы видим на примере «Акроса», сегодня камчатские рыбаки стремятся создать задел на будущее, находя любую возможность выпустить суда на промысел в то время, когда много разговоров о преодолении последствий мирового финансового кризиса, но не так уж много реальных действий для этого.