Газета «Рыбак Камчатки»

Краевую «казну» обсудила общественность

Публичные слушания по проекту закона Камчатского края «Об исполнении краевого бюджета за 2008 год» прошли в здании краевого правительства.

Основные цифры, с которыми край закончил прошлый год, таковы: доходы составили 24 719 млн. руб. (92,5 % от запланированного), расходы – 26 856 млн. руб. (84 %). Если заглянуть в подготовленные к слушаниям материалы, то картина вырисовывается не очень радостная.

Рыбный край с неиссякаемыми (если, конечно, к ним бережно относиться) водными биоресурсами, имеющий свои месторождения золота, платины и других металлов, в большей степени живёт на безвозмездные поступления из федерального бюджета. Дотации, субвенции и субсидии составляют 68,8 % от общей суммы краевых доходов. Вторую по значимости долю поступлений в краевую казну составляет налог на доходы физических лиц (55 %) – в основном деньги берутся с тех, кто добывает их своим трудом, производя какие-либо товары или предоставляя услуги. Причём собирают этот налог практически полностью – исполнение к годовому назначению составило 99,5 %. Налог на прибыль организаций имеет гораздо меньшую долю в бюджете края (14,1 %), да и собирается похуже – всего лишь на 72,5 %. От предпринимательской и «иной деятельности» поступает в казну ещё меньше: доля её – всего 1,6 %.

Видимо, поэтому депутаты краевого Законодательного собрания уделили на слушаниях особое внимание вопросам пополнения бюджета. Есть, конечно, и объективные причины того, что ручеёк средств, поступающих в казну, достаточно жидок. Бюджет недополучил плату за водные биоресурсы из-за снижения ставки до 15 %, «Корякгеолдобыча» тонет в убытках из-за необходимости увеличить расходы на приобретение оборудования для более глубокой переработки сырья и падения цен на продукцию. Но почему-то убыточным оказалось и Камчатскэнерго, удивлялись депутаты, хотя большинство населения всё же исправно платит за полученные тепло и электроэнергию. Создано государственное предприятие «Камчатэнергоснаб», которое постепенно берёт на себя поставки угля и мазута. Но до сих пор 80 % грузов для краевого теплоэнергетического комплекса перевозят незарегистрированные на полуострове организации. Соответственно, и налоги от их деятельности остаются не в нашем регионе.

Мы гордились тем, что наш регион – экологически чистый. Но этой весной, как никогда, очень грязно на улицах Петропавловска и посёлков Елизовского района. Поэтому давно уже назрела необходимость сделать конкретные шаги по строительству завода по переработке мусора – это и новые рабочие места, и налоговые поступления в бюджет. И, в конце концов, эстетическое восприятие территории, поскольку и самим в грязи жить неприятно, и иностранцев непрезентабельный вид Петропавловска будет отпугивать.

Ни одна администрация Камчатской области не избежала критики за использование госсобственности. Не стало исключением и нынешнее краевое правительство. Как прозвучало на слушаниях, не была произведена инвентаризация краевого имущества (хотя это и сложно сделать из-за того, что работы прибавилось после объединения двух субъектов). Зачастую оно передаётся в аренду без проведения торгов, необоснованно занижаются арендные ставки. По мнению представителя краевой контрольно-счётной палаты, агентство по управлению госимуществом не применяло принципа экономической выгоды, к тому же, не контролировало поступлений средств от аренды в краевой бюджет.

Поэтому принятые на слушаниях рекомендации правительству были довольно жёсткими. Чиновникам необходимо изменить подход к оценке исполнения бюджета, перейти от простой констатации плановых и фактических показателей к оценке экономичности, эффективности и результативности использования бюджетных средств. Профильным министерствам участники слушаний предложили выработать целевые направления по увеличению налоговых и неналоговых поступлений в доходную часть краевого бюджета. Последнее предложение заместитель председателя правительства Камчатского края, министр финансов Наталья Пархоменко «отпасовала» самим народным избранникам – не только министры, но и депутатский корпус должен позаботиться о повышении краевых доходов, и от такой помощи не откажется ни одна структура правительства края. Тем более, что запас прочности федерального бюджета не безграничен, в условиях мирового финансового кризиса рассчитывать на увеличение финансовой помощи из Москвы не приходится.

Нашлись у участников слушаний претензии и к использованию того немногого, что удалось собрать в краевой «казне». Расходы на ЖКХ, особенно на приобретение топлива, огромны. В то же время население возмущено низким качеством коммунальных услуг, а эффективность затрат на ЖКХ и ресурсосбережение пока только обсуждаются. Почти в каждом районе Корякского округа есть своё месторождение угля, но закупают этот вид топлива в Кузбассе за большие деньги. При этом возят уголёк в открытых самосвалах, приезжает он к потребителям с песком и снегом, к тому же не весь – много его при перевозках просто «распыляется» по камчатским дорогам.

Выделенные на финансирование программы поддержки оленеводства средства достались коммерческой структуре и неизвестно, вернутся ли они обратно в бюджет. К тому же, программа предназначена также и для увеличения рабочих мест. Но в результате такого «финансирования» численность оленеводов увеличилась… лишь на одного человека.

Совершенно не финансировалось развитие туризма, морских перевозок в крае, которые могли бы стать альтернативой авиации. Поэтому в числе других появились рекомендации разработать мероприятия по ресурсосбережению, сокращению издержек в сфере энергетики, а в жилищно-коммунальном хозяйстве установить обоснованные лимиты потребления энергоресурсов и жёсткий контроль за их расходованием; усилить контроль со стороны правительства за деятельностью агентства по управлению имуществом, активизировать работу по проекту закона края «О порядке управления и о распоряжении имуществом, находящимся в государственной собственности Камчатского края».

Все эти рекомендации должны быть учтены при формировании и исполнении бюджета будущего года.

Максим ТРУШ.