Газета «Рыбак Камчатки»

Нашла коса на... море? Октябрьская коса — клубок проблем

«Дань морю в 20 миллионов», «Девять километров проблем», «Ураган терзает посёлок Октябрьский», «Остановить море»... Заголовки статей, в которых отражаются людские заботы, волнение, надежда... Волнение о посёлке, который наперекор стихии всё ещё стоит на Октябрьской косе, и надежда на то, что про жителей этого посёлка не забыла выбранная власть и оплачиваемая ими наука...

О чём же идёт речь? Если не все, то большинство жителей Камчатки знают, что на Октябрьской косе морские волны разрушают дорогу и жилые дома, что во время сильных штормов посёлок оказывается отрезанным от «большой» земли, а на устранение последствий стихийных бедствий, почти ежегодно возникающих на косе, тратятся значительные бюджетные средства. Всё это так и есть, однако за чередой повторяющихся проблем нельзя забывать о более грозной опасности: подчиняясь законам природы, Октябрьская коса уже в недалёком будущем может быть прорвана севернее посёлка (подробнее об этом писалось в другой статье авторов ещё три года назад).

Зачем ОНА нужна?

Суть проблем понятна, остаётся решить «простой» вопрос: оставить всё как есть или действовать как-то по-другому? В первом случае мы из года в год будем ходить по привычному кругу: шторм — размытая дорога и разрушенные дома — преодоление последствий стихии — короткий период затишья до новой бури. Действуя подобным образом, мы непременно дождёмся прорыва косы, после которого ремонт дороги или жилых домов станет ненужным — успеть бы людей вывезти в безопасное место. (Восстановить утраченную целостность косы практически невозможно, так как промоина в её теле будет непрерывно расширяться и углубляться мощным отливным потоком из эстуария). В этом случае Камчатский край потеряет посёлок и косу, а жители Октябрьского останутся без крова и работы. Если то же самое выразить в цифрах, то Камчатка лишится (хотя бы на один сезон) около 10 % годового объёма промысла лососей и получит две тысячи беженцев. Нужно ли это кому-нибудь? Очевидно, что нет.

Итак, «ждать у моря погоды» нельзя — Охотское море медлительности не простит и то, чего люди сами не берегут, возьмёт себе. Следовательно, надо действовать, и что особенно важно, действовать обдуманно.

Три способа решения проблем

Существующие проблемы Октябрьской косы могут быть решены тремя путями. Первый из них радикальный — можно просто закрыть посёлок, переселить его жителей, а про косу «забыть». Однако без крайней на то необходимости рубить с плеча нельзя, ведь итог получится почти такой же, как при «ничегонеделаньи» — коса и посёлок будут потеряны для края, а люди оторваны от своих корней. Соответственно, вместо старых проблем Камчатка получит новые, столь же болезненные — надо будет ежегодно заполнять «дыру» в краевом бюджете и обеспечивать насущные потребности двух тысяч переселенцев.

Второй способ заключается в проведении берегозащитных мероприятий, которые позволили бы:

а) оградить находящиеся на Октябрьской косе постройки от разрушения морскими волнами;

б) предотвратить разрушение самой косы (при этом подходе посёлок остаётся на косе); но и этот вариант имеет свою слабую сторону: как бы мы ни укрепляли косу, над ней всегда будет «висеть» угроза исключительного по своей силе шторма или цунами, которые могут разрушить и косу, и всё находящееся на ней.

И, наконец, третий вариант — «компромиссный». Он предполагает переселение всех постоянно проживающих в посёлке людей «на материк», укрепление косы и организацию на ней вахтовой работы. Возможный минус такого подхода — его высокая затратность на начальном этапе, однако в долговременном плане его плюсы (в том числе и экономические) несомненны.

Выбор того или иного способа решения проблем Октябрьской косы находится в компетенции региональной власти. Поскольку в данном случае речь идёт о благополучии тысяч людей и судьбе важного для края рыбопромышленного центра, решение должно быть надёжно обоснованным и в полной мере учитывать современное состояние Октябрьской косы, перспективы её укрепления, экономическую целесообразность того или иного образа действий. Первые два пункта требуют специальных (геоморфологических и гидрологических) исследований, охватывающих саму косу, прибрежную часть моря и устьевую область р. Большая.

Научное обоснование — залог успеха

После прочтения предыдущего абзаца кто-то может засомневаться: а зачем что-то исследовать, тратить на это время и деньги? Может, всё решить и сделать «на глазок»? Можно, конечно, и так. Только ничего хорошего такой подход не принесёт — это весьма наглядно подтверждается многолетним опытом «борьбы» за Октябрьскую косу. Например, в 2005 г. её с морской стороны укрепляли скальными глыбами и потратили на это около 20 млн. рублей. Уже через год большинства из этих глыб на пляже не было — они попросту «утонули» в песке. (Подобное явление легко пронаблюдать лично — если встать на мелкий песок в зоне досягаемости морских волн, то ноги очень быстро начинают «тонуть». То же самое случилось и с глыбами). То есть деньги ушли в песок.

А между тем, эффективность использования средств могла бы быть значительно выше — для этого надо было воспользоваться достижениями отечественной науки, которая по части защиты берегов занимает одно из ведущих мест в мире. Тем более, что в нашей стране хватает положительных примеров сотрудничества науки и практики, например, на берегах Каспийского, Чёрного и Балтийского морей, на Сахалине и в Приморье.

Надежда есть!

Итак, Октябрьская коса и все постройки на ней находятся под угрозой разрушения. Для устранения этой опасности нужна политическая воля власти, которая изменит привычный, и в некотором смысле самоубийственный, порядок вещей на косе. Очень хочется надеяться, что движение в нужном направлении уже началось: «для окончательного решения проблемы размыва косы… Правительство края намерено обратиться за помощью к науке, изучающей жизнь моря и происходящие в нём процессы…». («Рыбак Камчатки», 25.03.2009 г.).

Всеволод ЛЕМАН, канд. биол. наук, зав. лаборат. воспроизводства лососёвых рыб ВНИРО и лабораторией оценки антропогенного воздействия на водные биоресурсы КамчатНИРО;

Сергей ГОРИН, научн. сотр. лаборат. воспроизводства лососёвых рыб ВНИРО, сотрудник кафедры гидрологии суши МГУ им. М.В. Ломоносова.