Журнал «Fishnews»

Внешнеторговая практика и законодательство в ведущих рыболовных странах мира. Часть 2

2. НОРВЕГИЯ

Законодательная система внешней торговли Норвегии отличается наличием специфических «рыбных» нормативных актов, которые определяют порядок реализации рыбных товаров на внутреннем и внешнем рынках, имея между собой тесную связь.

Правительство Норвегии выступает за то, чтобы Российская Федерация стала членом ВТО и чтобы переговоры об условиях ее вступления в ВТО были завершены в возможно короткие сроки.
В 2004 г. Россия стала основным рынком сбыта рыбных товаров Норвегии, опередив Данию (328 тыс. т на сумму 3,1 млрд. крон).

Для Норвегии рамочные условия ВТО чрезвычайно важны.

Норвегия обладает относительно небольшим экономическим потенциалом и открытой экономикой, в которой важное место имеет эффективное использование природных ресурсов (рыбы и нефти). В этой связи Норвегия придает особое значение охране окружающей среды и разумному использованию природных ресурсов.

Инициатива Норвегии не находит должной поддержки среди ряда рыболовных стран мира. Так, большинство развивающихся и некоторые из промышленно развитых стран являются откровенными противниками изменения положений ВТО в том, чтобы они лучше учитывали природоохранные аспекты. Свое негативное отношение они объясняют тем, что эти положения могут использоваться в протекционистских целях.

Норвежское правительство считает, что в мировой рыбной торговле природоохранные аспекты должны учитываться в значительно большей степени и призывает интегрировать вопросы охраны окружающей среды в обсуждение любого предмета переговоров в рамках ВТО. Неважно, касаются ли они либерализации мировой торговли или обновления норм ее регулирования. Норвегия также выступает за то, чтобы ВТО в большей степени координировала принятие решений в рамках своей компетенции с деятельностью международных организаций, занимающихся проблемами экологии (с предоставлением им больших гибких полномочий).

Важно, по мнению норвежских властей, чтобы ВТО разрабатывала основополагающие критерии для производства и потребления экологически чистых товаров и услуг.

Другой важной проблемой становится расширение сети региональных торговых соглашений. Необходимо обеспечить гарантии того, чтобы процессы создания таможенных союзов или заключения договоров о свободной торговле проходили в полном соответствии с положениями многостороннего торгового соглашения и не противоречили им.
По мнению правительства Норвегии, на ближайших форумах ВТО необходимо вынести на обсуждение такие проблемы, как:

- доступ на рынки промышленных товаров;

- многосторонняя нормативная база, регулирующая вопросы государственных закупок и их открытости;

- общие правила электронной торговли;

- многосторонние договоренности о соблюдении правил конкурентной политики;

- торговля и охрана окружающей среды;

- торговля и инвестиции;

- совершенствование многосторонней нормативной базы.

В соответствии со статьей 20 Сельскохозяйственного соглашения, целеполагающей установкой на долгосрочную перспективу является, с одной стороны, достижение значительного постепенного сокращения субсидий и снижение уровня защиты национальных производителей сельхозпродукции, а с другой – продолжение переговоров с учетом опыта реализации данного соглашения, включая вопросы его неторговых аспектов (безопасность продуктов питания и охрана окружающей среды).

Позиция Норвегии состоит в том, что функциями и задачами сельского и рыбного хозяйства является не только производство продуктов питания, но и сохранение негородского населения и мест его проживания в отдельных регионах, обеспечение продовольственной независимости, качественная охрана природы. Такая позиция разделяется ЕС, Исландией, Республикой Корея, Швейцарией и Японией.

Для России такая позиция важна в связи с необходимостью решения известных проблем рыбного хозяйства (поддержание рыболовства в районах Севера, защита национального производителя, вклад отрасли в хозяйственное освоение отдаленных или малозаселенных территорий и др.). В этой связи требуется легализация регионального и экологического протекционизма при взятии Россией обязательств перед ВТО (что для многих высокоразвитых малых стран с «точечной» экономикой во многом чуждо). России следует искать соответствующей поддержки у Норвегии как ведущей рыболовной страны.

Надо отметить позицию Норвегии в части реализации Соглашения по услугам. Норвегия выступает за регламентацию условий торговли услугами в области судоходства. Пока ее инициатива не дала желательных результатов. Одна из причин этого, позиция США, которые не желают брать на себя соответствующие обязательства. В целом Норвегия заинтересована в том, чтобы другие страны использовали такие же национальные правила конкурентной политики в отношении поставок услуг норвежскими компаниями на их рынки, какие существуют для иностранных поставщиков услуг на ее рынок.

В части либерализации торговли промышленными товарами Норвегия последовательно снижает импортные таможенные пошлины на промышленные товары, что уже не имеет существенного значения для сохранения конкурентоспособности норвежских предприятий на рынке Норвегии. Однако эта страна заинтересована в расширении своих зарубежных рынков (прежде всего рыбных товаров и текстильных изделий).

Рассматривая вопрос о таможенных преференциях, следует отметить, что не только Россия, но и ведущая рыболовная страна мира Норвегия, полноправный член Европейского экономического пространства (ЕЭП), сегодня констатирует ограниченные условия доступа норвежских производителей рыбных товаров на рынки ЕС.

Норвегии приходится поставлять в ЕС главным образом мороженую, соленую или вяленую рыбу, но не высокотехнологичные рыбные товары. В последние годы Норвегия неоднократно пыталась добиться от ЕС тарифных уступок применительно к экспорту рыбных товаров, но ее усилия не принесли результатов (за исключением экспорта атлантического лосося, поставки которого регулируются отдельным соглашением).

Норвежские министры рыболовства в своих выступлениях неоднократно выражали недовольство этой ситуаций, считая, что она противоречит тенденциям либерализации мировой торговли рыбой в соответствии с нормами ВТО.

Зная экспортные интересы Норвегии, российская сторона должна учесть, что структура экспортных поставок России в ЕС базируется на мороженой рыбе, филе и икре осетровых, которые не выступают особыми конкурентными товарами потенциального норвежского экспорта. С другой стороны, именно ситуация непредставления Норвегии льготных таможенных преференций на качественные рыбные товары показывает, что России, не члену ЕЭП, данные преференции будет получить значительно сложнее. Возможно, решение этого вопроса потребует компромиссных пакетных Соглашений, когда взамен Россия предоставит свои преференции на импорт товаров и услуг из ЕС, уже не относящихся к сфере рыболовства и экспорта рыбных товаров.

Очевидно, Россия при вступлении в ВТО должна обеспечить определенную защиту своих товаропроизводителей на Севере относительно возможной экспансии Норвегии (предварительно полезно проведение консультаций с Норвегией в рамках упорядочения приграничной торговли, например, согласование нетарифного ограничения экспансии норвежского присутствия в регионах Севера). Норвегия выступает за упрощение пограничного контроля и других процедур, связанных с торговыми операциями с Россией.

Норвегия использует электронную торговлю. Россия и регионы Севера в таком виде торговли значительно отстают, что снижает возможности взаимодействия.

Норвегия активно поддерживает усилия ВТО по развитию системы государственных закупок. Мировой рынок таких закупок составляет примерно 15% от совокупного ВНП всех стран. Норвегия готова экспортировать на этой основе, в частности, работы по строительству гидроэлектростанций и информационные услуги. При этом норвежский режим государственных закупок, соответствуя нормам ЕС, уже носит открытый характер. Норвегия намерена активно продвигать этот вопрос в ВТО.

Для России это представляет некоторую угрозу в секторе судостроения и судоремонта.

Норвегия – сторонник стандартизации условий труда (новая сфера деятельности ВТО).

Более сложное отношение Норвегии к регулированию рынка инвестиций (по переговорам о «МАИ»). Пока существуют разные точки зрения на то, как можно регламентировать рынок капитальных вложений. Норвегия склонна учитывать интересы слаборазвитых стран и экологические проблемы, что предполагает пока ее «неактивную позицию».

Следует отметить влияние исполняемых задач в регулировании национального рыболовства и в сложившейся структуре рыболовных министерств или ведомств. Здесь показательно разделение управленческих рыбохозяйственных функций в Норвегии, где имеются: (1) Министерство рыболовства; (2) Директорат рыболовства и ряд других структур (Директорат береговой администрации, Институт морских исследований, Гарантийная касса рыбаков, Национальный рыбный банк); (3) Береговая охрана.

Как показывает анализ, внешнеторговые функции по-своему реализуются во всех этих структурах.

Общеполитические вопросы решаются в Министерстве рыболовства Норвегии, в котором в 2005 г. работало свыше 90 чел. В их числе – отстаивание национальных интересов страны, участие в международных организациях и комиссиях, переговоры по национальным квотам, законодательная деятельность и др.

Цели и задачи Министерства: 1) формирование и осуществление рыболовной и внешнеторговой политики; 2) оптимальное использование биологических ресурсов; 3) управление морской средой; 4) предотвращение загрязнений; 5) обеспечение безопасности мореплавания; 6) поддержание рентабельности рыбной промышленности; 7) распределение дотаций; 8) обеспечение занятости; 9) обеспечение техники безопасности и условий труда; 10) повышение конкурентоспособности морского транспорта; 11) обеспечение навигационных условий; 12) повышение эффективности административной деятельности и др.

Директорат рыболовства – рабочий орган министерства численностью 550 чел. Это ведомство функционирует в Бергене и решает оперативные задачи: распределение квот между судами; управление режимом промысла; разработка нормативных документов для рыболовства, переработки рыбы, производства рыбных товаров, развития товарной аквакультуры; лицензирование всех видов деятельности; осуществление контроля промысла; сбор статистических данных и др.

Важно, что Директорат имеет 9 региональных структур на побережье Норвегии (свыше 300 чел.), взаимодействующих с местными органами власти.

Для Минсельхоза России особый интерес представляет наличие в этом Департаменте специального Управления по вопросам рыболовного права.

Специфические внешнеторговые функции реализует и Береговая охрана (700 чел.). Это, в частности, проведение инспекций в местах выгрузки и продажи грузов, принятие мер по пресечению незаконной рыболовной и внешнеторговой деятельности, контроль за соблюдением режима рыболовства и др.

Основополагающим законом по торговле рыбой является закон № 3 от 14 декабря 1951 г. «О сбыте рыбы-сырца». Закон устанавливает, что любая реализация рыбы в «первые руки» независимо от того, где она выловлена, с целью переработки, сбыта, экспорта должна осуществляться только через специально созданные организации (кооперативы) по сбыту рыбы, которые утверждаются в Директорате рыболовства. Действие закона также распространяется и на поставки рыбы в «первые руки» с иностранных судов.

Согласно «Акту от 11 июня 1993 г. по ценовому регулированию рыбных товаров», Министерство рыболовства имеет право устанавливать минимальную цену импорта (если на рынке есть ценовые нарушения). Но пока такие меры не применялись.

Такое внешнеторговое регулирование деятельности кооперативов в последующем было закреплено также в «Законе о морском промысле» (№ 40). На основании этого закона этим организациям (кооперативам) в определенной степени предоставляются государственные функции управления отраслью и регулирования рыболовства. В частности, на этой основе идет регулирование ценообразования на рыбные товары.

Устав и правление конкретного кооператива утверждается в Директорате рыболовства, а руководитель назначается Министерством рыболовства. Для справки: кооператив по реализации пелагической рыбы (г. Берген) уже в 2001 г. реализовал 2,4 млн. тонн рыбы на сумму около 800 млн. долл. США. Это – крупнейший оптовый продавец рыбы в мире.

Законом допускается реализация рыбы и через другие специализированные организации или предприятия, которые для такой деятельности должны получать разрешение Директората рыболовства. Другие пути реализации (и экспорта) рыбы являются нарушением действующего законодательства.

На основе указанного закона утверждено Постановление от 29 июня 1990 г. «О реализации рыбы-сырца в «первые руки», в котором детально определяются все особенности рыбной торговли (включая перечень региональных кооперативов, список видов реализуемых рыб и др.). При этом регламентируется запрет на сбыт рыбы и продукции из нее с судов, которые сами доставляют рыбу в иностранный порт или на иностранное судно непосредственно в море (в районе промысла).

Регулирование экспорта рыбных товаров установлено в законах № 30 от 13 декабря 1946 г. «О запрете экспорта» и от 30 июня 1955 г. «О регулировании и контроле над производством, реализацией и экспортом рыбы и рыбных товаров», который уточнил ряд понятий и экспортных процедур.

В Норвегии экспортом рыбных товаров считается вывоз (реализация) с территории Норвегии норвежскими предприятиями через соответствующие экспортные органы или экспортный совет выработанной в Норвегии продукции или приобретенной и переработанной рыбной продукции. При этом право экспорта предоставлено только экспортерам, получившим разрешение от Министерства рыболовства на такую деятельность.

Введена специализация экспортеров по видам рыбных товаров.

Экспертный совет, назначаемый Министерством рыболовства в качестве совещательного органа, через свои региональные отделения обязан контролировать экспорт товаров, регулировать производство и реализацию, проводить финансовый контроль экспортеров, устанавливать цены на продажу продукции, вести учет объемов и средств от экспорта. Допускается продажа рыбы и отдельными экспортерами, входящими в экспертный совет или получившими разрешение на такой вид деятельности. При этом экспорт осуществляется по условиям и ценам, установленным советом.

Таким образом, в рыночной Норвегии осуществляется эффективное регулирование внешней и внутренней рыбной торговли (табл. 1.1).

Отдельными постановлениями 1956-1957 гг., утвержденными резолюцией Кронпринца, конкретизирован порядок и регулирование экспорта отдельных видов рыбы или рыбных товаров (экспорт свежей рыбы и моллюсков, мороженой рыбы и филе, соленой и сушеной рыбы, сельди, консервов, рыбной муки и жира и др.).

Предписанием (постановлением) департамента рыболовства от 29 ноября 1983 г. «Об осуществлении регулирования экспорта рыбы и рыбных товаров» задан порядок лицензирования и контроля за деятельностью экспортеров, а также определен список рыб и рыбных продуктов, обязательных для экспортного лицензирования.

В Норвегии нет отдельного закона по регулированию импорта рыбы и рыбных товаров.

Сбыт продукции вылова норвежских судов осуществляется с оформлением документов через соответствующий сбытовой кооператив, независимо от того, где была выловлена эта рыба. При вывозе продукции за пределы экономической зоны для реализации в иностранном порту или при перегрузке вылова на иностранное судно для дальнейшей реализации в иностранном порту оформление осуществляется также через сбытовой кооператив (в том числе уполномоченной кооперативом компанией, имеющей лицензию на экспорт).

Экспортом считаются те рыбные товары, которые были доставлены или оформлены для продажи в «первые руки» через сбытовой кооператив с последующим оформлением после обработки или перегрузки.

Экспортная лицензия в Норвегии выдается Экспортным советом с разрешения департамента рыболовства сроком на один год при стоимости ее оформления 15 тыс. норвежских крон (1700 долл. США). По нашему мнению, такая практика была бы полезна в России для пополнения доходной части государственного бюджета.

Контроль за экспортными поставками и проверка документов ведется в норвежских портах инспекторами директората рыболовства или представителями сбытового кооператива.

Вылов норвежских судов в экономических зонах других стран или в открытом море при поставке в Норвегию не входит в понятие импорта и не отражается в статистике импорта рыбных товаров. При продаже рыбы в иностранном порту должен соблюдаться тот же порядок, что и при вылове из норвежской зоны (оформление документов через сбытовой кооператив и экспортный совет).

Из кооператива вся информация по выгрузкам или поставкам норвежских судов, независимо от района промысла и порта выгрузки, представляется в Директорат рыболовства Норвегии (г. Берген).

Иностранные поставки рыбы и рыбных товаров в порты Норвегии непосредственно из районов промысла (в том числе при наличии судов-посредников) осуществляются при участии сбытового кооператива.

Согласно законодательству Норвегии, право покупать рыболовное судно дается лишь норвежским физическим или юридическим лицам. В последнем случае компания должна иметь главный офис в Норвегии, а большинство членов Правления компании должны быть норвежцами. Норвежские граждане также должны иметь минимум 60% акций на рыболовное судно.

Некоторые важные функции регулирования внешней торговли в Норвегии выполняет Таможенный тариф с многочисленными ссылками на нормы других документов и международных соглашений.

На этой правовой основе регламентируется, в частности, импорт в Норвегию рыбы и рыбных товаров, так:

1. Предприятие должно иметь официальное разрешение Директората рыболовства или Государственной инспекции по контролю качества продуктов питания (ГИКП), которые ведут реестр предприятий под специальными разрешительными номерами.

2. Рыбные товары не выпускаются Таможенной службой Норвегии в свободное обращение без разрешения надзорного органа, который принимает решение о необходимости проверки товара и взятия проб.

3. При ввозе в Норвегию импортер должен заблаговременно информировать местный надзорный орган о следующем: вид товара, его количество, порт и дата ввоза, страна происхождения товара.

4. Товарам, не соответствующим норвежским предписаниям по качеству, может быть отказано в импорте, за исключением тех случаев, когда Норвегия обязана в соответствии с международными соглашениями принять товар, произведенный по менее строгим правилам.

При экспортно-импортных операциях, осуществляемых норвежскими фирмами с компаниями тех стран, у которых Норвегия имеет договоры о свободной торговле (страны ЕС, двусторонние договора и др.), должен представляться сертификат происхождения товара. Необходимо отметить, что с 1 января 1997 г. договоры о свободной торговле были объединены в систему, получившую название «Европейской кумуляции» и включающую 29 стран.

Норвегия имеет сниженные или нулевые ввозные пошлины, используемые в отношении товаров из развивающихся и наименее развитых стран, пользующихся таможенными льготами в соответствии с Генеральной системой преференций (ГСП) Норвегии.

Льготный тариф Норвегии при ввозе товаров из отдельных стран ГСП предоставляется в одностороннем порядке, в то время как по договорам о свободной торговле он носит взаимный характер. В этой связи предприятия и фирмы этих стран, на основании сертификата происхождения товара (включая рыбные товары), пользуются таможенными льготами по сравнению с предприятиями и фирмами из третьих стран, в том числе из России.

Для получения экспортером сертификата происхождения товара необходимо выполнение правил, зафиксированных в протоколах к соглашениям. Эти правила, в частности, содержат критерии определения степени обработки сырья или материалов, ввезенных из третьих стран и использованных для производства конечной продукции или готовых изделий. В качестве сертификата используется товарный сертификат формы EUR.1 или фактура-декларация.

Норвежская статистика внешней торговли ведет учет по всей территории страны.

Импортная статистика ограничивается учетом ввозимых товаров, которые используются или потребляются в стране, а также тех, которые декларируются при помещении на таможенный склад. Важно отметить, что вылов рыбы судами под норвежским флагом не учитывается в импортной статистике.

Экспортная статистика ограничивается учетом вывоза товаров, поступающих непосредственно из каналов свободного обращения и таможенных складов. В частности, не учитываются в этой статистике товары для морских и воздушных судов, а также нефтяных платформ, зарегистрированных в Норвегии, а также материалы, товары, оборудование, предназначенные для снабжения норвежских или иностранных морских или воздушных судов в портах/аэропортах Норвегии.

Соглашения между Норвегией и ЕС по лососю ограничивают экспорт норвежского лосося на рынок ЕС. Оно основано на уровне поставок 1997 г. в объеме 220000 т лосося. Планируется увеличение «потолка» (ежегодно до 10%). Этот экспорт облагается налогом в размере 3%, а полученные средства используются для маркетинга.

В связи с дискуссией о целесообразности принятия в России федерального закона «О рыбной торговле» и ряда других специфических законов следует отметить наличие в Норвегии Закона от 28 мая 1959 г. № 12 «О контроле качества рыбы и рыбных товаров».
В параграфе 2 этого закона записано:

«Для обеспечения наилучших возможностей для сбыта и достижения устанавливаемых требований по качеству рыбы и рыбных товаров, которые будут реализовываться внутри страны или вывозиться за ее пределы, Король может подписать указы:

1. О сбыте, переработке, сохранении, складировании и транспортировке рыбы и рыбных товаров на основе:

а) рыболовных судов и других транспортных средств, которые будут использоваться при промысле и транспортировке рыбы и рыбных товаров;

б) производственных и вспомогательных помещений и сооружений, которые будут использоваться при переработке, сохранении, складировании и реализации рыбы и рыбных товаров;

2. О полном запрете на использование определенных видов или размеров рыбы, или продукции из такой рыбы, или таковом запрете на определенный период времени, или в определенном промысловом районе;

3. О регулировании сбыта рыбы и рыбных товаров на переработку, для воспрепятствования ухудшению качества при дальнейшей переработке;

4. О требованиях к качеству и сортировке по качеству, ассортименту, наименованию, упаковке, маркировке и процентному содержанию;

5. О запрете к ввозу, реализации и вывозу рыбы и рыбных товаров, которые не обследованы или не имеют упаковку, маркированную предписанным образом, а также об экспорте и прямых поставках рыбы и рыбных товаров из районов промысла в иностранные порты;

6. О требовании специальной квалификации у технического персонала рыбоперерабатывающего предприятия».

По данному закону (параграф 4), Король может принять ограничения в отношении тех, кто непосредственно производит упаковку, переработку, складирование, хранение, транспортировку, ввоз, реализацию или вывоз рыбы и рыбных товаров, или изготовление, или реализацию упаковки/тары для таких товаров и должен заранее информировать о своей производственной деятельности официальный орган надзора по правилам, установленным Министерством рыболовства (от 8 апреля 1960 г.).

С 1 января 1999 г. Норвегия стала внешней границей ЕС относительно ветеринарного контроля (включая продовольствие). Норвегия внедрила нормы ЕС по маркировке (чекам) изделий животного происхождения из третьих стран.

Известная система обеспечения качества на основе анализа критических пунктов риска НАССР (Hazard Analysis Critical Control Point) реализуется на основе 16 норвежских инспекционных постов, через которые идет импорт рыбы и рыбных изделий. Кроме того, имеется около 30 инспекционных центров. Ветеринарный и ценовой контроль осуществляется разными специалистами.

По контролю рыбных товаров в Норвегии применяется больше процедур, чем по продукции сельского хозяйства (животноводству). Создан специализированный центр контроля за продукцией аквакультуры. Работы в этой области координируются с ЕС. Особое внимание уделяется запрету использования в структуре кормов для аквакультуры кормовой муки из костей животных (предупреждение «коровьего бешенства»).

Следует указать на особое внимание норвежских властей по контролю за собственностью флота.

Право покупать рыболовное судно дается лишь норвежским физическим или юридическим лицам. Для получения права иметь судно необходимо представить отчет активного профессионального лова рыбы в Норвегии (хотя бы три года из последних пяти). Когда это законодательство применяется к компаниям, это означает, что по меньшей мере 50% акций компании должны принадлежать работникам, имеющим квалификацию на обладание рыболовным судном.

Учитывая такой положительный норвежский опыт, в середине 2006 г. ВАРПЭ рекомендовала его большее использование в России.

Продолжение в следующем номере.

Юрий БОБЫЛОВ, к.э.н., ведущий научный сотрурдник ОАО «ВНИЭРХ»