Наметилась устойчивая тенденция снижения уровня технологической конкурентоспособности рыбопромышленных предприятий России. Это связанно со снижением объемов валовой добавленной стоимости на единицу затрат. Как отмечается в материалах подготовленных регионами, основными причинами этого являются:
- низкий уровень платежеспособности населения (более трети населения России в 1998-2004 гг. потребляли менее 1 кг рыбы в год);
- низкий спрос на качественную рыбную продукцию (в 1998-2004 гг. ее доля в рынке в натуральном выражении в среднем составила менее 5%);
- потеря сегментов мирового рыбного рынка, обусловленная ростом нетарифных ограничений со стороны стран, входящих в таможенные союзы ЕС, НАФТА, АСЕАН, Латинской Америки и др.).
Произошло снижение роли рыбной промышленности в обеспечении продовольственной безопасности России. Причинами этого является неэффективная тарифная и нетарифная политика государства по управлению экспортно-импортными потоками рыбной продукции.
На снижение уровня конкуренции в отрасли существенное влияние оказали отсутствие эффективных механизмов правового регулирования рыбного рынка и неразвитость институциональных инструментов.
В целом в 1994-2004 гг. уровень конкурентоспособности рыбной промышленности на внутреннем рынке снижался быстрыми темпами (более 5% ежегодно). Это проявлялось в снижении рентабельности (в 4 раза), сокращении прибыли на одного работающего (в 6 раз), отдачи отраслевых инвестиций (в 3,5 раза).
Эффективность использования одной условной тонны биологических ресурсов в разных странах мира отличается в разы. В Японии из одной условной тонны биологических ресурсов производится продукта на 2580 долларов, в Норвегии – на 1765 долларов, в США – на 1350 долларов. А в России – только на 758 долларов.
Россия экспортирует примерно такой же объем водных биоресурсов, как и Китай – около 1,4 млн. тонн. Однако доходы российских компаний от экспорта в 2,6 раза меньше.
Иными словами, Россия торгует сырьем и продает его посредникам. Необходимо продавать готовую продукцию конечному потребителю.
Существуют несколько причин, которые обуславливают сложившуюся ситуацию.
До последнего времени имели место непрерывные и непредсказуемые изменения нормативно-правовой базы по вопросам использования водных биологических ресурсов. Эта нестабильность порождает высокие экономические риски. Предприятия могут планировать свою деятельность только в очень узком горизонте, который не превышает и года. В таких условиях привлечь инвестиции практически невозможно. Инвестиции на одного работающего в отрасли в последние 8 лет были ниже, чем в нефтедобывающей промышленности в 2 раза, и в 3 раза меньше, чем в лесной.
В результате образовался недостаток средств для обновления производства, техническое и технологическое отставание рыбной отрасли России по сравнению с мировым уровнем. К примеру, один работающий в рыбной отрасли России за год производит продукции примерно на 7 тыс. долларов США, в то время как в Европе этот показатель достигает 92 тыс. долларов США. Чтобы преодолеть это отставание, отрасли нужны немалые средства. Общий объем инвестиционной потребности оценивается примерно в 2,5 млрд. долларов США, при том, что суммарная стоимость основных фондов отрасли составляет лишь 1,3 млрд. долларов США, а залоговая стоимость активов и того меньше – около 500 млн. долларов США.
Большинство рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний России сегодня еще слабо представлены на основных мировых рынках. Достаточно сказать, что до сих пор на мировых рынках нет ни одного российского брэнда, под которым продавались бы российские морепродукты. Даже в тех случаях, когда национальные компании продают свою продукцию за рубежом, они практически никогда не ведут согласованной ценовой политики.
Значительный ущерб нашим позициям на рынках наносит браконьерство. Незаконный вылов водных биологических ресурсов и вывоз рыбной продукции за рубеж отрицательно сказываются на состоянии промысловых запасов этих ресурсов и на объеме налогооблагаемой базы рыбопромышленных компаний. По данным таможенной статистики Японии, экспорт в эту страну отдельных видов морепродуктов из России превышает установленные объемы их общего допустимого улова в полтора раза. Эта ситуация характерна также для внешнеторговых отношений с Республикой Корея, Норвегией и другими странами.
Компании, ведущие незаконный промысел водных биоресурсов, как правило, продают их по бросовым ценам, что крайне отрицательно влияет на ситуацию на рынках сбыта.
Во многом браконьерство появилось из-за недостаточно эффективной системы государственного контроля над выловом биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Государство недостаточно эффективно работает в сфере конкурентной защиты национального рыболовства. Например, за последние 4 года на европейском рынке России возросла доля атлантической сельди, экспортируемой из Норвегии и Исландии. Вследствие высоких транспортных тарифов, тихоокеанская сельдь, превосходящая атлантическую по качеству, оказалась неконкурентоспособной на внутреннем рынке.
Импорт в Россию субсидируемых рыбных товаров из Европейского Союза и ряда других рыбопромышленных стран мира подрывает финансово-экономические позиции российских товаропроизводителей. По масштабам импорта в Россию в группе рыбных консервов выделяются «Консервы из сардин и др., включая «шпроты». Они составляют во внешней торговле в натуральном выражении более 50%, а по стоимости – более 40%. В частности, в 2001 году таких консервов было импортировано 206,6 млн. условных банок (72,3 тыс. тонн) на сумму 34,2 млн. долларов.
Рыбная промышленность России до сих пор не сертифицирована в соответствии с европейскими стандартами. Это уже сегодня может закрыть для нас внешние рынки сбыта. Мы будем вынуждены продавать сырье иностранным посредникам, прежде всего в Китай. И здесь заключена проблема не отдельных рыболовных компаний, а отрасли в целом. Решить ее под силу только государству.
Устранив эти причины, Росси сможет перейти от вывоза сырья к экспорту продукции глубокой переработки. Это позволит увеличить стоимость отраслевого продукта в два раза без роста масштабов вылова. Расчеты показывают, что стоимость продукции рыбной отрасли можно увеличить к 2008 году до 5,2 млрд. долларов.
Стоящие перед отраслевыми предприятиями задачи могут быть успешно решены только в том случае, если государство создаст необходимые для этого условия и предпосылки: правовые, организационные, экономические. Предприятия рыбной отрасли ждут от государства, прежде всего, стабильных правил работы. Эти правила должны, с одной стороны, стимулировать выпуск продукции на тех предприятиях, которые готовы работать по-новому, а с другой стороны – перекрыть каналы незаконного промысла водных биоресурсов и связанного с ним оборота рыбной продукции.
Многое в этом направлении уже сделано. Впервые квоты были распределены между рыбодобывающими предприятиями на длительный срок – 5 лет, и это распределение было закреплено юридически путем заключения хозяйственных договоров между рыбодобывающими предприятиями и органом государственного управления. У предприятий впервые появился пятилетний горизонт планирования. Рыночная стоимость предприятий сразу возросла. Все это было с энтузиазмом воспринято рыбаками.
Необходимо закрепить положительные результаты и придать им дополнительную динамику, приняв следующие законодательные акты по направлениям:
1. Рыбохозяйственные научные исследования должны финансироваться в полном объеме из федерального бюджета и не предусматривать внебюджетного финансирования за счет средств от реализации квот на вылов продукции, полученной при проведении научно-исследовательских работ. Объем водных биологических ресурсов, необходимый для осуществления таких работ, должен определяться программами и планами морских ресурсных исследований. Должны быть расширены задачи, стоящие перед отраслевой наукой. Помимо точного прогноза возможного вылова, необходимы данные о состоянии мировых рынков, предложения по новым продуктам и технологиям.
2. Официальные представители России путем участия в международных рыболовных и иных организациях должны создавать благоприятные условия для укрепления и расширения отечественного рыбного промысла в исключительных экономических зонах других государств и в открытых районах Мирового океана, активно отстаивать национальные интересы в международных программах и в торговых переговорах с ведущими мировыми державами. При необходимости государство должно обеспечить и силовую защиту российских рыбаков в Мировом океане.
3. Государство должно надежно защищать российские предприятия, выходящие со своими торговыми марками на основные мировые рынки, от необоснованных тарифных и нетарифных ограничений со стороны правительств других стран.
4. Используя меры тарифного регулирования, государство должно создать отечественному производителю благоприятные условия для сбыта рыбной продукции на внутреннем рынке.
5. Необходимо упростить порядок и сократить сроки оформления рыбной продукции и судов в российских портах соответствующими службами (пограничной, таможенной, ветеринарной, санитарной и др.).
6. Необходимо предусматривать в федеральных бюджетах на предстоящие годы средства для бюджетных инвестиционных кредитов, начиная с 2007 года.
Среди мероприятий, необходимых для поддержки рыбохозяйственных производителей со стороны Правительства РФ, должны быть и структурные изменения в системе управления отраслью. Следует переименовать «Министерство сельского хозяйства» в «Министерство сельского и рыбного хозяйства» по сложившейся в настоящее время структуре.
Согласно Указу № 314 от 9 марта 2004 г. в России установлена трехступенчатая система федеральных органов исполнительной власти: Министерство – Агентство – Федеральная служба. В соответствии с этим указом в Министерство сельского хозяйства РФ входили подведомственные агентства и службы:
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР),
- Федеральное агентство по рыболовству (РОСРЫБОЛОВСТВО),
- Федеральное агентство по сельскому хозяйству (РОССЕЛЬХОЗ).
Однако, распоряжением Правительства России Россельхоз был упразднен в октябре 2005 г. В связи с этим Правительство наделило Минсельхоз РФ дополнительными полномочиями. Вследствие чего в Министерстве образованы новые департаменты (ранее было 7, стало 14).
По указу Президента федеральное министерство:
- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в своей сфере;
- самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
- не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом;
- осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Следует ввести в Департамент правового обеспечения этого Министерства специальную юридическую группу, работающую на защиту интересов государства в области рыбных и сельскохозяйственных производителей, при вступлении Россия в ВТО.
Минсельхозу России необходимо предусмотреть включение в ближайшие планы работы по подготовке законопроектов в области развития рыболовства и производства конкурентной рыбной продукции, строительстве судов флота рыбной промышленности, ускорить разработку закона «О марикультуре», в которых предусмотреть ежегодное выделение бюджетных инвестиционных кредитов под 6-8 % годовых.
В рамках более эффективной торгово-экономической политики для России требуется определение стратегических направлений развития своей промышленности и внешнеторговых связей как в целом, так и с отдельными странами и группами стран. Растет значение разработки и применения в Минсельхозе России и Федеральном агентстве по рыболовству системы методов и инструментов поддержки отечественного бизнеса и экономической защиты национальной экономики от негативного влияния внешних факторов.
В развитых странах мира (США, Евросоюз и др.) государственное регулирование внешнеторговой деятельности включает в себя такие важные меры, как льготное кредитование экспортеров и импортеров, страхование внешнеторговых кредитов и рисков, субсидирование стратегически важных товаропроизводителей и экспортеров, представление временных налоговых преференций и др., что создает благоприятные условия для повышения конкурентоспособности страны на внешних рынках.
Далее рассмотрим другие вопросы повышения эффективности работы рыбохозяйственного комплекса со стороны государства.
Основными факторами низкой конкурентоспособности российского рыболовства и неэффективности внешней торговли рыбой и морепродуктами являются раздробленность производства, износ и старение производственных фондов (включая рыболовные суда), сокращение запасов водных биоресурсов в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России, отсутствие субсидирования морского рыбного промысла и его низкая рентабельность, значительная налоговая нагрузка (на 1 руб. товарной продукции приходится 20-25 коп. налоговых платежей), недостаточность собственных и кредитных оборотных средств.
На снижение конкурентоспособности рыболовных компаний РФ воздействует активная (открытая и скрытая) внешнеэкономическая экспансия иностранных товаропроизводителей, в том числе, добыча иностранными судами в ИЭЗ под российским флагом (бербоут-чартерная схема); фактическая предоплата иностранными фирмами рыбопродукции на условиях кредитования; скупка рыбопродукции в районах промысла за наличный расчет с последующим перегрузом на транспортные суда, зафрахтованные инофирмами, и вывоз ее без таможенного оформления; сдача в аренду российских судов; передача иностранным фирмам квот и права на оперативное управление судами в счет долгов; создание совместных предприятий в целях получения льготных квот, либо перекупка квот иностранными и связанными с ними компаниями у российских предприятий под видом целевых кредитов.
Для рыбного хозяйства России характерны отличительные судовые и береговые особенности производства рыбных товаров (морской мороженой рыбы, рыбных консервов и др.), как объектов внешней торговли, добываемых и реализуемых преимущественно с судов за пределами таможенной границы или в иностранных портах. В частности, лишь 34% экспортируемой мороженой рыбы проходит таможенное оформление ФТС России. Отчасти это обусловливает специфику нормативно-правовой базы, касающейся функционирования рыбного хозяйства России, промышленного использования и охраны ее водных биоресурсов, государственного регулирования соответствующей внешнеторговой деятельности и др.
Особо следует сказать о масштабах субсидирования хозяйства в ведущих рыболовных странах мира, а также рекомендациях ФАО и ВТО в части необходимости изменения структуры рыбохозяйственного субсидирования. Так, нерациональное использование мировых морских биоресурсов и их начавшееся сокращение при общем росте спроса на рыбные товары стимулировало ускоренное развитие товарного рыбоводства (аквакультуры), меняя сложившуюся структуру субсидирования в рыбном хозяйстве.
По оценкам ФАО, при ежегодных затратах на мировое рыбное хозяйство в размере 90-100 млрд. долл., рыболовные субсидии составляют 15-20 млрд. Однако, ситуация с рыболовными субсидиями в РФ все еще отличается значительной неопределенностью, нормативная база (законы РФ, постановления правительства и др.) практически отсутствует.
Рыболовные субсидии в странах мира значительны и имеют отличительные национальные особенности. К примеру, в Республике Корея оказывается различная прямая и косвенная поддержка в следующих направлениях: реструктуризация прибрежного промысла; развитие рыбоводства и рыболовства во внутренних водоемах; строительство и модернизация рыболовных судов; изготовление орудий лова; строительство комплексов по рыбообработке; разработка и производство рыбообрабатывающего оборудования; маркетинг рыбопродуктов; развитие рыбных портов; развитие экспортных рынков рыбных товаров; развитие инфраструктуры рыбацких поселков; освоение новых промысловых районов.
В 1999-2003 гг. Министерство морских дел и рыболовства Республики Корея (МОМАФ) использовало около 4,9 млрд. долл. для прямой поддержки проектов в перечисленных направлениях (т. е. ежегодно почти 1 млрд. долл.).
Кроме прямой поддержки используются непрямые виды и формы государственной поддержки. Так, после присоединения к ВТО (1995 г.) Южная Корея была вынуждена к 1 июля 1997 г. полностью отказаться от квотирования импорта рыбных товаров (для 354 наименований). Однако взамен были повышены импортные пошлины на ввозимые рыбные товары. В результате пошлина на экспортируемый российскими судовладельцами мороженый минтай достигла 30% (в РФ такая пошлина составляет 10%).
В Канаде рыболовные компании (и отдельные рыбаки) могут приобретать топливо без оплаты вмененных при его реализации налогов. Льготная система налогов и компенсаций позволяет снизить затраты первичных производителей и уровнять цены на топливо по отдельным провинциям Канады и с другими странами-членами североамериканской зоны свободной торговли. При применении данной системы стоимость топлива уменьшается до 40%. Данную схему можно считать скрытой формой субсидий для уменьшения расходов производителей. Этот вид субсидирования регламентируется федеральным законом Канады о налогообложении горючего (Gasoline Tax Act).
Провинции Канады имеют собственные нормативные акты, которые могут дополнять указанный закон. Кроме того, существуют субсидии для фермеров и рыбаков при потреблении электроэнергии.
В Канаде имеется около 640 рыбных портов и портопунктов. Эти портовые сооружения (в основном, небольшие) включают в себя причалы для обеспечения выгрузки и погрузки продукции и снабжения рыбаков, а также судоремонтные мощности с приспособлениями для поднятия малых судов и др. Причальные сооружения Канады являются собственностью рыболовных компаний и рыбаков, но в ежегодном бюджете Департамента рыболовства и океанов Канады предусматриваются средства для развития инфраструктуры и реконструкции рыбных портов. В 2003 г. на эти цели использовано 27 млн. канадских долларов.
Другой формой финансово-экономической поддержки канадских рыболовных компаний является представление гарантированных займов (ссуд) в соответствии с Законом о выделении субсидий рыбакам (Fisheries Improvement Loans Act). В соответствии с этим законом, займы (ссуды) выделяются на срок до 15 лет для развития бизнеса (приобретение и ремонт орудий лова, судов и оборудования, ремонт производственных зданий). Решение о выделении ссуд принимается министерством рыболовства и океанов Канады. Согласно его данным, за период с 21 марта 2002 г. по 21 марта 2003 г. было выделено 19 тыс. ссуд на сумму 263,5 млн. канадских долларов.
Весомо значение «страховых механизмов», когда государство из собственных средств компенсирует рыболовным компаниям и рыбакам ущерб, нанесенный стихийными бедствиями (в том числе ураганами). К страховым компенсационным выплатам относятся меры, применяемые правительством Канады по выкупу лицензий при сокращении квот вылова или закрытия отдельных видов промысла. С 1994 г. по решению канадского правительства в связи с введением моратория на промысел трески лицензии у рыбаков стали выкупаться, а не аннулироваться. На первом этапе в 1994 г. на программу выкупа лицензий и судов было выделено 1,9 млрд. канадских долларов. В 1999 г. начался второй этап этой программы (стоимостью 730 млн. канадских долларов).
Значительные суммы выделяются в Канаде на развитие аквакультуры, рыбохозяйственной науки и др.
Размер средств для субсидирования рыбного хозяйства в Евросоюзе достигает 1 млрд. евро в год. При этом ведется крупная реформа рыбного хозяйства с усилением внимания к аквакультуре и рыбообработке. В ЕС производится более 7 млн. тонн рыбной продукции в год или 5,7% мирового производства. Это третье место после Китая (36,5%) и Перу (6,5%). Евросоюз опережает Японию (4,9%).
В 1994-1999 годах Евросоюз, в частности, направил на модернизацию флота субсидий в сумме 748 млн. долл., что в четыре раза выше суммы, использованной на эти же цели в 1990-1993 годах. Кроме того, ЕС субсидировал 1,36 млрд. долл. в оборудование портов, рыбообработку, маркетинг, развитие аквакультуры и др. Однако в силу возникших избыточных рыболовных мощностей, а также их несоответствия запасам, в большинстве рыболовных стран Евросоюза начат пересмотр стратегии субсидирования в рыболовстве.
Эксперты рыбного хозяйства России увязывают дальнейшее развитие отрасли с формированием системы субсидирования, поскольку, в отличие от мировой практики, рыбное хозяйство России является сейчас отраслью-донором.
Так, сумма средств, выделенных из бюджета, составила в 2003 году 4,9 млрд. руб., тогда как платежи в бюджет – 19,2 млрд. руб. Из них налоги составили 2,7 млрд. руб., платежи за ресурсы – 12,8 млрд. руб., социальные отчисления – около 3,7 млрд. руб. В рыбохозяйственном комплексе РФ превышение платежей в госбюджет над средствами, выделенными из бюджета на поддержку отрасли, в 2000 г. составило 3,1; 2001 г. – 3,1; 2002 г. – 4; 2003 г. – 3,9 и 2004 г. – 2,6. Ежегодно изымаемые из рыбного хозяйства финансовые средства значительны, что тормозит развитие отрасли.
Анализ системы государственной поддержки рыбной отрасли в 2002-2005 гг. показывает необходимость, в частности, резкого увеличения компенсационного субсидирования по трем статьям: развитие флота, затраты на топливо; социальные выплаты.
В 2000-2005 гг. убыточность рыбного промысла постоянно возрастала в связи с повышением цен на нефть и топливо. Удельный вес затрат на топливо в себестоимости продукции рыбного промысла превысил 60%. В силу этого промысел объектов с высокой затратностью, но низкой рыночной стоимостью (путассу, сайки и др.) становится нерентабельным.
Рыбаки вынуждены приостанавливать промысел, что, в свою очередь, может повлечь за собой снижение общего вылова. Необходимо введение в рыбной отрасли РФ компенсационного субсидирования затрат на топливо.
Экспертами рыбного хозяйства отмечается необходимость расширения морских научно-промысловых экспедиций с использованием современных исследовательских судов, разработка новых проектов судов и их строительство (в том числе на российских верфях), развитие морских рыбных портов и инфраструктуры. Возможное освоение рыбаками неосвоенных водных биоресурсов в открытой части Мирового океана на основе уже имеющегося крупнотоннажного флота могло бы дать дополнительно 2-2,8 млн. т. Это позволило бы довести среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов в России до уровня 1990 г., т. е. 21 кг в год.