Журнал «Fishnews»

Проект защиты национальных интересов

2008 год станет рубежным для российской рыболовной отрасли. В 2008 будет утвержден новый порядок распределения квот на ОДУ, который способен изменить расстановку сил среди отечественных рыболовных компаний. В 2008 году будут утверждены и новые «правила игры» в сфере управления мировыми рыбными запасами. В течение последних полутора лет с подачи развитых государств происходит интенсивное обсуждение этой темы: заседают конференции, принимаются декларации. Что же произойдет с российским рыболовством в 2008 году? А точнее – к чему мы должны стремиться?

Детальный и просчитанный план защиты национальных интересов России в сфере международного рыболовства предложила крупнейшая дальневосточная рыболовная компания «ТУРНИФ». По инициативе руководства компании летом 2006 года была создана большая исследовательская группа. В нее вошли ученые из нескольких научных центров, специализирующихся в сфере экономики рыбного хозяйства и технологий рыболовства. Они попытались рассчитать основные траектории развития российского рыбохозяйственного комплекса, исходя из финансово-экономических возможностей и производственно-технических характеристик предприятий, сложившихся на данный момент. Вывод оказался в общем-то неутешительным. Не изменяя самым серьезным образом механизм воспроизводства сырьевых ресурсов в отрасли, мы рискуем в скором времени покинуть «премьер-лигу» мирового рыболовства.

Но не столько констатация фактов сделала исследование, выполненное по инициативе ОАО «ТУРНИФ», документом серьезного уровня. Подобных исследований написано уже немало. Главное – не перечисление проблем, а система мер по развитию отрасли. Слишком часто за последние несколько лет подобного рода исследования заканчивались хлесткими лозунговыми предложениями. Слишком часто они говорили скорее «шершавым языком плаката», чем сухими цифрами. Поэтому и степень доверия в экономическом блоке Правительства Российской Федерации к таким исследованиям была невелика. Специалисты Минэкономразвития и Минфина очень чутко улавливают обыкновенный лоббизм, спрятанный за политическими лозунгами. Другое дело, когда предлагается точный профессиональный анализ отраслевой динамики и вменяемые просчитанные предложения.

Руководство «ТУРНИФ» впервые за последние несколько лет предложило механизм развития отрасли, построенный на наиболее современных механизмах государственного управления. Он позволяет встроить инвестиционный проект рыбохозяйственного комплекса в систему бюджетирования, ориентированного на результат. В качестве одной из целей предлагается рост капитализации рыболовецкого хозяйства России. Исследование так и называется «Повышение капитализации российской рыболовной отрасли: цели и механизмы». Эта очень важная задача во многом сопряжена с имеющимися у нашей страны рыбными запасами.

Скажем, капитализация нефтяной компании исчисляется с учетом принадлежащих ей запасов нефти. Капитализация рыболовных компаний может рассчитываться, исходя из имеющихся у нее технических возможностей (количество и качество флота), принадлежащих ей квот в исключительной экономической зоне России и закрепленных за ней соответствующими международными правовыми нормами прав и долей на лов в Мировом океане. Разберем по порядку все составные.

В последние десять лет в исключительной экономической зоне России продолжается снижение потенциала водных биоресурсов.

Так, в 1993-2005 гг. рыбопродуктивность дальневосточных морей, входящих в ИЭЗ России, сократилась в три раза. Общедопустимые объемы вылова водных биологических ресурсов на северном бассейне в 1993-2005 гг. сократились с 500 тыс. тонн до 190 тыс. тонн, т.е. более чем в 2,5 раза. Общедопустимые объемы вылова водных биологических ресурсов на западном бассейне в 1993-2005 гг. сократились в 5 раз – с 252 тыс. тонн до 49 тыс. тонн. В южных морях – Азовском, Черном, Каспийском – в 1993-2005 гг. суммарный ОДУ сократился с 500 до 220 тыс. тонн, т.е. более чем в 2 раза. В целом по России в течение нескольких последних лет относительно 1993 г. объемы вылова водных биологических ресурсов составляли около 60 процентов.

Чрезмерный промысловый пресс на традиционные объекты ИЭЗ России способен привести к исчерпанию национальных водных биологических ресурсов. Выход же есть – возобновлять лов в Мировом океане. Это обеспечит снижение дисбалансов и напряженности в режиме эксплуатации разведанных ресурсов. И поможет поставить на российский рынок рыбопродукцию по доступной для большинства россиян цене. Но вот вопрос – готов ли российский рыбопромысловый флот к этому?

По состоянию на 1 января 2005 года 70 процентов добывающих судов рыбопромыслового флота России уже отслужили нормативные сроки службы. При качественном старении имеющегося флота, тем не менее, присутствует избыток мощностей рыбодобычи, не покрываемых сырьевыми возможностями рыболовства. Этот избыток велик в Северном бассейне – более 20 крупнотоннажных судов не обеспечиваются ОДУ, в Дальневосточном бассейне – более 40 судов. В связи с этим крупнотоннажный флот в ИЭЗ России работает с низкой рентабельностью и в ущерб ресурсному потенциалу.

Новое строительство нескольких типов мало- и среднетоннажных траулеров ведется всего на нескольких заводах страны, причем весьма небольшими сериями, а чаще – отдельных судов по заказам. Проведенный анализ показывает, что, если в самое ближайшее время не начнется возрождение российского промыслового флота, то в 2015 году общий объем уловов сократится до 2,6 млн. тонн, что может привести к существенному сокращению потребления рыбных продуктов на душу населения.

Учитывая возраст большинства судов приемно-транспортного флота, до 2015 года будет выведено из эксплуатации более 80 морских транспортных рефрижераторов общей грузовместимостью свыше 200000 куб.м., что потребует строительства новых судов для вывоза рыбопродукции из районов промысла. Аналогичная ситуация складывается и со вспомогательным флотом. В ближайшие годы большинство этих судов подлежит списанию, и для обеспечения нормальной работы рыбодобывающего флота потребуется строительство большого количества новых вспомогательных судов.

Для решения проблем развития рыбохозяйственного комплекса России «Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. № Пр-1387, были поставлены следующие задачи:

– расширение масштабов исследований и возвращение к промыслу в открытой части Мирового океана с ресурсосберегающей комплексной переработкой сырья на месте лова, создание новых технологических процессов и оборудования для безотходного производства;

– сохранение и увеличение объемов традиционного промысла биоресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств;

– создание условий для преимущественного размещения заказов на строительство рыбопромысловых судов на российских верфях;

– создание специализированных судов для рыбопромыслового научно-исследовательского флота.

Ценность выполненного по инициативе ОАО «ТУРНИФ» исследования (в работе принимали участие специалисты ВНИРО, ВНИЭРХ, ТИНРО-Центра, Дальрыбвтуза, Центра стратегических разработок при МЭРТ) заключается в том, что предложен пошаговый механизм реализации перечисленных задач. Но недостаточно только показать, куда перемещать промысел и обсчитать технические параметры промыслового флота. Необходимо уже сейчас формировать новые «правила игры» в Мировом океане.

Сейчас вовсю происходит формирование новых принципов управления международными рыбными запасами. Летом 2005 года в канадском городе Сент-Джонс состоялась Международная конференция под эгидой департамента ООН по вопросам соглашений в области рыболовства и ведения промысла в открытом океане. «Я рад доложить о жестком консенсусе мирового сообщества, которого мы достигли, чтобы изменить действующий аппарат управления мировыми рыбными запасами», – заявил министр рыболовства Канады Дж. Риган. В чем заключается консенсус?

Участники конференции утвердили международную декларацию, которая намечает комплекс мер по пересмотру существующих механизмов управления рыбохозяйственной деятельностью. Если коротко, то декларация создает основу для создания привилегированного клуба избранных, который будет работать в Мировом океане и определять, кого допускать к ресурсам, а кого – нет. Россию могут и не пустить. Объяснив это отсутствием промысловых судов под российским флагом в южной части Тихого океана или нежеланием России участвовать в исследовательских проектах.

Поэтому в Федеральном агентстве по рыболовству предложения исследовательской группы, созданной дальневосточными рыбаками, нашли заинтересованных слушателей. Уже в ближайшее время штаб рыболовной отрасли подготовит пакет нормативно-правовых документов на основе исследования «Повышение капитализации российской рыболовной отрасли: цели и механизмы».

Сейчас специалисты Федерального агентства по рыболовству, Министерства сельского хозяйства и Министерства экономического развития и торговли завершают экспертизу инвестиционных проектов, которые будут включены в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2007 год или рекомендованы для рассмотрения Инвестиционным фондом Российской Федерации. В этот список входит и разработанный ведущими исследовательскими центрами страны по инициативе ОАО «ТУРНИФ» проект «Сохранение и дальнейшее развитие участия Российской Федерации в промысле водных биоресурсов в конвенционных и открытых районах Мирового океана». Проект нацелен на укрепление национальных экономических интересов в Мировом океане в соответствии с Морской доктриной, насыщение внутреннего рынка рыбной продукцией разного ассортимента и разной ценовой категории и обновление рыбопромыслового флота.

Юрий КУЗНЕЦОВ, д.э.н., Дальрыбвтуз; Борис ПАФАТНОВ, кап., Председатель Клуба капитанов рыбопромыслового флота; Юрий ШПАЧЕНКОВ, д.э.н., профессор, ВНИЭРХ