Повсеместной практикой зарубежных стран при активной поддержке и участии политических деятелей, заботящихся таким образом о своих избирателях, – стало оказание финансовой помощи, а именно субсидирование, либо компенсации рыбакам, понесшим убытки по вышеуказанным причинам.
Австралия: штаты Виктория и Тасмания применяют схемы помощи рыбакам
В общем и целом, система всевозможных субсидий рыбакам существовала достаточно давно. К примеру, в США чиновники рыболовного ведомства очень часто прибегали к использованию всевозможных схем для помощи рыбакам при освоении новых объектов промысла. В частности, использовались программы обратного выкупа рыболовецких судов государством, переобучение рыбаков другим специальностям, чтобы снизить пресс безработицы в рыбной отрасли. Наиболее полно и досконально данный вопрос отражен в законодательстве США, в частности, в законе «Магнусона–Стивенса».
Однако, концепция предоставления финансовой помощи рыбакам в виде компенсации за утраченные объекты промысла – достаточно новая практика. Программы компенсации, которые уже внедрены или будут внедрены в практику, не направлены на то, чтобы вывести рыбаков из сектора активного рыболовства. Их главная задача – помочь отрасли приспособиться к новой системе ограничений, продолжить работу, найти разумную и достойную замену запрещенному объекту промысла. Вероятно, самым важным моментом в этих программах является своего рода гарантированная закупка продукции у рыбаков, работающих по новым, резервным планам.
Администрация австралийского штата Виктория разработала рабочий план создания системы морских национальных парков, по которому до 5,5% всей водной территории штата станут заповедными и запретными для промысла. В бюджет осуществления этого плана заложены и схемы компенсации рыбакам, которые материально пострадают при его осуществлении: финансовая помощь будет предоставляться тем рыбакам, которые будут являться обладателями лицензии на ведение этого рода деятельности и предназначаться для покрытия дополнительных расходов по организации промысла и возмещения убытков от сокращения объемов вылова. Разумеется, что действие данной программы распространяется только на тех рыбаков, чей промысел осуществлялся на территории морских парков. Такая помощь будет оказываться в период до трех с половиной лет – в зависимости от типа имевшейся лицензии и местоположения морского парка. Специально для принятия решения по таким вопросам будут создаваться «тройки» – комиссии из трех человек, один из которых будет представителем рыбной отрасли, – которая и будет определять выделяемые суммы компенсаций. Не обошлось и без довольно резких противостояний политиков, так группа местных парламентариев первоначально предложила установить максимальный предел суммам предоставляемых компенсаций – всего 1,2 миллиона австралийских долларов, однако, в интересах обеспечения справедливости, такое предложение не прошло.
В то же время правительство австралийского штата Тасмания приступило к использованию своей собственной стратегии при осуществлении плана создания морских защитных зон. По предложению администрации Тасмании, любое лицо, способное доказать, что создание такой защитной зоны привело к его финансовым потерям, сможет «претендовать на получение компенсационной выплаты». На таковую выплату могут рассчитывать рыбаки, а также владельцы рыбацких судов, мотелей, различных служб сервиса – как только они смогут доказать, что им нанесен ущерб от установления морской защитной зоны.
По мнению разработчиков такого предложения, подобные выплаты, по сути, не являются компенсациями, скорее это финансовая помощь для того, чтобы рыбаки смогли приспособиться к изменившейся ситуации, помочь им перебраться в другие места либо сменить род занятий.
Как и в штате Виктория, на Тасмании не ожидают случаев крупных выплат по данным программам – несмотря на закрытие некоторых районов для промысла, все равно остаются другие, вполне доступные, обеспечивающие рыбакам достаточный доход.
Две компенсационные программы: большая и малая
Пожалуй, одна из наиболее крупных на сегодняшний день компенсационных программ развернута в США, в штате Аляска.
Национальная Служба парков США, под давлением борцов за сохранение живой природы, разработала в конце 90-х годов прошлого столетия план, по которому прекращалось бы всякое коммерческое рыболовство в районе Глэсьер Бэй (бухты Ледника), в водах которой рыболовный промысел активно велся на протяжении последних ста лет. Конгресс США выделил на эти цели компенсации держателям лицензий, членам экипажей рыболовецких судов, населению местных рыбацких поселений, – всем, кто мог бы пострадать от введения такого запрета, сумму в размере 23 миллионов долларов. Для получения компенсации все вышеназванные категории лиц должны были представить подтверждения того, что в период 1988-1998 гг. они вели промышленное (в США – коммерческое) рыболовство в районе Глэсьер Бэй (бухты Ледника). Что касается береговых поселений, то для определения величины компенсаций, в числе прочих факторов, учитывалось общее количество проживавших в них рыбаков и удаленность поселений от бухты Ледника.
В связи с тем, что существовала определенная трудность предъявления для получения компенсации реальных потерь и убытков, то величина компенсации базировалась на принципе определения доли в общем объеме добычи. Так, каждому подтвержденному получателю компенсации полагалась одноразовая выплата, примерно равная восьмикратной величине его ежегодного дохода за время промысла в районе бухты Ледника (в период 1989-1998 гг.). Примечательно, что при этом получатели компенсации могли продолжать промысел в других районах.
В гораздо более малых размерах получали компенсацию рыбаки небольшого острова Сент-Люсия в Карибском море. В 1995 году рыбаки этого острова обратились с жалобой на то, что после установления в районе острова морской запретной зоны их уловы резко сократились, они не могли вести промысел тех видов рыбы и морепродуктов, которые обитают в районах рифов. В результате протестов администрация острова Сент-Люсия пошла на то, чтобы разработать план компенсаций, по которому 20 рыбакам, как наиболее пострадавшим от установления запретной для промысла зоны, – выплачивалась компенсация в размере 150 долларов в месяц в течение года, кроме того, в части закрытой зоны разрешалось устанавливать донные ловушки. Основные же усилия и расходуемые суммы были нацелены на другие цели: обеспечение доступа рыбаков к получению инвестиционных кредитов на развитие других видов рыболовства (в данном случае – глубоководного), перепрофилирование на ведение ярусного промысла, различные образовательные и профессиональные программы.
Помощь государства – на топливо
В ряде стран правительства предпринимают определенные шаги в направлении помощи рыбакам и в таком немаловажном компоненте рыбного бизнеса, как субсидирование расходов на топливо рыболовецким судам. В этом плане интересно будет обратиться к совершенно свежим фактам из такой достаточно сильной, в плане рыболовства, страны как Индонезия.
Правительство Индонезии предлагало две основные схемы компенсаций своим рыбакам, связанные с ростом цен на топливо для рыболовецких судов – периодическое (когда субсидии увеличивались определенное количество раз в году) и автоматическое (когда субсидии увеличивались автоматически одновременно с ростом цен на топливо). В целом же, все виды топлива в стране субсидируются в шесть этапов, согласно программе правительства, разработанной до 2017 года. На данном временном этапе правительство выплачивает рыбакам субсидии на дизельное топливо, но уже в следующем году субсидии будут предоставляться только на керосин – это связано с тем, что в стране произошло выравнивание уровня внутренних цен на топливо относительно экономически разумных пределов.