Правил без исключений не бывает«Рыбак Камчатки» в номере от 27 мая рассказывал о том, как в трюме транспортного рефрижератора «Снабженец-1» обнаружили «зайцев» - 56 человек, собиравшихся добираться до Апуки на «красную» путину. |
Этот случай – наверняка не единственный. Сейчас, говорят сотрудники администрации морского порта Петропавловска, всё чаще выявляется нарушений капитанами правил эксплуатации судов в части перевозки пассажиров.
– Службам портового контроля, – говорит заместитель капитана морского порта В.В. Берданосов, – приходится ужесточать контроль за нелегальными пассажирскими перевозками. Каждое судно, выходящее на побережье, непосредственно перед отходом будет проверяться инспектором портнадзора вместе с сотрудниками линейного отдела внутренних дел, пограничниками, транспортной прокуратурой: мера вынужденная, но необходимая, считают в АМП, ведь такие суда не предназначены для перевозки пассажиров, к тому же не имеют пассажирского свидетельства (по правилам морского регистра, его должны иметь суда, на борту которых может находиться более 12 пассажиров, обеспеченных санитарными условиями и средствами безопасности). Прокуратура вообще требует, чтобы при перевозке даже одного пассажира была лицензия на пассажирские перевозки.
У сотрудников АМП несколько другое мнение – судно может перевозить до 12 пассажиров, но только когда позволяют документы. К примеру, если по данным регистра на нём может работать 15 человек, а реально имеется 10 (сейчас суда автоматизированы, что позволяет сокращать численность экипажей), то на борт можно принять 5 пассажиров – за счёт «отсутствующих». Но официально, то есть составив список пассажиров и заявив об этом при отходе.
Однако жизнь, особенно на Камчатке, намного сложнее инструкций. Не оправдывая капитанов, надо признать – ситуации бывают разными. К примеру, из-за банального отсутствия денег на самолёт человек не может попасть из отдалённого посёлка в краевой центр на срочную операцию или семейные обстоятельства требуют срочного его прибытия. Приходится обращаться к капитану, перед которым появляется нелёгкий выбор – либо действовать по инструкции и прослыть «сухарём», либо пойти навстречу попавшему в безвыходное положение земляку. Правда, некоторые своё «милосердие» продают за деньги, забивая не приспособленные для этого трюмы «нелегалами», заведомо обречёнными при возникновении ЧС. С последними запретительными мерами бороться сложно. От денег так просто не отказываются, и, скорее всего, чем больше риск попасться с «зайцами» на борту, тем выше будет цена перевозки.
Здесь должна помочь программа развития морского и воздушного транспорта на Камчатке, чтобы в любую точку полуострова можно было попасть быстро, вовремя и не нанеся значительного ущерба своему кошельку. Кстати, над её внедрением в жизнь уже работает краевое правительство.