Предпринимаемые меры шли вразрез с рекомендациямиВ «РК» № 21 была опубликована статья кандидата биологических наук, зав. лабораторией воспроизводства лососёвых рыб ВНИРО и лабораторией оценки антропогенного воздействия на водные биоресурсы КамчатНИРО Всеволода Лемана и научного сотрудника лаборатории воспроизводства лососёвых рыб ВНИРО, сотрудника кафедры гидрологии суши МГУ им. М.В. Ломоносова Сергея Горина – «Нашла коса… на море». |
Публикация вызвала отклик у многих читателей рыбацкой газеты. Одним из первых продолжил обсуждение темы Владимир Бирюков, много лет проработавший в рыбной отрасли, а затем ставший первым губернатором области.
Сегодня В. ЛЕМАН и С. ГОРИН снова возвращаются к этой злободневной теме.
Прочитали беседу с Владимиром Афанасьевичем Бирюковым по поводу Октябрьской косы («РК» № 24 от 10 июня 2009 г.). В порядке дискуссии хотели бы высказать свои соображения по поводу этой публикации.
Цитата: «В начале 90-х администрация Камчатской области обратилась в Госстрой с просьбой дать предложения от науки, что делать с Октябрьской косой, чтобы защитить её от стихии. Госстрой СССР обратился по этому вопросу к учёным МГУ» И далее: «По заключению побывавших на Камчатке учёных, главным явлением, которое разрушает косы на западном побережье полуострова, является «кориолисово ускорение», складывающееся из двух сил – движения морской воды вдоль побережья Камчатки и встречного вращения Земли, которое влияет на эти воды».
Комментарий: Ученые из МГУ работали не в начале 1990-х, а в 1967-1971 гг. (Некоторые из участников тех исследований до сих пор активно работают и своими советами сильно помогают автору данного комментария). Основным результатом тех работ был вывод о дефиците песка в береговой зоне моря, который предлагалось восполнять с помощью «точечных» отсыпок на разрушаемых участках косы (на что сам В.А. Бирюков справедливо указывает). Подчеркнём два обстоятельства. Во-первых, с «кориолисовым ускорением» никто не предлагал бороться, да это и не нужно. Во-вторых, надо было отсыпать песок, а не «сооружать брустверы, забивать в районе портового пункта шпунтовую стенку, возить каменные глыбы». И именно из-за того, что предпринимаемые меры шли вразрез с рекомендациями МГУ, «наши усилия ни к чему не приводили – коса продолжала размываться». (В.А. Бирюков)
Также следует указать, что помимо экспедиции МГУ на Октябрьской косе в 1982-1983 гг. работали исследователи из ДальморНИИпроекта. Их выводы были схожи с предыдущими и точно также не воплотились в жизнь.
Цитата: «Решение может быть одно: надо население переселять с косы…. лучше вложить средства один раз, чтобы вывезти население и расселить в благоустроенное жильё, чем постоянно «закапывать» их в песок косы, который затем унесёт море».
Комментарий: С тем, что население лучше вывезти — полностью и безоговорочно согласны. Но в то же время укреплением косы и регулированием её длины всё равно придётся заниматься, иначе рыбопромысловая база в устье реки Большая не сможет нормально функционировать. И не только на Октябрьской косе, но и в районе бывшего Зуйково, как предлагает В.А. Бирюков — дорога от Усть-Большерецка всё равно будет идти по косе.