Газета «Рыбак Камчатки»

ХРОНИКА АКОФЛОТА: год 1943

Продолжение. Начало в № 24.


В начале января 1943 г. в Сан-Франциско пришёл пароход «Чапаев». Судно встало на завод «Harley Marine Works». Здесь уже находились пять советских судов. Предприятие, оказавшееся маломощным и недостаточно оборудованным, определило трудоёмкость работ в полтора месяца, но этот срок не выдержало, в результате чего «Чапаев» простоял в Америке пять с половиной месяцев. В США на судне установили 75-мм пушку и два зенитных автомата «Эрликон». За время стоянки в ремонте десять его моряков прошли трёхдневную подготовку по изучению оружия в центре подготовки американской морской пехоты.

Единственный теплоход АКО — танкер «Максим Горький» — весной 1943 г. тоже отправился в США. Заводы на Камчатке и во Владивостоке не могли отремонтировать его дизель. В качестве ремонтной базы выбрали Сан-Франциско. Перед походом в Америку танкер должен был доставить нефтепродукты на комбинаты восточного побережья Камчатки. Выполняя ответственное задание по обеспечению малого промыслового флота топливом, срыв которого грозил провалом весенней путины, танкер взял обязательство увеличить пробег на 30 миль в сутки (норма — 152 мили за сутки). Для того, чтобы сократить пребывание судна в США, на переходе в Сан-Франциско суточный пробег был доведён до 200-225 миль, а «во время нахождения в Сан-Франциско экипаж взял обязательство произвести чистку танков собственными силами, работая не восемь, а двенадцать часов, также было постановлено: во время чистки увольнений в город не производить».

В результате увеличения скорости переход из Корфа в США вместо 21 суток занял 16, а обратный путь в Петропавловск вместо 24-19. Дополнительно к грузу, принятому в США в танки, были залиты два кофердама, что позволило доставить на Камчатку ещё сотню тонн драгоценных нефтепродуктов. Грамотная работа машинной команды сэкономила за рейс 7 т топлива. Танкер привёз домой подарков и белья для красноармейцев на сумму 129 долларов и 3 035 руб.

17 марта 1943 г. из Петропавловска с грузом консервных банок, продовольствия и рабочими для Усть-Камчатска вышел пароход «Якут». После выгрузки 7 апреля он направился в США. Предполагавшаяся здесь замена крайне изношенных котлов не состоялась. За время стоянки был выполнен ремонт машины, заварка и смена части котельных труб, корпуса, рулевого устройства, установлена пушка и четыре автомата «Эрликон» и спасательные плоты. Палубная команда покрасила пароход и помещения, машинная команда отремонтировала лебёдки. Лучше всех работали боцман Трякин, матросы Мамонтов, Лютый, Ступак, механики Зубарев, Боженов, Медведев, машинисты Корольков, Ерёмин, кочегары Новиков, Чепраков, Полещук, Ковалёв. 22 мая «Якут» ушёл в Петропавловск. В пути из-за непогоды и разрыва пяти труб в котлах он потерял четверо суток.

Ремонт в США в 1943 г. проходил и «Анатолий Серов». Пароход встал на хороший завод «General Ingeenering Company». У командования и экипажа установились хорошие отношения с руководством предприятия, мастерами и бригадирами. С американцами не возникало никаких недоразумений, они выполнили ряд работ, не предусмотренных планом. Экипаж трудился по 10-12 часов ежедневно. Отлично зарекомендовали себя старший механик Н.Р. Домра, второй механик Д.Р. Винтовкин, третий механик Семенюта, под наблюдением которых находились главные объекты ремонта. Хорошо показали себя машинисты Любченко и Кармелюк, старший кочегар Гаврилов, штурман Баклаг, матросы Шилютин, Мухин, Кошуба, Дудин, Гришин, Капитонов. Качество ремонта, по заключению механиков, портового инженера Половко и главного инженера при советском представительстве в Вашингтоне, было признано хорошим.

За время плавания с экипажем проводились беседы и политинформации. Изучалась и военная техника: в военно-морской школе США три дня знакомились с устройством «Эрликонов» и один день проходили практические стрельбы. В обратном рейсе также занимались изучением материальной части: конвойный офицер Запорощенко провёл три занятия по сборке, разборке и чистке оружия. Кроме этого, сыграли пять шлюпочных и пожарных тревог. Подготовку экипажа оценили как хорошую.

3 июня 1943 г. Наркомрыбпром СССР издал приказ, определявший порядок выхода судов за границу. Персональная ответственность за это возлагалась на начальника АКО. Выход судов разрешался лично наркомом А.А. Ишковым. Приказ категорически запрещал вторично направлять в загранрейсы командиров судов, «не обеспечивающих безупречной дисциплины личного состава и не выполнивших всех правил плавания судов в заграничных водах». Представителям Наркомрыбпрома в США Зеленову и Солянику (в недавнем прошлом капитану АКОфлота) предписывалось «вести строгое наблюдение за поведением личного состава судов, прибывающих в США», и немедленно доносить наркому обо всех нарушениях дисциплины и порядка.

На 1943 г. флоту был установлен объём грузоперевозок 180 000 т. Работать должны были 11 судов общей грузоподъёмностью 33 230 т. Они выполнили задание на 100,7 %. За год флот сэкономил 3 350 т топлива. Данного существенного результата (достаточно сказать, что этого количества топлива могло хватить для одного из крупных судов флота на год) достигли благодаря налаженному учёту и анализу расходования топлива, а также введению премий за его экономию. Немало способствовали экономии сравнительно постоянный состав судовых механиков и кочегаров, сжигавших хорошо изученные угли одних марок, повторно использовавших топливо, проваливавшееся через щели топочных колосников.

Моряки помимо основных судовых работ своими силами провели разгрузку на сумму 227 800 руб. Подсобное хозяйство флота, размещавшееся на 14-м километре, впервые смогло обеспечить моряков овощами, предотвратив вспышки цинги, имевшие место в прошлые годы.

В 1943 г. АКОфлот впервые за всё время своей деятельности выполнил, а по отдельным показателям существенно перевыполнил план грузоперевозок. Но всё же он имел большие простои. Одной из их причин стали попытки судов пройти через пролив Лаперуза, где нередко ухудшавшиеся ледовые условия заставляли возвращаться во Владивосток для добункеровки. Простои имели место также при проходе судов из Охотского моря в Японское. Суда, направленные через Цусимский пролив, нередко отзывались во Владивосток.

Морские дороги, ведшие из Тихого океана во все дальневосточные гавани СССР (их насчитывалось шесть: Владивосток, Находка, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Магадан и Петропавловск-Камчатский), за исключением Петропавловска, проходили через проливы Курильских островов, Лаперуза, Сангарский или Цусимский. Проливы контролировал японский военный флот, нередко задерживавший советские суда. Имелся ещё один маршрут — мелководным Татарским проливом, недоступным для глубокосидящих в воде крупнотоннажных судов, — в Николаевск-на-Амуре или во Владивосток.

Значимость АКОфлота для Камчатки постепенно росла. В объёме грузоперевозок для полуострова его доля в 1943 г. составила 57,1 %, в том числе 64,3 % по завозу снабжения и 41,6 % по вывозу рыбы. Руководство флота не без оснований полагало, что «некоторое увеличение тоннажа АКО вместе с интенсификацией его работы могут разрешить задачу организации всего завоза на Камчатку исключительно судами АКО. В отношении вывоза рыбопродукции остаётся в силе необходимость активного привлечения судов других организаций, поскольку сезонный характер вывоза определяет неизбежность привлечения значительного тоннажа». АКОфлот почти полностью покрывал потребности полуострова в стройматериалах и нефтепродуктах и более чем на 90 % — в консервной таре и предметах потребления для населения.

В АКОфлоте в 1943 г. работали 570 чел. «Руководящими кадрами пароходы, за исключением помполитов на пароходах “Коккинаки” и “Эскимос”, полностью укомплектованы… Несоответствие дипломов занимаемым должностям, в основном, не определяет низкого уровня работающих, а является результатом отсутствия в Петропавловском порту дипломной комиссии, которая могла бы обменивать дипломы по выслуге ценза».

Продолжение следует.

Сергей ГАВРИЛОВ