Тайны Авачинской губыЕжегодно в неё сливают миллионы кубометров сточных вод, более половины из которых можно считать очищенными лишь условно. На её дне покоятся останки судов, многие из которых давным-давно насквозь проржавели. Из года в год она продолжает испытывать сильнейший экологический стресс из-за антропогенного и техногенного воздействий. |
Она – Авачинская губа. Она держится из последних сил.
Диагноз: чуть лучше, чем вчера
В ХХ веке на её берегах выросли кварталы Петропавловска и Вилючинск, были построены промышленные предприятия, порты. Это во многом повлияло на экологическое состояние водоёма: за последние годы биоразнообразие фауны и флоры резко сократилось.
На протяжении второго десятилетия Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды периодически переводит воды Авачинской губы из категории «загрязнённые» в категорию «умеренно загрязнённые» и обратно. Такая вот чехарда.
2008-й год для Авачинской губы прошёл как раз под знаком «умеренно загрязнённая». По сравнению с 2007 годом сброс хозяйственно-бытовых стоков в бухту уменьшился на 20 %. Основной их объём приходится на Петропавловский горводоканал.
По данным Амурского бассейнового управления федерального агентства водных ресурсов, в 2008 году сюда попало 76,7 тыс. кубометров сточных вод, в том числе 18,8 тыс. кубометров – без предварительной очистки и более 50 тыс. кубометров – условно очищенных. По словам министра природных ресурсов края Юрия Гаращенко, очистку проходит лишь 36 % сточных вод.
Сегодня в Петропавловске есть только один комплекс биологической очистки, расположенный на мысе Чавыча. По техническим характеристикам он может пропускать через себя до 50 тыс. кубометров сточных вод в сутки, но фактически мощность сооружения используется только на 52 %. Причина – старые системы водоотведения или их полное отсутствие в некоторых районах города.
С 2009 года в крае начала действовать целевая программа «Реформирование и модернизация ЖКХ и инженерной структуры». В прошлом году дума Петропавловска приняла инвестиционную программу по модернизации и реконструкции систем водоотведения, но, по словам Юрия Гаращенко, практические мероприятия по этой программе не проводятся.
Серьёзное влияние на экологическую обстановку бухты продолжают оказывать реки Авача и Паратунка. В населённых пунктах, на сельхозпредприятиях, располагающихся по их берегам, сточные воды сбрасываются без очистки.
Данные мониторинга показывают, что превышение установленных предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ периодически отмечаются в устьях этих рек, а также в бухтах Крашенинникова, Богородское озеро. То есть в районах, испытывающих наибольшую техногенную и антропогенную нагрузку. Ещё наблюдается сильное захламление береговой полосы, а в некоторых районах – её замазучивание. Ответственность лежит на администрациях Петропавловска и Вилючинска – они по закону должны отвечать за рекультивацию этих территорий, и военных – если земля находится под их юрисдикцией.
Бухта погибших кораблей
Экологическую опасность для бухты представляют 73 затонувших и брошенных судна общим весом 260 тыс. тонн. Ранее 59 из них принадлежали Военно-Морскому Флоту. В 90-е их разоружили и перепродали частным лицам. Те срезали надводные части, остальное затапливали. Так что обязанность по подъёму судов лежит на плечах предпринимателей.
Однако попробуй найди их сейчас. Многие либо работают в других городах, либо давно не существуют. Если первых с трудом, но всё-таки можно отыскать, то вторым уже ничего не предъявишь. Тут возникает вопрос: кто заплатит за подъём брошенного судна? Не нужно забывать, что на дне бухты покоятся ещё и суда, затопленные в 60-70-х годах. По словам руководителя Росприроднадзора Анатолия Матвиенко, на какие средства собираются вытаскивать суда и из каких источников деньги будут поступать – неизвестно. Возьмёт ли на себя такую обязанность военное министерство, тоже неясно. Да и с чего это вдруг, если оно давно не хозяин ржавому железу?
Между тем, в солёной воде металл начинает подвергаться коррозии, выбрасывая при этом в окружающую среду канцерогены, способные накапливаться в живых организмах, морской флоре. Почему бы не утилизировать металл (по крайней мере, бесхозный) за госсчёт?
Другую опасность для экологического состояния бухты представляют отконвоированные в порт за нарушения рыбопромысловые и конфискованные суда. Некоторые из них стоят на рейде от полугода и больше. Пока длится судебное разбирательство, на судне для поддержания его жизнеспособности должен находиться экипаж. Обеспечение его топливом, а людей водой и продуктами питания входит в обязанности судовладельца. Нередко он самоустраняется, бросая своих работников на произвол судьбы. В таких случаях команды тоже стараются покинуть опасный борт. Во время штормов такие суда часто срывает с якорей и начинает мотать по бухте. В 2005-м году на отмель в район свалки и разделки судов выбросило БМРТ «Минг Жу». Он получил пробоины. В результате в акватории Авачинской губы произошёл большой разлив нефтепродуктов.
В отдельные периоды здесь скапливалось до 25 плавъединиц. Они, как правило, имели определённый запас ГСМ, фреона, аммиачные установки.
– Судовладельцы в ряде случаев заинтересованы в затоплении таких судов из-за судебных тяжб и разбирательств, – отмечает начальник отдела экологической безопасности государственной экологической экспертизы министерства природных ресурсов края Александр Иванов.
Как говорят в министерстве природных ресурсов края, юридически за хранение арестованных судов отвечает служба судебных приставов, но в её компетенцию не входит охрана и поддержка их в рабочем состоянии. Законодательно сохранность «арестантов» ни за кем не закреплена.
Что скрывает темная вода?
Как отмечают камчатские учёные, антропогенное воздействие и загрязнение резко меняют и разрушают экосистему Авачинской губы. В прибрежной полосе на 60 % сократился видовой состав донных организмов.
– В настоящее время исчезли виды бентоса, приспособленные к обитанию только в чистых водах, практически полностью погибли различные сообщества бентоса в центральной части. Сильно уменьшился водорослевый пояс, ширина которого ещё несколько десятилетий назад достигала 200 метров, – рассказывает заведующая лабораторией морской альгологии Камчатского института экологии и природопользования дальневосточного отделения РАН Нина Клочкова.
В бухте отмечается нехватка кислорода. Этот факт был зафиксирован ещё в 1986 году Камчатским территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В середине 80-х сточные воды, сбрасываемые в бухту, послужили своеобразным удобрением для морской растительности: у водорослей стал наблюдаться гигантизм. Выживали только те виды растений, которые могли приспособиться к загрязнённой тяжёлыми металлами и фенолами среде. Буйный рост водорослей привёл к тому, что их стало слишком много. Экосистема «захлёбывалась», так как у неё не было сил переработать эту органику.
В последующие годы зона с дефицитом кислорода увеличилась, погибла вся глубоководная фауна, стали один за другим исчезать различные виды флоры. Сегодня этот процесс остановить практически невозможно, загубленные организмы уже не восстановятся. Даже если провести комплексную очистку бухты и привести её воды в соответствие со всеми санитарными нормами, учёным понадобятся десятки лет, чтобы «заселить» акваторию водоёма новой флорой. Эта работа, безусловно, требует и больших финансовых вливаний.
Авачинская губа – рыбохозяйственный водоём 1-й категории, через него на нерест в реки Камчатки проходят ценные виды лососёвых. Между тем, на майском заседании КЧС в правительстве Камчатского края руководитель Роспотребнадзора по Камчатскому краю Наталья Зарайченкова сообщила, что только половина отобранных в бухте проб воды соответствуют экологическим нормам. В процессе подготовки материала мы пытались узнать, проводились ли на Камчатке исследования о влиянии токсичных и биогенных веществ, растворённых в бухте, на рыбу. В КамчатНИРО сообщили, что целенаправленными исследованиями по этому вопросу никто не занимался.
Что делать с губой?
Вопрос об экологически депрессивном состоянии Авачинской губы обсуждается учёными и экологами на протяжении более четырёх десятков лет.
Новая волна разговоров и планов по её очистке была поднята на Камчатке шесть месяцев назад после визита на полуостров министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева.
Он поручил контролирующим органам и военным ведомствам разобраться в ситуации и разработать специальную программу. На многочисленных заседаниях с участием сотрудников Росприроднадзора, Ростехнадзора, правительства края, администрации морского порта, представителей ВМФ и пограничников были выработаны пока лишь первичные меры. Среди них – создание реестра загрязнённых нефтепродуктами территорий и водных объектов края, разработка муниципалитетами комплексных мероприятий по экологической реабилитации прибрежной полосы и водоохраной зоны Авачинской губы.
Помимо этого администрации морского порта Петропавловск-Камчатский было предложено рассмотреть возможность взимания экологического портового сбора, предусматривающего оплату действий, связанных с загрязнением окружающей среды. Планируется, что выплаты будут направлены на защиту экологического состояния бухты.
Подобные сборы применяются в некоторых российских регионах, но администрация морского порта пока не комментирует вероятность установления такого налога.
Тем не менее, очевидно: для спасения Авачинской губы необходима серьёзная целевая программа, в которой были бы поэтапно прописаны все шаги, направленные на улучшение экологической обстановки, рекультивацию прибрежных земель, конкретные сроки всех работ и источники финансирования. Создать подобную программу реально. По словам Бориса Ивановича Копылова, в 90-х – зампредседателя Госкомитета по охране окружающей среды Камчатской области – экологи разработали подобный план, но воплотить его помешали политические и экономические трудности, возникшие в стране в начале 90-х годов.
Почему бы не вспомнить опыт предшественников сегодня?