Среднее – значит нужное
– Регулярные маркетинговые исследования, которые мы проводим с привлечением рыбопромышленных предприятий начиная с 2004 г., показывают, что в настоящее время флот испытывает на 70% дефицит специалистов среднего звена, и только на 30% – специалистов с высшим образованием, – рассказывает начальник Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа Евгений Дубовик. – Наши выпускники по-прежнему востребованы на рынке труда. И это вполне объяснимо, ведь основу рыбопромыслового флота составляют небольшие суда, в экипаже которых каждый человек на счету. В море бывшие курсанты ВМРК – это вторые и третьи вахтенные помощники, вплоть до капитанов судов, вахтенные механики, старшие механики, электромеханики и т.д. В отличие от выпускников высших учебных заведений, многие из которых не задерживаются в рыбной отрасли, они готовы изо дня в день выполнять свою тяжелую работу. Текучка кадров среди закончивших ссузы невелика. Уровень нашего образования в полной мере соответствует самым жестким требованиям для работы на рыболовецких судах.
Данные мониторинга подтверждают и сухие цифры статистики. По информации управления рыбного хозяйства администрации Приморского края, к концу июня 2009 г. на предприятиях рыбной отрасли края насчитывалось 560 свободных рабочих мест. Среди наиболее востребованных профессий средний комсостав – механики, электромеханики, рефмеханики, судоводители и т.д.
Не меньший дефицит наблюдается и с кадрами рядового плавсостава – матросов, мотористов, машинистов, электриков, обработчиков и представителей многих других рабочих профессий с распростертыми объятьями ждут на судах. Но брать людей с улицы готовы далеко не все. Владморрыбколледж совместно с рыбопромышленными предприятиями разработал программу подготовки специалистов начального уровня. Суть ее заключается в том, что по заявке компании-работодателя подбираются кандидаты на обучение, теоретическая подготовка проходит на базе колледжа, практика – на предприятии, куда впоследствии и приходит человек.
Срок обучения рабочим специальностям гораздо меньше, чем у механиков или судоводителей, тем более что набирают, как правило, взрослых людей, которые в связи с кризисом потеряли работу, например в таких отраслях, как химическая или горнорудная промышленность. Обычно он составляет от 2 до 4 месяцев и зависит от разных факторов, в том числе от базового образования и предыдущей профессии кандидата. Переучиваться во ВМРК приходят люди и с высшим, и со средним образованием – в северных районах края обстановка по труду крайне напряженная. Колледж оформляет для слушателей курсов все документы, и самое главное, устраивает их по заявкам предприятий.
– Сейчас мы готовим группу матросов для Находкинской БАМР. Компания гарантирует им трудоустройство на постоянной основе с полным соцпакетом, достойную и стабильную заработную плату, а также обеспечивает возможность для карьерного роста и дальнейшего обучения за счет работодателя. Достаточно крупные заявки у нас есть от ХК «Дальморепродукт», «Софко», ТУРНИФ, «Восток-1», «Дальрыба», ПБТФ и некоторых других предприятий, – продолжает Евгений Дубовик.
Для привлечения населения к получению морской профессии и трудоустройства на рыбопромышленные предприятия колледж активно работает со службами занятости муниципальных образований, заключен договор с краевой службой занятости. Чтобы успешно решать эти задачи, на базе Владморрыбколледжа создан Центр трудоустройства и профессиональной подготовки.
В ногу со временем
За 35 лет Владивостокский морской рыбопромышленный колледж прошел длинный путь: на месте бывшего пустыря сейчас находится большой современный благоустроенный образовательный комплекс. С годами колледж менялся и развивался, но неизменно сохранял свой профиль и по-прежнему готовит специалистов по 7 морским специальностям и 12 специальностям среднего профессионального образования. На бюджетные места, как и раньше, принимают будущих судоводителей, судомехаников, технологов, рефмехаников и т.д. Наряду с традиционными морскими специальностями в колледже на коммерческой основе преподают «береговые» профессии, выпуская бухгалтеров, компьютерщиков-электронщиков, системщиков, технологов пищевой продукции и автомехаников. Стандартное обучение на базе 11 классов длится от 1 года 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев и на год дольше, если обучение происходит на базе 9 классов.
В колледже действует учебно-тренажерный центр, необходимый для качественного обучения курсантов морских профессий. В нем установлен навигационно-промысловый тренажер для обучения судоводителей на судах, занятых в промысловой деятельности, который способен полностью имитировать все режимы их работы. На радиолокационном тренажере студенты отрабатывают необходимые знания и навыки управления судном в сложных навигационных условиях, учатся предпринимать необходимые действия для предупреждения столкновения судов. Новая версия тренажера Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) служит для подготовки радиоэлектроников, а также переподготовки судоводителей и радиооператоров. Тренажер по Международному кодексу управления безопасностью (МКУБ) помогает курсантам получить первичные навыки по управлению безопасностью и электронной картографии.
На судомеханическом отделении размещены новейшие тренажеры по управлению судовыми энергетическими установками, электромеханический тренажер, тренажер по холодильной технике. А тренажер борьбы за живучесть судна (БЖС) в свое время признан лучшим в дальневосточном регионе. Тренажерную подготовку в центре с выдачей специальных свидетельств проходят не только курсанты, но и рядовой и даже командный состав рыбного и торгового порта.
– У нас прекрасная инфраструктура и современное оборудование, – с гордостью отмечает заместитель начальника ВМРК Ольга ЧИГОРЬ. – Территория колледжа занимает около 4,5 га. На ней расположены учебные корпуса со специализированными учебными кабинетами и лабораториями, общежитие, мастерские, водная станция, столовая и два буфета, стадион. На шлюпочной станции мы держим ялы, на которых курсанты проходят спортивную подготовку. Большой спортивный комплекс – это закрытый спортивный зал, игровой зал, тренажерный зал еще в одном корпусе, шлюпочная станция, стрелковый тир в подвале и футбольное поле с искусственным покрытием. Зимой мы его заливаем и превращаем в каток, закуплен спортинвентарь, играют своя футбольная и хоккейная команды.
В колледже есть богатая библиотека, мини-типография (лаборатория ризографии), конференц-зал, видео-зал со всей необходимой аппаратурой. Активно работает клуб, который играет большую роль в воспитательной работе. При клубе действует танцевальный и вокальный кружки, студия звукозаписи и большое количество спортивных секций. Ежегодно мы занимаем призовые места в городских, краевых и даже всероссийских конкурсах. Ребята участвуют в спортивных состязаниях, выставках, фестивалях.
Педагогический коллектив Владморрыбколледжа, без преувеличения, главное его богатство. Опыт преподавателей помогает найти подход к молодежи, заинтересовать ребят, увлечь их своим делом и передать частицу знаний и мудрости каждому. Среди сотрудников колледжа много тех, кто отмечен правительственными и отраслевыми наградами, почетными званиями, нагрудными знаками.
За три с половиной десятилетия путевку в «большую жизнь» в стенах колледжа получили более 13 тыс. выпускников, которых сегодня можно встретить на любых широтах – от полярных льдов до тропических морей. Колледж принимает ребят со всех уголков и районов края. По словам Ольги Чигорь, в основном приезжают с севера Приморья – из Дальнереченска, Дальнегорска, Тернея, Арсеньева, Михайловки, Каменки, Хороля, где люди живут в основном небогатые, неизбалованные. Их привлекают такие плюсы ВМРК, как бесплатное общежитие, питание, обмундирование, наличие компьютеров с доступом в интернет, библиотеки.
Отдельный разговор о практике. Ее роль в становлении будущего специалиста, пожалуй, наиважнейшая, поэтому начинается практика с самого первого года обучения. Зато когда молодые люди впоследствии приходят на предприятия рыбной отрасли, их уже не напугать трудностями. Практики длительные – от 8 до 12 месяцев, но благодаря им, учащиеся набирают плавценз, который должны приобрести за время обучения. Бывает и так, что записавшись на судно, курсант не успевает вернуться к началу занятий. К таким ситуациям в колледже стараются относиться с пониманием, идти навстречу практикантам. Ведь если человек сумел сразу закрепиться на флоте, почувствовать вкус к такой жизни, он уже не уйдет из отрасли. Напротив, если море – это не твое, то чем быстрее ты это поймешь, тем больше времени сэкономишь. По оценке руководства колледжа, 60-70% выпускников сразу идут на флот.
Сложнее ребятам, которые пришли учиться в колледж сразу после 9-го класса. Плавценз им набирать попросту негде – кто же возьмет на практику в море несовершеннолетних? А в этом году в связи с введением ЕГЭ в Приморье число абитуриентов, поступающих на базе 9 классов, в колледже резко увеличилось. Выход один – использовать для организации практики учебно-парусное судно Росрыболовства «Паллада». В этом году на «Палладу» уже посылали 3 группы курсантов, их результаты оказались весьма приличными. Вот и выходит, что для одних паруса – романтика, а для других – производственная необходимость.
В случае, если выпускники ВМРК намерены продолжать обучаться по своему профилю в высших учебных заведениях, например в Дальрыбвтузе, МГУ имени Г.И. Невельского, во ВГУЭС и т.д., они занимаются по ускоренной программе, например, вместо пяти лет учеба может занять всего три года. Большинство из окончивших колледж поступает на бюджетные места. Хотя, чтобы начать работу на нашем рыбопромысловом флоте, квалификации ВМРК вполне достаточно.
Новый выпуск
В день нашего посещения колледжа торжественный момент наступил для курсантов судомеханического отделения. Впрочем, на помпезную церемонию вручение дипломов ничуть не походило. Легкое волнение, конечно, ощущалось, но скорее для формы. Зато суеты хватало: как всегда в последний момент беготня со справками, журналами, обходными листами.
– Распишитесь? – сует парнишка под нос куратора бегунок.
– Потом, после десяти, – хмурится завотделением.
В коридорах полно народу – почти все парни, что неудивительно, если вспомнить про специфику отделения. Одни еще совсем дети, только вчера из-за школьной парты, другие стараются выглядеть по-мужски, но манера общаться то и дело выдает реальный возраст. Неожиданно взгляд натыкается на совсем взрослых людей. Это заочники, их не так много – всего несколько человек, но за плечами у каждого годы работы на флоте. Они уже определились с выбором профессии, понюхали моря, и колледж для них не первая ступенька, а скорее завершение определенного этапа в жизни.
В завешанной плакатами и схемами аудитории собирается человек тридцать. Только на отделении в этом году заканчивают курс более 70 учащихся, но подошли не все. У кого-то не сдан отчет о практике, кому-то надо подтянуть еще пару «хвостов». Недолгое ожидание, и в комнату вносят стопку дипломов и ведомостей. Быстрая перекличка, последние поправки, стоит фоновый гул, народ переговаривается, не переходя на шепот. Вглядываюсь в лица, окружающих меня ребят, кто-то застенчиво отводит глаза, кто-то расплывается в хитроватой улыбке, кто-то остается спокойным. О присутствии корреспондента вскоре забывают.
Растроганные преподаватели с трудом сдерживают слезы: «Приходите к нам еще, и детей своих приводите!» Расспрашиваю свежеиспеченных дипломированных специалистов о дальнейших планах.
Ивану 19 лет, по специальности электромеханик, сдал все на «отлично». В колледж пришел после лицея, попутно ухитрился закончить и 11 классов средней школы. Во время практики успел поработать в компании «РИМСКО» электриком 1-го класса, ходил на «Палладе» в Нагасаки, Есу, участвовал в регате. Несмотря на отличный аттестат, о том, оставаться ли ему на флоте, пока думает. Но что делать дальше, он уже знает: «Пойду в армию, а потом посмотрим».
Александр, 26 лет, судомеханик, во Владморрыбколледж поступал планово, поскольку в море работает с 20 лет. Еще раньше в его жизни был судостроительный техникум, по окончании которого он получил к диплому еще и корочки моториста. На судне Александр работал механиком, но потом понял, что нужен диплом по специальности и отправился на заочное отделение ВМРК. В дальнейшем собирается продолжать обучение в Дальрыбвтузе.
Рефмеханик Сергей, 21 год, несмотря на молодость, мыслит очень обстоятельно. Ходить в моря мечтал его отец, но не сложилось. Зато направил сына, который сначала пытался поступить на судовождение. Сейчас своей профессией парень более чем доволен: «Есть перспективы и на берегу, но пока можно походить в море, чтобы обеспечить хороший заработок, обзавестись жильем, машиной, встать на ноги». С улыбкой вспоминает свой первый рейс на судне постройки 1968 г., где постоянно что-то выходило из строя, рвалось, ломалось. «Все зависит от хозяина. Если надежная компания и пароход в хорошем состоянии, то работа в радость», – резюмирует Сергей.
Пути вчерашних товарищей расходятся: кто-то продолжит учебу в университете, кого-то ждет служба в армии, а кого-то – работа. Свяжут они судьбы с морем или нет – покажет будущее.
Остается добавить, что выпуск состоялся накануне рыбацкого праздника, и воспользовавшись случаем, начальник Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа Евгений Дубовик и коллектив ВМРК поздравляют с Днем рыбака своих коллег – преподавателей и наставников, готовящих для отрасли профессиональные кадры, а также всех работников рыбопромышленного комплекса Приморья.