Газета «Рыбак Камчатки»

Просто рыбаки…

Для непосвящённого человека морской промысел окружён ореолом романтики, навеянной книгами и кинофильмами: бескрайние просторы, волны, солёный ветер, обветренные труженики моря – в тельняшках, бородатые и обязательно с трубкой в зубах...

Признаюсь, так же думала и я. Чтобы журналисты узнали, что такое труд рыбака, руководство РА «Колхоз им. Бекерева» отправило нас на промысел «донки» с экипажем знаменитого Евгения Беджанова.

… На пирсе рыболовецкой артели «Колхоз им. Бекерева», градообразующего предприятия села Ивашка, судов столько, что поневоле возникает ассоциация с автомобильной стоянкой. Добывающий флот готовится к выходу на промысел: в выставленных неводах уже бьётся первый лосось, часть рыболовных сейнеров ещё с весны занята добычей «донки» – камбалы, трески, минтая.

РА «Колхоз им. Бекерева» – одно из старейших предприятий Корякии, в будущем году артель отметит 80-летие со дня образования. Много славных дел, рекордов и достижений в истории колхоза, но главное его богатство — это люди: те, что стояли у истоков создания артели, их дети – теперь уже ветераны труда, отдавшие колхозу десятилетия жизни. Среди колхозной элиты много работников, которые молодыми приехали по вызову в Корякию из разных городов бывшего СССР, да так и остались.

Практически все капитаны колхозного флота – ветераны артели. Один из них – Евгений Беджанов, моряк с 35-летним стажем, передовик производства, лидер по добыче. Приехал он в Ивашку по вызову, думал отработать 3 года, но затянуло – остался. Семья живёт в Сочи, в год он бывает дома месяца четыре, а остальное время отдаёт морю.

…С трудом найдя МРС-367 – он уже готовился выйти на промысел, и упросив капитана перечислить свои почётные звания, мы услышали в ответ: «Никак я не называюсь. Просто рыбак». К слову, почти все колхозники, с которыми мы беседовали, с неохотой рассказывали о себе. Привыкшие к труду, они не любят публичности. Тем более, что нашей съёмочной группе постоянно приходилось отвлекать их от подготовки к промыслу в самое напряжённое время – начале лососёвой путины.

…Пролив Литке встречает нас свежим вечерним ветром. От волн невозможно оторвать взгляд. У меня осторожно интересуются: как переношу качку? Мне и самой интересно, ведь я в море впервые. Успокаиваюсь через пару часов, когда не обнаруживаю у себя признаков морской болезни.

Экипаж встаёт чуть свет, а ложится глубоко за полночь. Если хорошо идёт рыба, промысел занимает всё светлое время суток. Донно-пищевые виды ловят снюрреводом: этот донный невод представляет собой сетной мешок, похожий на трал, но снабжённый очень длинными урезами или ваерами. Этим неводом обмётывают участок, где найден косяк рыбы, затем лебёдкой стягивают урезы и, подняв невод на борт, выбирают рыбу. Затраты времени на постановку и выборку гораздо меньше, чем при работе с сетями, а уловы значительно больше: от 5 до 100 тонн за подъём, в зависимости от мощности судна.

Экипаж, а их вместе с капитаном семь человек – старпом, два механика, два матроса и кок – в полном составе работает на палубе. Во время первого замёта мы стараемся не пропустить ни одной детали. Больше всего поражает слаженность, с которой работает бригада: нет суеты и лишних движений, разговоры только по делу, никаких криков и ругани – лишь треск лебёдки, шелест огромного многометрового невода и шум воды – всё быстро, точно, профессионально. Сразу задумываешься: а может быть, это и есть почерк легендарного экипажа Беджанова, позволяющий держать рекордную планку на протяжении долгих лет? И только в процессе общения понимаешь, что главная составляющая успешной работы – крепкий коллектив, члены которого понимают друг друга с полуслова за годы совместной работы. Случайные люди у Беджанова не задерживаются.

– Экипаж у нас сложившийся, с некоторыми работаю уже больше 20 лет. Конечно, иногда возникают разногласия, не без этого, всё-таки люди находятся вместе месяцами в ограниченном пространстве, но надо уметь поддерживать в коллективе хороший климат, – говорит капитан.

Механик Сергей Константинович Ланчу родом из Новокузнецка, тоже ветеран колхоза, 30 лет здесь работает. Он, его помощник, Александр Ивлев и кок Александр Борисович вместе с капитаном Беджановым на судне представляют старшее поколение, только пенсионерами их назвать язык не поворачивается. Остальные – молодые моряки: матросы Михаил и Александр Чубовы приехали в Ивашку из Ростова. Родные братья даже во время работы всегда вместе.

– Наверное, это наша судьба такая, попали вместе с братом на одно судно. Мы всегда помогаем друг другу, поддерживаем, – говорит Михаил Чубов.

Пообщаться с экипажем удаётся только в короткие минуты отдыха, а их действительно немного: рыбаки успевают во время траления переодеть мокрые прорезиненные костюмы, перекусить, иногда прямо на палубе, перекурить – и вновь капитан подаёт звуковой сигнал: все по местам. За день в среднем бригада делает от 2 до 5 замётов, в зависимости от того, как идёт рыба. Трюм постепенно наполняется уловом. Когда не будет места в основном отсеке, куда входит 10 тонн сырца, откроют два боковых «кармана», и будут заполнять уже их.

Рядом с сейнером постоянно кружат стаи чаек и морских голубей – рыбаки называют их «глупышами». О птицах – постоянных сопровождающих рыболовных судов – хочется сказать особое слово. Это – своеобразный отдел технического контроля в море, шутит наш оператор, ведь чайки – первые, кто встречает невод, поднимающийся из воды. Они настолько привыкли к людям, что хватают мелкую рыбу прямо с рук. Склоки, которые затевают птицы, борясь за лучшее место высоко на мачтах, похожи на скандалы базарных кумушек. И всё же нет ничего прекраснее, чем эти морские путешественники, качающиеся на глади волн или пытающиеся обогнать наш сейнер.

На обед сегодня тоже будет рыба – свежая жареная и запечённая в духовке с овощами. Кок Александр Борисович, как и все корабельные повара, – кулинарный виртуоз, стряпня у него – пальчики оближешь! Баловал он и команду, и нас, гостей, и настоящим флотским борщом, и отбивными из свинины, и оладушками, и салатами. Но как только наступает время разгрузки и судно подходит к плавбазе, он меняет белый фартук на бушлат, резиновые сапоги и помогает команде. Ночью МРС с переполненным рыбой трюмом сдаёт улов на плавбазу «Содружество».

…Двое суток мы провели в море с бригадой Евгения Беджанова. За это время даже выучили все нюансы доведённого до автоматизма процесса добычи «донки». Увидели десятки тонн рыбы, с шумом и плеском поднимаемой на борт, успели подружиться со всей командой и привыкнуть к суровому и незатейливому быту моряков. Долгие месяцы в море приучили мужчин устраивать небольшой, но трогательный уют в каютах: фотографии родных на стенах, ноутбуки, книги, диски с фильмами.

Пока капитан переводит судно в другой район в поисках рыбы, команда собирается в рубке или на палубе. Ветеранам всегда есть что рассказать: они вспоминают, как в былые годы во время путины ходил по морю теплоход «Корчагинец» с артистами, давали они концерты для рыбаков, а в Ивашке возвращающиеся на берег суда встречали с оркестром. Сетуют, что с годами романтика профессии моряка утрачивается, молодёжь не торопится встать на смену старшим товарищам, да и труд тяжёлый, не каждому по плечу.

– Трудно, наверное, молодым несколько месяцев находиться вдали от родных, от дома, – рассуждает механик Александр Ивлев. – Да и профессии их сейчас всё больше другие привлекают: юристы, экономисты. Если честно, романтика нашей работы только по молодости была, раньше начало и конец путины как праздник отмечались, с оркестром. А сейчас в море всё больше такие пенсионеры работают, как я…

На третьи сутки нашей морской командировки наступает пора проститься с гостеприимным экипажем – нужно возвращаться. До берега добираемся на перекладных, сначала с МРСа пересаживаемся, на плавбазу «Святой Владимир», на следующий день нас перегружают на плашкоут, везущий груз из Петропавловска-Камчатского в Ивашку. Бригада Беджанова остаётся в море ещё на несколько дней. После промысла «донки» рыбаки перейдут на красную рыбу. Погода портится, море из ласкового бирюзового становится серым. Ещё долго на суше нас будет слегка качать после четырёх дней путешествия. И уже никогда не забудется шум волн и простые хорошие люди, умеющие делать свою работу.

Наталья КУЧУКОВА.