Анатолий КОЛЕСНИЧЕНКО - живая легенда рыбацкого краяВ 1956 году юный штурман Анатолий Колесниченко, выпускник Таганрогской мореходной школы, приехал по распределению через всю страну в молодой и бурно растущий приморский город Находку. С тех пор, вот уже более полувека, его первое и единственное место работы – Находкинская база активного морского рыболовства. |
А в мае этого года незаметно, в рабочих буднях прошел своеобразный трудовой юбилей Анатолия Николаевича. Исполнилось 30 лет с тех пор, как знаменитый капитан-директор сменил капитанскую рубку рыбацкого судна на директорский кабинет родного предприятия. Ну а начинать рыбацкую карьеру ему когда-то приходилось с матросов. Мало того – в морскую профессию Колесниченко попал совершенно случайно!
Вот как рассказывает об этом сам Анатолий Николаевич: «Я родился в селе Староивановка Белгородской области. Среднюю школу закончил неплохо. Многие одноклассники пошли в институт, а у нас денег в семье не было, и мы решили с матерью, что я пойду в армию. Возраст уже подходил, я ведь школу окончил на два года позже – война помешала. Фронт был рядом, а прямо в нашей школе разместился госпиталь, учиться нам было негде. И вот мы решили, что отслужу два года, а потом буду учиться на тракториста. Но тут пришел в гости наш сосед и однофамилец, говорит матери: «Что ты делаешь, парень третьим по успеваемости школу закончил, а ты его в армию!». И принес «Комсомолку», в которой было напечатано, где принимают курсантов на государственный кошт. Ближе всех была мореходка в Таганроге. Так что никакой «морской романтики» не было в помине – я моря и не видел никогда до этого».
Отучившись, по распределению Колесниченко приехал в Находку, где четырьмя годами ранее появилось Управление активного морского рыболовства (будущий БАМР в те годы именовали УАМРом).
«Здесь еще не было больших судов, – продолжает Анатолий Николаевич, – и я был направлен на СРТ «Бежица». Начинал матросом – у нас, выпускников, не хватало плавценза, до этого мы были всего на одной практике, на рыболовных судах в Мурманске.
Я ушел на Камчатку на промысел камбалы, вернулся в 1957 году уже помощником тралмейстера. В это время в УАМР пришел первый БМРТ «Ульяновск», куда я и был направлен 4-м штурманом (к тому времени получив диплом). Честно говоря, упирался, не хотел, потому что до этого работал только на СРТ, и то не штурманом. Тем не менее, направили – и семь лет отработал. Прошел все ступеньки до капитана».
Кстати, на капитанском мостике этого судна работал и знаменитый капитан-директор, Герой Социалистического труда Октябрь Михайлович Ломаев. В 1962 году Анатолию Колесниченко доверили новый БМРТ «Посьет», ставший, пожалуй, самым заслуженным и прославившимся судном БАМРа за всю полувековую историю большого предприятия.
В первом же рейсе экипаж добыл 90 тысяч центнеров рыбы и дал 2,5 млн. рублей (заметьте, советских рублей) сверхплановой прибыли. Во втором рейсе – добыча больше 100 тысяч центнеров! За первые пять лет работы «Посьет» выдал дополнительной прибыли на сумму, достаточную для постройки двух новых БМРТ. Посьетовцы первыми на Дальнем Востоке освоили многие новые орудия лова, совершенствовали методы обработки рыбы.
Именно на этом судне впервые была успешно опробована установка для производства рыбной муки.
«На тот момент ни один БМРТ не выпускал готовую рыбную муку, – продолжает свой рассказ бывший капитан-директор «Посьета», – вырабатывали блоки-полуфабрикаты, которые потом на берегу надо было молоть. Наши умельцы, в частности механик-наладчик Ильин, придумали «мельницу», на которой можно было сразу на судне получать готовую муку – только отгружай. Использовали для этого кормодробильную установку, применявшуюся в сельском хозяйстве. Работали мы дружно, ловили у американских берегов окунь, потом хек. В те времена у наших рыбаков не было границ для работы: где «научники» обнаружили рыбу, туда мы и шли. Так я и пробыл пять лет у американских берегов».
Слова о дружной работе – вовсе не пустая фраза. Молодому капитану, как когда-то полководцу Суворову, удалось стать настоящим «отцом солдату» и создать на судне уникальные условия, в которых люди раскрывали весь свой потенциал. Здесь проявилась, пожалуй, главная черта этого человека. Все, кто работал с Колесниченко, был ли он старпомом, капитаном судна или генеральным директором, отмечают его доброжелательность, понимание людей, умение выслушать. Никакого намека на начальственный тон или высокомерие. Капитан «Посьета» не ждал, пока к нему придут с проблемой – сам шел к людям, во все вникал, делал выводы и вовремя подсказывал наилучшее решение. Он принципиально обедал только в кают-компании, заодно узнавая обо всех новостях (как сказали бы сейчас, «держал руку на пульсе»). И даже выходил вместе со всеми на рыбообработку, за что экипаж очень уважал своего капитана.
Траулер под началом Анатолия Колесниченко стал настоящей школой для специалистов других БМРТ, был признан опорно-показательным судном. А в 1966 году «за новаторство, передачу опыта и успехи в труде» БМРТ «Посьет» был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Как и его капитан.
Следующим этапом в жизни Анатолия Николаевича стала работа на тунцеловной плавбазе «Ленинский луч», к которой была придана целая флотилия из трех СРТМ-К и шести ботов. Экипаж под командованием Колесниченко совершил тогда настоящий прорыв – рыбаки нашли способ использования темного мяса тунца. «Тунец – быстроходная рыба, кислород получает только за счет движения, – объясняет заслуженный рыбак, – и когда поднимаешь рыбу (а ловили длинными ярусами, 45-50 километров), самое лучшее мясо вдоль хребта насыщается кровью, становится темным. Его принято было пускать на муку, так как на консервы шло только светлое мясо. Вот в такие тиски мы попали. Темное мясо съедобно, мы пробовали – жалко выбрасывать». На «Ленинском луче» поэкспериментировали: смешали темное мясо с тунцовой печенью, сердцем, добавили специй и… получили великолепный паштет! Тунца, к слову сказать, тогда наши рыбаки добывали только на экспорт – так Советский Союз рассчитывался за автозавод, выпускавший «Жигули». А новый продукт попал и на внутренний рынок, завоевал огромную популярность, а плавбаза, научившая всех рыбаков использовать тунца почти на 100 процентов, принесла стране и родному предприятию миллионные прибыли. За это капитан-директор Колесниченко в 1971 году был удостоен Ордена Ленина.
Позже все тунцеловные базы БАМРа передали Дальморепродукту (такие решения принимались советским правительством часто – вот и в этот раз решили разделить деятельность рыбаков и консервщиков). «Меня приглашали перейти на работу во Владивосток трижды¸ но я не согласился, остался в БАМРе, – рассказывает Анатолий Николаевич о той непростой ситуации, – принял РТМ «Жемчужный». Два года на нем капитанил, хорошо поработали на Императорских горах, ловили кабан-рыбу (пристипому). «Жемчужный» – мой последний корабль. 22 года я проработал на флоте, и тогдашний начальник БАМРа Котляр (кстати, будущий министр рыбного хозяйства СССР) перевел меня на берег – сначала я возглавил моринспекцию, потом стал замначальника по флоту».
Стиль Колесниченко
В 1979 году Анатолий Николаевич Колесниченко становится начальником БАМРа. Годы его работы на этой должности стали пиком расцвета предприятия – в конце 80-х на предприятии добывали более 685 тысяч тонн рыбы в год. Здесь работало 115 крупнотоннажных рыбодобывающих судов и около 15000 человек! Люди стремились в Находку, в БАМР на работу со всех республик СССР. Представляете, каково руководить таким количеством самых непохожих людей? «Управлять таким коллективом – трудное дело, – соглашается Колесниченко, – Но я думаю, человек ко всему привыкает. На «Ленинском луче» под моим началом 180-200 человек было, когда таким коллективом руководишь, вырабатывается стиль руководства. Самое главное, чтобы человек не возвышался над коллективом. И пусть «маленький» человек – надо с пониманием выслушать его проблему и хотя бы чуть-чуть помочь ее решить».
«Анатолий Николаевич с людьми ладить умеет, – говорит один из старейших работников БАМРа, Николай Михайлович Дядюк, – Всегда выслушает, и если есть в твоем предложении рациональное зерно – обязательно поддержит. Я не помню, чтобы у него когда-либо ругательство «выскочило», даже в самых экстремальных ситуациях в море. Голос он никогда не повышал. Просто скажет: «Надо!», и все делают.
Добродушный, большой души человек. В свое время это был единственный начальник, который нашел время проведать меня в больнице, и не один раз. А это о многом говорит. Пользуясь случаем, поздравляю Анатолия Николаевича с Днем рыбака и желаю здоровья и долголетия!»
Своему стилю руководства Колесниченко никогда не изменял. В его бытность директором каждую субботу велся прием по личным вопросам, и длился он порой до ночи – пока руководитель не примет всех людей, а бывало их по 50-60 человек! «Вопросов много решали житейских, по жилью, – говорит Колесниченко, – Я очень доволен, что микрорайон Арсеньева мы построили: при Котляре часть, при мне вторую. За счет предприятия по три пятиэтажки в год строили».
Отдыхать некогда!
Постперестроечные 90-е годы стали для всей рыбной отрасли переломными и очень тяжелыми – прекратилась государственная поддержка, началась полная неразбериха с квотами, неуправляемый рост стоимости топлива. Многие рыбацкие предприятия просто исчезли, растворились в бурном море зарождающейся рыночной экономики. Анатолию Колесниченко и в этот период удалось «отштормовать», удержать свой самый большой корабль – Базу активного морского рыболовства – на плаву. Удалось не только сохранить стабильность предприятия в эти трудные годы, но и добиваться хороших производственных показателей. Это достижение Анатолия Николаевича (на ту пору гендиректора ОАО «НБАМР») было оценено на самом высшем уровне, и в 1999 году указом Президента России Ельцина А. Н. Колесниченко был удостоен Ордена Почета.
Сегодня Анатолию Николаевичу 74 года, и он по-прежнему в строю. Почетный президент ОАО «НБАМР» каждый день в 9 утра в своем кабинете. Только теперь решает не ежедневные рутинные проблемы большого предприятия, а более глобальные, отраслевые. К его мнению прислушиваются и в рыбацком сообществе, и в правительстве. При этом Анатолий Николаевич находит время общаться с рядовыми сотрудниками, лично поздравить юбиляров БАМРа, каждого, кто выходит на заслуженный отдых. А сам отдыхать не собирается – ведь у рыбаков еще столько нерешенных проблем. Вот, например, правительство «рекомендует» больше рыбы поставлять на российские прилавки. А есть ли у рыбаков возможность сочетать прибыльность своего бизнеса с такими патриотическими задачами? «Декларативно заявить можно все, – отвечает на этот вопрос Колесниченко, – Но рыбаки живут в условиях рыночной экономики. Мы вынуждены продавать тем, кто даст больше денег. Смотрите, вот когда был топливный кризис, цена на нефть взлетела до небес, Запад помог своим рыбакам – японцы, корейцы, американцы дотировали их. Нам никто не помог. А было все очень серьезно, многие даже бросали промысел, корабли ставили в отстой. Куда направлять продукцию – определяет цена на рынке: выгодно, значит, будем продавать здесь. Невыгодно – надо за границей продавать, но достойно продавать».
Главными на сегодня проблемами рыбаков Анатолий Николаевич считает обновление флота и сохранение рыбных ресурсов. «Надо думать о замене судов. Я давно ломаю голову над этим вопросом. 35 млн. долларов стоит большой траулер – предприятия поодиночке такие цены не осилят, а судов надо менять много – им по 25-30 лет. И чем дольше их эксплуатируешь, тем больше надо вкладывать. Да и безопасность мореплавания много значит. Надо ставить вопрос, чтобы государство строило и отдавало суда рыбакам в лизинг на 10 лет – мы за это время со своих квот можем рассчитаться. Нужны современные суда. И топливо экономнее бы расходовалось. Я считаю, что в лизинг можно работать, весь мир так живет (может быть, к сожалению) – берут трактора, комбайны и потом рассчитываются потихоньку.
Обновление флота – задача номер один для рыбаков, а задача в целом для отрасли – восстановить биоресурсы до уровня хотя бы 1991 года. У нас прекрасные моря, но мы их «выловили». Я запомнил цифру – в 91-м году только в Охотском море рыбаки всей России выловили 1млн. 846 тысяч тонн. Сейчас – 800 тысяч, а не так давно было вовсе 400. Надо на государственном уровне заняться большой программой восстановления рыбных ресурсов. Как бы это ни было трудно для рыбаков, надо перетерпеть, чтобы восстановить ресурсы. Это касается не только минтая – меньше стало сельди, окунь перевелся. Бесконечным ничего не бывает. Надо не только выкачивать, но и восполнять. Давать отнереститься рыбе. Всем нам надо бы Охотское и Берингово море поберечь, потому что деваться рыбакам больше некуда».
Говорить на эти темы можно долго. Проблем и трудностей в рыбацком деле хватало всегда. К сожалению, их гораздо больше, чем радостей. Не жалеет ли Анатолий Колесниченко, что когда-то судьба случайно привела его в эту сложную профессию? «Не жалею, – улыбается, – рыбакам некогда жалеть, работать надо!»
Поздравляем Вас, Анатолий Николаевич, с рабочим юбилеем и Днем рыбака! Здоровья Вам, и пусть Ваше любимое место работы всегда будет самым рыбным местом!
*Досье «РП».
Анатолий Николаевич Колесниченко (родился 21 января 1935 года).
Ветеран труда, Заслуженный работник рыбного хозяйства РСФСР,
Почетный работник БАМР, Почетный гражданин города Находка,
Кавалер Ордена Трудового красного знамени,
Кавалер Ордена Ленина, Кавалер Ордена Почета;
награжден медалями «За доблестный труд», «300 лет российскому флоту».*
Редакция «РП» присоединяется к поздравлениям и желает Анатолию Николаевичу долгих лет жизни, оптимизма и неиссякаемой энергии!