Газета «Рыбак Камчатки»

ХРОНИКА АКОФЛОТА: год 1944

Окончание. Начало в № 32.

На будущее главному инженеру АКОфлота предписывалось разработать инструкцию для машинных команд судов, сжигавших жидкое топливо, «о режиме работы отдельных топок и о переходе с одной топки на другую при стоянках судов в портах».

В ночь с 24 на 25 июля «по причине конструктивного недостатка в буксирном устройстве» был потерян в море новый корпус кавасаки без мотора, шедший на буксире «Анатолия Серова» из Усть-Камчатска в Олюторский залив. Ночью же с 15 на 16 сентября пароход «Орочон» с сигарой на буксире проходил Первый Курильский пролив. При выходе в Тихий океан сигара начала разваливаться при относительно хорошей погоде. Разрушение продолжалось до прибытия в Авачинскую губу. В итоге потеряли почти тысячу «кубов» круглого леса и часть такелажа. Вины экипажа в этом не было, убытки отнесли на счёт сахалинского Пограничного лесокомбината (входившего в «систему» АКО), плохо скрепившего сигару. Во избежание повторения подобных происшествий, капитанам судов предписывалось получать от лесокомбинатов схемы сборки и крепления плотов, а также инструкции по их буксировке и «сбережению в море». Плоты следовало выводить к судну обязательно в присутствии представителя его командования.

Вечером 25 сентября на «Ительмене», находившемся в районе Усть-Камчатска, обнаружили течь сварного шва надводной части левого борта, который в момент удара волны пропускал воду. Трещина с усилением волнения до семи баллов начала раскрываться, течь через неё усиливалась. Не имея возможности из-за большого волнения производить грузовые операции, капитан В. Т. Войтенко не рискнул продолжать рейс и направился в Петропавловск устранять трещины. В порту выяснилось, что металл борта в районе повреждения износился до половины первоначальной толщины. Восстановление работоспособности судна стоило 5 049 руб.

1 июня 1944 г. начальник АКО распорядился «в целях воспитания и подготовки кадров квалифицированных моряков-рыбаков для системы АКО путём практического обучения непосредственно на судах» ввести на судах АКОфлота и Морлова институт юнг. Это делалось на основании постановления Государственного Комитета Обороны от 18 января и приказа Наркомрыбпрома от 26 февраля 1944 г.

В число юнг зачислялись несовершеннолетние подростки, отцы которых служили в Красной Армии, находились на фронте или уже сложили головы в боях с фашистами. Ребят следовало обеспечить флотским обмундированием по действующим нормам, для чего в июне и июле требовалось организовать его пошивку из имевшихся материалов.

С 10 июня начальникам АКОфлота и Морлова следовало приступить к набору в соответствии с «Положением о юнгах — юных рыбаках на судах флота Наркомрыбпрома СССР». Особое внимание нужно было обратить «на подбор лиц, которым на судах и учебных сборах будет доверено воспитание и обучение юнг». Первоначальное количество юнг для АКОфлота устанавливалось равным 60 чел.: поровну палубных и машинных.

К 1 декабря 1944 г. на 13 пароходах АКОфлота находились 73 юнги: «Максим Горький» — один, «Коккинаки», «Чавыча», «Чапаев» и «Эскимос» — по два, «Кура» — четыре, «Терек» и «Щорс» — по пять, «Сима» — шесть, «Орочон» — девять, «Якут» и «Ительмен» — по 10. Больше всех юных моряков — 21 — пребывало на «Анатолии Серове». (Кстати, в этом же году в школу юнг, но в европейской части страны, получил и Валентин Пикуль – будущий знаменитый русский писатель. – Прим. ред.)

С. Гаврилов