Обращение российских участников IV Международного конгресса рыбаковРоссийские участники 1V Международного конгресса рыбаков, заслушав и обсудив доклады и стратегические вопросы устойчивого управления рыболовством и поддержания рынков стабильности рыбопродукции, констатировали, что несмотря на очевидный прогресс в совершенствовании административных мер регулирования, способствовавших успешному отражению вызовов мирового финансового кризиса и обеспечению в этих условиях роста экономических и социальных показателей, отрасль испытывает негативное влияние множества внутренних и внешних факторов неустойчивого развития: |
- остаётся нерешённой проблема старения рыбопромыслового флота и не просматривается перспектива его обновления без кредитной и законодательной поддержки со стороны государства;
- далеко не в полном объёме используются многие водные биоресурсы шельфовой зоны в то время, как большая часть экономически активного населения прибрежных районов не имеет права доступа к ним;
- отсутствие единого для пользователей водных биоресурсов пространства ограничивает полномасштабное вовлечение промысловых и перерабатывающих мощностей на недоиспользуемых объектах;
- в ряде прибрежных районов, отличающихся высокой биопродуктивностью и конкурентоспособностью марикультур по отношению к рыболовству, последнему отдаётся предпочтение в административных решениях по их использованию;
- отсутствие юридически обязательных правовых актов по усилению роли и ответственности государств порта за выгрузку браконьерской и контрабандной рыбопродукции в иностранных портах продолжает способствовать процветанию сектора неформальной экономики в российском рыболовстве и увеличению издержек законопослушного производителя;
согласились, что при формировании принципов российской политики в противодействии ННН – промысла система учёта и регулирования (в том числе принуждения) должна быть единой, доступной и понятной для основных пользователей (стратегическое и корпоративное управление рыболовством, наука, органы контроля, образование, тренинг операторов рыболовства и логистики рыбопродукции);
учли тенденции глобализации мировых рынков водных биоресурсов и рыбопродукции, ответственность российского рыболовства за устойчивость промыслов и стабильность рынков и обращаются
к Федеральному агентству по рыболовству с предложениями:
- включить в национальный план России по противодействию ННН-промыслу создание прорывных технологий объективного учёта, мониторинга, анализа рыболовства и оперативной выработки эффективных решений и действий;
— разработать и утвердить положение о едином промысловом пространстве для всех пользователей водных биоресурсов и внести изменения в Федеральный закон № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;
— ускорить решение законодательно-правовых вопросов марикультуры, отдавая приоритеты использования трёхмильных прибрежных зон для выростных хозяйств;
— использовать федеральный административный и кредитно-финансовый ресурс для развития оптовой торговли и переработки рыбопродукции на территории России, реализации плотного проекта оптового рыбного рынка в г. Владивосток в 2010-2012 годах;
— способствовать усилению подготовки кадров и её ориентации с учётом новых требований к обеспечению устойчивого рыболовства, переработки и стабилизации рынков;
— всемерно поддерживать создание новых международных консорциумов по проектированию и строительству на территории России новых рыбопромысловых судов, конкурентоспособных в соперничестве за рынок водных биоресурсов Мирового океана;
— способствовать совершенствованию финансового механизма обновления основных фондов отрасли, включая строительство рыбопромыслового флота на условиях лизинга.
К Правительству Российской Федерации с просьбой:
— дополнить приказ Госкомрыболовства № 315 положением, определяющим, что традиционное рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется на водных объектах общего пользования, в местах, определяемых территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, по согласованию с научно-исследовательскими организациями, федеральными государственными учреждениями — бассейновыми управлениями по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов в организации рыболовства, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству;
— дополнить приказ Федерального агентства по рыболовству № 166 положением, определяющим, что объёмы добычи (вылова) анадромных, особо ценных и ценных видов рыб для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС в конкретных зонах и подзонах, на соответствующих водных объектах должны устанавливаться Федеральным агенством по рыболовству на основании рекомендаций специализированных научно-исследовательских организаций в рамках объёмов, выделявшихся на эти цели в последние три-пять лет;
— одобрить и ратифицировать проект юридически обязательного договора стран-участников форума ФАО ООН, направленного на борьбу с ННН-промыслом, которым фактически закрывается доступ в порты судов браконьеров;
— о создании института оптовых рыбных торгов, обеспечивающих устойчивый баланс интересов субъектов рыболовства и стабильно действующую логистику движения товарных и денежных потоков на российской территории;
— об ускоренной реализации Комплекса мер, рассмотренных и одобренных Правительством Российской Федерации 9 июня 2009 года, включая, прежде всего, освобождение от уплаты таможенных пошлин и беспроцентной рассрочки по НДС при ввозе в Россию рыбопромысловых судов, а также введение нулевых ставок НДС и таможенной пошлины при ввозе не имеющих аналогов в России судового, рыбоперерабатывающего оборудования и оборудования для объектов аквакультуры.
К Государственной Думе Российской Федерации с просьбой:
— внести дополнение в ст. 5 Федерального закона № 82-ФЗ, определяющее, что порядок подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к КМНС устанавливается правительством Российской Федерации;
— внести изменения в ст.32.1 Федерального закона № 166-ФЗ, предоставляющее обладателям доли возможности свободного отчуждения прав использования водных биоресурсов в пользу третьих лиц на основании договоров, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации или на аукционе;
— дополнить законодательную базу Российской Федерации пунктами, разрешающими использование долей квот добычи водных биоресурсов в качестве залога при получении кредитов;
— исключить из федерального закона № 166-ФЗ норму по уничтожению водных биоресурсов, выловленных при проведении рыболовства в целях научно-исследовательских работ.