Браконьерам - пограничный заслонВ сентябре исполняется два года с момента образования в системе Пограничной службы ФСБ России департамента береговой охраны. О том, как происходило реформирование пограничных органов и какие результаты оно принесло, рассказал на проходившем 10 сентября брифинге командующий Северо-Восточным пограничным управлением А.А. Лебедев. |
Россия – одна из ведущих морских держав, и моря, омывающие её побережье, имеют первостепенное значение для экономической и социальной жизни расположенных здесь регионов. Участок морской границы просто огромен – 38,8 тыс. км (63,5 % от общей протяжённости государственной границы). На прочность пограничный «замок» проверяют контрабандисты, террористы и браконьеры. Формирование береговой охраны стало именно тем шагом, который помог бы противостоять наркотраффику и торговле оружием, пиратству и расхищению водных биоресурсов.
Береговая охрана создавалась не на пустом месте, но усилий пришлось приложить немало. Ведь в её ведении теперь не только охрана государственной границы, но и забота о законных интересах России в экономзоне и на континентальном шельфе, о сохранении запасов анадромных видов рыб.
Основной целью реформирования, рассказал А.А. Лебедев, стало создание сбалансированных подразделений, способных противостоять всем угрозам морской границе страны. И это удалось: сформированы дееспособные береговые отделы, государственная морская инспекция, реформированы отделы самого управления. Заработал координационный центр, где собирается и анализируется информация об обстановке на море. При этом используются современные методы информационно-аналитической деятельности, идёт обмен данными с иностранными коллегами в рамках международного сотрудничества. После окончания двух этапов строительства пограничных органов Северо-Восточное пограничное управление и входящие в его состав подразделения функционируют как органы береговой охраны, входящие в общую современную и эффективную систему противодействия угрозам безопасности в пограничной сфере на морских направлениях.
На деятельности СВПУ это сказалось только положительно. За последние два года сумма штрафных санкций, применённых к нарушителям природоохранного законодательства, увеличилась практически в два раза. За прошедшие два года наложено штрафов на 613 млн. рублей, а за два года, предшествующие отчётному периоду, – на 321 млн. рублей.
Но увеличение суммы штрафов – не самоцель береговой охраны. Её задачи – не только экономически наказывать нарушителей, но и создавать благоприятные условия для деятельности законопослушных российских рыбаков. Повышение интенсивности использования сил и средств пограничным управлением, считает А.А. Лебедев, привело к увеличению стада лососёвых и минтая, а также повышению мировых цен на рыбопродукцию, поставляемую из России.
По сведениям А.А. Лебедева, в 2008 году общий допустимый улов минтая составил 658,5 тыс. тонн, т.е. на 24,7 % больше, чем в 2007 году (496 тыс. тонн). В этом году он увеличился ещё на 220 тыс. тонн и составил 821 тыс. тонн. В 2008 году был увеличен общий допустимый улов и на лосось. Он составил 344 тыс. тонн, что на 48 % больше, чем в 2007 году. В этом году, согласно данным научно-исследовательских институтов Росрыболовства, количество лосося, разрешённого к добыче, составило более 350 тыс. тонн.
На рынках Японии одна тонна минтая без головы в марте 2008 года стоила 1 305 долларов, в марте 2009 года – 1 450 долларов. Тонна икры минтая в те же периоды стоила 12 и 14,5 тыс. долларов.
Впереди – третий этап формирования береговой охраны. И для создания современной системы обеспечения благоприятных условий для осуществления законной экономической и промысловой деятельности на морях ещё многое предстоит сделать. Необходимо оптимизировать корабельно-катерный состав управления (срок службы многих из пограничных кораблей приближается к 25 годам). СВПУ нуждается в многофункциональных кораблях, способных нести службу в сложных ледовых условиях, догонять браконьерские суда. В ближайшее время такие корабли поступят – судостроительные заводы уже работают над заказами пограничников. Но скоростные, с высоким уровнем автоматизации корабли должны управляться высококвалифицированными специалистами. И создание комфортных условий для их жизни – одна из главных забот управления. Так, сейчас готовится к сдаче недавно построенный для сотрудников управления дом, идёт подготовка к закладке ещё одного 120-квартирного дома.