Газета «Рыбак Камчатки»

Юрий Гаращенко: «Никто нам денег не подарит»

Паратунку не первый год мечтают превратить в один из главных санаторно-профилакторных курортов страны. Природных данных у неё для этого хоть отбавляй – чистый воздух, лечебные грязи и термальная вода. Паратунка всегда была и остаётся одним из самых посещаемых мест: жители Елизово, Петропавловска, гости полуострова едут сюда покупаться, отдохнуть, поправить здоровье. Для них работают несколько десятков баз отдыха.

Людям здесь хорошо, а вот природе, похоже, не очень.

По утрам и вечерам на реке Микижа уже не первый год можно наблюдать, как плывут по воде белые хлопья пены. Жители, туристы, постоянно отдыхающие здесь, знают: на базе отдыха, что неподалёку, – очередной сброс сточной воды.

В Паратунке этим грешат практически все базы отдыха. По проверкам Росприроднадзора, из 14 только 3 имеют механизмы очистки воды, соответствующие нормативам, — «Лесная» и «Жемчужина Камчатки». В министерстве природных ресурсов называют ещё базу «Светлячок». Остальные сбрасывают стоки в реки Паратунка, Карымшина, Микижа. Сточные воды подразделяются на хозяйственно-бытовые и термальные.

– Правда, использованные термальные воды до недавнего времени относили к нормативно очищенным, — говорит заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Камчатскому краю Валентина Ржеусская. — Перед сбросом их необходимо было охладить в отстойнике. Сейчас требования поменялись, потому что использованную термальную воду нельзя назвать чистой, она отличается по качественному составу, например, по количеству взвешенных веществ.

Очистные сооружения – самое больное место для руководителей баз отдыха. Каждый раз во время проверок надзорных органов они получают предписания на устранение нарушений правил эксплуатации водных объектов и сооружений. Административный кодекс требует от них планировать и выполнять природоохранные мероприятия, в том числе по очистке воды. Однако условий для этого нет. Для разработки проектной документации и монтажа очистных сооружений нужны миллионы. Поэтому директорам баз дешевле каждый раз платить штрафы, нежели устанавливать механизмы для очистки вод.

И такова ситуация не только на Камчатке – практически в каждом российском регионе. Проблему пытаются решить на федеральном уровне: поступило предложение ужесточить штрафы в десятки раз. Но будет ли от этого прок?

– Тогда нам придётся повышать цены, увеличатся расходы предприятий. Один штраф, другой, третий — и можно закрываться, – считает директор базы «Костёр» Леонид Ковалёв.

Между тем, этим учреждениям уже сегодня нелегко выживать. Содержание, к примеру, «Костра» ежегодно обходится её руководителю примерно в 300 тысяч рублей: 100 тысяч уходит за пользование термальной водой, остальное «съедают» плата за свет, проведение гидрохимических, биологических анализов воды, техническое обслуживание четырёх колодцев-отстойников, зарплата работникам.

Но вопрос со строительством очистных сооружений, как дамоклов меч, продолжает висеть над базами отдыха. Ведь и сами предприниматели прекрасно понимают, что очистные необходимы.

– Надо думать о перспективе. Если Паратунку сделают федеральной курортной зоной, то надо уже сейчас устанавливать современное оборудование, создавать инфраструктуру, – подчёркивает Леонид Ковалёв.

Но только где найти на это деньги? Банковский кредит брать невыгодно (процентные ставки очень высокие), да и рискованно — можно увязнуть в долгах.

Найти другие пути пытались ещё в 2006 году. Тогда на совещании в управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды чиновники, экологи, представители надзорных органов обсуждали перспективу строительства канализационных сетей и очистных сооружений. Сошлись на том, что информации по вопросу мало: нет реестра всех канализационных сетей и стоков в районе Паратунки с описанием их состояния.

В 2008 и 2009 годах с проверками по базам отправились управление Росприроднадзора по Камчатскому краю и государственная инспекция экологического водного контроля. Одновременно зашла речь о том, чтобы придать курортной зоне Паратунки статус федеральной. Тема строительства очистных вновь всколыхнулась.

В марте 2009 года инспекция экологического и водного контроля предложила устанавливать на базах отдыха компактные очистные сооружения – по одному на несколько соседствующих учреждений. Это бы снизило долю финансового вложения в дело каждой базы. Беда в том, что и таких средств они не имеют.

— На краевом уровне принято решение о создании в Паратунке федерального курорта, сформирована правительственная группа, она уже работает над генеральным планом, – сообщил две недели назад министр природных ресурсов Юрий Гаращенко.

То есть предположительно средства на строительство очистных в курортной зоне всё-таки могут прийти на Камчатку по федеральным программам. А могут и не прийти. Как сказал на пресс-конференции в управлении Росприрондазора по Камчатскому краю Юрий Гаращенко, «никто нам денег не подарит, придётся самим раскошеливаться».

Дополнительный источник предложил начальник управления морского контроля, разрешительной деятельности ООПТ управления Росприроднадзора РФ Василий Богословский – штрафы за нарушение природоохранного законодательства. По его словам, можно добиться, чтобы эти деньги стали целевыми.

Ещё одной точкой опоры может стать повышение тарифов на водоотведение. Но, по словам министра природных ресурсов края, надо сделать так, чтобы при этом не изменилась стоимость коммунальных услуг для населения. И это как раз самое сложное. На примере Петропавловска теоретически доказано, что повышение тарифа приведёт к увеличению на 0,7 % стоимости тепловой энергии.

В Камчатском крае всего 40 сооружений, на которых очищают сточные воды. 11 из них в Петропавловске, одно – в Вилючинске. Их явно недостаточно для многонаселённой агломерации. Хозяйственно-бытовые стоки поступают в нерестовые реки, Авачинскую бухту – рыбохозяйственный водоём 1-й категории. В краевом центре сточные воды, только 36 % из которых являются очищенными, попадают в бухту через 23 спуска – в основном с южного и центрального районов города. Единой сети водоотведения нет, несколько районов живут без очистных. Канализационные сети, стоки практически не работают. Их строили в 80-х годах и за два десятка лет почти не ремонтировали. Вся система водоотведения Петропавловска, по данным министерства природных ресурсов, не соответствует санитарным требованиям, год от года в сетях водоотведения возникает всё больше аварий, а это приводит к утечкам. Некоторые сети и стоки вообще не значатся в реестрах муниципальной собственности.

К примеру, когда-то в районе ул. Садовая была воинская часть с принадлежащим ей подсобным хозяйством. Сток от одного из хозяйственных объектов, не оборудованный очистным оборудованием, военные вывели в бухту. Позже коммунальщики, не разобравшись в ситуации, подключили к этой трубе канализацию от жилых домов.

Бесхозные стоки комитет городского хозяйства в числе других объектов водно-канализационного хозяйства передаёт в ведение МУП «Петропавловский горводоканал». Но все они требуют реконструкции, а следовательно, огромных финансовых затрат. При этом у водоканала средств хватает только на плановые ремонты действующих сетей и реконструкцию очистного сооружения на мысе Чавыча. Часть денег уходит на оплату штрафов от надзорных организаций за несоответствие показателей сбрасываемых сточных вод нормативам. В этом году Росприроднадзор оштрафовал предприятие на 6 млн. руб., так как во время проверки выяснилось, что в Богородское озеро попадали неочищенные сточные воды.

— Мы приняли эти сети от МУП «Жилремсервис» только в 2008 году. Нам не хватило ни времени, ни средств, чтобы привести их в порядок. Нарушения в районе Богородского озера устранены, но сети там очень старые. Мы не волшебники и не можем разом отремонтировать все объекты, которые передаются нам, – говорит исполняющий обязанности начальника ПТО МУП “Петропавловский водоканал” Денис Луговых.

Очевидно, что отдельные предприятия при всём желании не вытянут реконструкцию всей системы водоотведения Петропавловска. Проект перестройки сетей (общей стоимостью 2,3 млрд. руб.) уже готов – его разработали несколько лет назад в администрации Камчатской области. При наличии денег план реально воплотить в жизнь в конце 2013 года. К финансированию городская администрация попыталась привлечь Европейский банк реконструкции и развития, но дело затормозилось. Единственной надеждой остаются федеральные программы. Край предпринял попытку поучаствовать в одной из них. В марте правительство направило предложения для включения их в программу «Чистая вода». Они касались реконструкции канализационной системы Петропавловска, в том числе и строительство 8 очистных сооружений, реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения Елизова, Раздольного и Вилючинска. Материалы Камчатки отклонили, потому что в них не было проектно-сметной документации для очистных сооружений.

Тем не менее, говорят экологи, дела на Камчатке хоть и плохи, но лучше, чем в других регионах России. Во Владивостоке, например, очистные сооружения отсутствуют вообще.

С другой стороны, после десятилетий простоя наконец-то отремонтированы очистные сооружения в Коряках и Ключах, в рамках президентской программы очистные построят на Командорах. Будем надеяться, что это только начало.

Ольга СИДОРОВА.