Регион на распутьеЗакончилась лососёвая путина 2009 года на реке Озерная. В чем её сходство и отличия от путин предыдущего десятилетия, каковы перспективы развития Озерновского региона в ближайшие годы и в недалёком будущем? |
Главное богатство – нерка
Логично будет поговорить о главном богатстве региона — нерке, учитывая то, что из всей выловленной на Камчатке нерки до 65 % — это нерка озерновская.
Сначала условимся, что под Озерновским регионом мы подразумеваем четыре поселения, расположенные в долине реки Озерная или у её притоков — это (по убыванию числа жителей) посёлок Озерновский, село Запорожье, посёлок Паужетка и посёлок Шумный. Старейшими являются село Запорожье (недавно отмечали столетие) и посёлок Озерновский, рыбоконсервный завод которого в прошедшем году также отметил юбилей — 80 лет.
Основой для жизни местного населения всегда была рыба — и в царской России, и во времена СССР, и сейчас.
Нерка — рыба анадромная, то есть живущая в море, но заходящая на нерест в пресноводный водоём. Озерновская нерка в основном нерестится в Курильском озере. Продолжительность пресноводного периода жизни озерновской нерки обычно два- три года, затем молодь скатывается в море. Выживаемость, рост нерки в морской период и сроки миграции зависят от условий нагула и численности нерки в океане. У нерки хорошо развит «домашний инстинкт», то есть производители нерки заходят только в родную реку или приток. В море рыба живёт от одного года до пяти лет. Половозрелая нерка во время анадромной миграции заходит в нерестовые водоёмы при различном соотношении различных возрастных групп. В основном на икромёт заходят 4-5-летние особи, в разные годы процент рыбы другого возраста различен.
Другими словами, стадо нерки, живущее в океане, разновозрастное. Поэтому и рыба, заходящая в реку, по размеру бывает от одного до четырёх-пяти килограммов, и именно поэтому уничтожить популяцию нерки за один-два года нельзя.
Нерка как вид тихоокеанских лососей изучена довольно полно. Изучение биологии и условий размножения озерновской нерки на научной основе было начато в сентябре 1932 года, а в 1940 году был основан постоянный наблюдательный пункт на озере Курильское в истоке р. Озерная.
Уловы нерки в Озерной последние годы колебались на уровне 16-20 тысяч тонн, на этом фоне падение уловов горбуши как в ней, так и на ближайших реках Камчатских рыбопромышленников особо не беспокоило — львиную долю прибыли давала нерка. Предыдущие 10 лет природа баловала регион. Но не лишне будет вспомнить, что так было не всегда. С середины 50-х и до 1990 года уловы нерки на реке Озерная не превышали 8 тысяч тонн, а в основном были от 1 до 5 тысяч тонн. Были годы, когда уловы составляли 300- 400 тонн (70-е), в 1968 году — 173 тонны (в озеро зашло 650 тысяч особей), а в
1969 – всего 74 тонны (в озеро зашло 370 тысяч). В 1973 году на нерест зашло всего 260 тысяч особей — это исторический минимум.
Старожилы региона помнят те времена, когда судьба нерки висела на волоске. Во многом благодаря колхозу «Красный труженик», на протяжении десятилетия вкладывавшем немалые средства в восстановление кормовой базы Курильского озера, удалось возродить стадо озерновской нерки.
Численность производителей нерки, отнерестившихся в эти годы в Курильском озере, колебалась от 260 тысяч (1973 год) до 6 миллионов особей (1990 год).
Какое же количество нерки, прошедшей на нерест, оптимально для нерестилища и популяции? По мнению сотрудников КамчатНИРО, от 1,5 до 3 млн. особей, причём максимальное воспроизводство достигается при заходе в озеро всё же 3-х миллионов особей.
Закончилась путина 2009 года. Количество нерки, выловленной в реке Озерная и прилегающих морских участках, не достигло и 14 000 тонн (для сравнения: средняя цифра вылова нерки в Озерновском регионе в 2005-2008 году превысила 18 тысяч тонн). Количество же экземпляров рыбы, прошедших в Курильское озеро на конец августа, было чуть больше 1 миллиона, до конца года зайдёт ещё не более 100 тысяч штук — то есть озеро заполнено недостаточно.
Так всё-таки временщики?
В чём же причина снижения улова и недостаточного заполнения озера? Что надо делать и чего делать нельзя?
За последние 15 лет нагрузка на реку Озерная возросла многократно. Старые предприятия — рыболовецкая артель «Колхоз «Красный труженик» и Озерновский РКЗ № 55 вдвое-втрое увеличили производственные мощности по переработке лосося, появились новые крупные заводы (Рыбхолкам, Витязь-Авто, Дельта), способные перерабатывать по 200-250 тонн нерки в сутки (каждый), средние и мелкие цехи.
На реке – десяток рыболовецких участков, в прилегающей к ней морской прибрежной полосе не меньше ставных неводов. Вся эта производственная мощь способна переработать за сутки до полутора тысяч тонн сырца, а поймать и того больше. В добавок к этому с 1992 года дрифтерный промысел лососёвых в море (японский и российский) перемещается в 200-мильную исключительную экономическую зону Российской Федерации.
В дни интенсивного лова к Курильскому озеру нерка практически не проходит (вылавливается до 93-95 % всей рыбы). Надо учесть, что нерка нерестится не просто в озере, а на мелководье — в ручьях, впадающих в него, в различных частях озёр: то есть если сегодня идёт на икромёт рыба, которая должна отложить икру в северной части озера, а её всю выловили — то, скорее всего, нерестилища в том районе останутся незаполненными.
Чтобы необходимое количество рыбы прошло в Курильское озеро, сделали проходные дни (когда лов запрещён). Но и тогда отдельным предприятиям — Дельте, Витязь-Авто — разрешалось ловить рыбу, называя это научным ловом. К тому же, в эти дни разрешался морской лов.
С целью максимального вылова рыбопромышленники поголовно занялись бумажным перемещением лимитов морских в речные и наоборот (это значит, что рыба ловится в море, а отмечается как выловленная в реке или наоборот). Учёным стало почти невозможно узнать реальный вылов в регионе — предприятия засекречивают эти данные.
Всё вышеперечисленное, безусловно, не шло на пользу популяции озерновской нерки. Попутно началось захламление прилегающей к населённым пунктам тундры рыбными отходами. Один карьер Пограничный чего стоит, там в рыбных ямах тонут даже большегрузные автомобили, а запах из неё привлекает медведей со всей округи, попутно отравляя жизнь людям в Запорожье и Озерновском.
А пресловутый дрифтерный лов! Что такое дрифтерный лов и ячеённая рыба — населению региона объяснять не надо. Это огромный, зачастую невосполнимый в течение десятков лет ущерб Озерновскому стаду нерки. В этом году была очередная попытка запретить повсеместно дрифтерный лов, в мае у стен краевого правительства состоялся митинг, который проводила «Единая Россия», где было сказано много слов за запрет этого варварского вида промысла, но дальше слов дело не пошло. Цена вопроса — 40-50 миллионов долларов, которые федеральное правительство имеет, продавая рыбу в море.
Всё это, конечно, раздражало местное население. Но люди мирились с происходящим, получая высокую заработную плату, надеясь, что рыбы на их век хватит. Ан нет, уже в 2008 году в ходе нерки произошли качественные изменения: в августе количество рыбы по сравнению с июлем резко сократилось, хотя обычно августовский улов был гораздо богаче июльского. Толкового объяснения этому публично никто не дал, а уже в этом году количество нерки против прошлогоднего существенно снизилось. Жители Озерновского куста заволновались. К этому добавилось и то, что рыболовецкая артель «Колхоз «Красный труженик» лишилась большей части рыбопромысловых участков и лимитов, что негативно сказалось на занятости и доходах населения села Запорожье.
В чём же ещё причина снижения уловов озерновской нерки, чего ожидать в ближайшие годы местному населению, как жить дальше?
Существует много факторов, влияющих на популяцию рыбы. Это объективные — выживаемость малька в озере, кормовая база в океане, температурный режим, много других природных условий. На первое место сейчас вышла деятельность человека, которая стала главным регулятором популяции озерновской нерки.
Как же мы влияем на её численность? К сожалению, сначала заботимся о сиюминутной прибыли — выловить как можно больше и продать как можно дороже, снизив затраты до минимального уровня. Процветает промышленное браконьерство — как дрифтерный лов на государственном уровне, так и грабительское (другого слова не нахожу) местное рыболовство, когда рыбе не дают пройти на нерестилище. Рыбопромысловые участки переданы пользователям на 20 лет, но ведём мы себя на них, как временщики. Так уже через три года рыбы не останется, что тогда делать людям, и кому будет нужна мощнейшая производственная база?
Несколько лет назад была создана местная ассоциация рыбопромышленников. Намерение было благое. Подразумевалось, что совместная работа рыбопромышленников, рыбоохраны, местной власти благотворно скажется на развитии региона, улучшении жизни людей, на популяциях нерки и горбуши.
Совместной работы не получилось: ассоциация так и не смогла объединить интересы различных ведомств и органов власти на местах, по сути превратившись в диспетчера по вылову, причём безответственного. Деятельность как ассоциации, так и органов рыбоохраны и учёных не освещается в средствах массовой информации, на местных сайтах в интернете. И если запорожская власть обеспокоена сложившейся ситуацией, предпринимает попытки как-то её изменить, власть озерновская к этому безразлична.
Жёсткие правила для всех и без исключений!
Как выйти из этой ситуации с наименьшими потерями? Необходимо поднять авторитет местной власти. Работа ассоциации должна вестись под контролем местной администрации. Причина очевидна: населённые пункты расположены на берегу реки, люди живут благодаря ей — других доходов, кроме как от рыбы, нет, а главная задача любого органа власти — соблюдение конституционных прав граждан. Статья 2-я Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». 20-я статья Конституции ещё короче: «Каждый имеет право на жизнь», а основа жизни в Озерновском регионе — это нерка. Отличие нынешних времён — это хищническая добыча морских биоресурсов. Не могут рыбопромышленники эффективно хозяйствовать на реке, цель у них — получение максимальной прибыли, что зачастую противоречит интересам людей.
Для того, чтобы местные селения имели перспективы на будущее, в самое ближайшее время надо предпринять некоторые меры, а именно:
— необходимо ограничить количество тоней на реке, ведь традиционно десятилетиями ловили нерку на 4-5 участках, расположенных ниже старого моста, на этом надо и остановиться;
— резко уменьшить количество морских рыбопромысловых участков, прилегающих к устью реки Озерная;
— ежедневный улов должен быть разумно ограничен: нельзя вылавливать 500 тонн на одной тони, а затем портить ценную рыбу;
— необходимо каждодневно давать возможность рыбе проходить на нерест — то есть объявлять перерыв лова, чтобы часть нерки могла пройти в Курильское озеро;
— проходные дни должны быть одновременно на море и на реке;
— дрифтерный лов — под запрет;
— информация о вылове и наполнении нерестилищ должна быть открытой;
— необходимо установить контроль со стороны местной власти за ввозом гастарбайтеров — в первую очередь должны обеспечиваться работой и справедливой заработной платой местные жители.
Конечно, это далеко не все мероприятия, которые необходимо выполнить в самое ближайшее время — уже до следующей путины, но это самые главные задачи по спасению нерки. В случае их исполнения местному населению даётся реальный шанс на достойную жизнь, а перспективы поселений в будущем довольно позитивны.
Особо хочу отметить следующее. Последнее время стало модно списывать собственную бесхозяйственность или обыкновенную жадность на кризис. Кризис в умах, а не в экономике. В рыбной отрасли кризиса нет, рыба дешевле не стала. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить увольнений рабочих, сокращения рабочей недели, вынужденных бесплатных отпусков или необоснованного снижения оплаты труда под любым «благовидным» предлогом.
В первую очередь этими делами необходимо заняться профсоюзам, местным депутатам, главам поселений. Не мешает задуматься и озерновским рыбопромышленникам по итогам лососёвых путин 2008 и 2009 годов. К чему идём, господа, к семидесятым годам? На восстановление стада нерки уйдёт уж никак не меньше десяти лет. В ваших силах уже сейчас предпринять решительные меры, чтобы остановить негативный процесс и не дать загубить озерновскую нерку.
В самое ближайшее время в Усть-Большерецком районе состоятся выборы главы района. Давайте пожелаем будущему главе с особым вниманием отнестись к судьбе уникальнейшего дикого стада удивительной рыбы.
Нельзя ничего не делать, нельзя быть равнодушным к судьбе реки, к судьбам людей, там проживающих. Проблема сбережения и рационального использования биологических ресурсов (нерки) приобрела уже не государственное, а межгосударственное значение.
P.S. В свет вышла книга «озерновская нерка». Авторы — В.Ф. Бугаёв, А.В. Маслов, В.А. Дубынин — сотрудники Камчатского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО). Основа книги — данные об изучении нерки реки Озерная учёными в течение нескольких десятилетий. Издание написано доступным языком, прекрасно иллюстрировано.