Наша родина – море
В этом году форум «Природа без границ» оказался весьма представительным как по количеству участников, так по их составу и географии. Во Владивосток приехали представители государственных структур, общественных организаций, научных учреждений из России, Японии, Республики Корея, Индии, США, Вьетнама. Экология нынче – популярная тема, так что организацией подобных мероприятий власти Приморья набирают очки не только внутри страны, но и у зарубежных партнеров. Тем более что краю «повезло» на всевозможные реликтовые, эндемичные и просто исчезающие виды флоры и фауны, как сухопутной, так и морской. Это не считая «общечеловеческих» проблем с загрязнением воды/воздуха/почв, эксплуатацией природных ресурсов, стремительным падением качества жизни, характерных для приморской столицы не меньше, чем для других российских городов.
К сожалению, форум еще раз продемонстрировал: наши соседи по региону относятся к проблемам экологии, в данном случае морской, гораздо серьезней, чем наши соотечественники. С одной стороны это говорит о том, что негативных последствий непродуманного воздействия на окружающую среду каждый конкретный россиянин пока не ощущает – и это хорошо. Огромная территория России с ее, казалось бы, неисчерпаемыми сырьевыми ресурсами, дает нам эту отсрочку. С другой, в списке приоритетов среднестатистического российского гражданина экология заметно уступает экономике и политике, поскольку вопрос «Чем я буду ужинать сегодня?» звучит гораздо актуальнее нежели «Чем будут завтра дышать мои дети?».
С трибуны форума за три дня прозвучало немало мрачных прогнозов, однако целью выступавших было совсем не запугать аудиторию, а скорее подсказать направления, которым стоит уделить внимание уже сейчас – пока не стало слишком поздно. Главная тема нынешнего форума – морская экология – близка Приморью уже в силу его названия. Приехав на поезде в начальную точку Транссиба, первое, что ощущаешь, еще стоя на платформе, это резкий йодистый запах высыхающих на берегу водорослей.
Для нашего края море – это пища, транспорт, топливо, связь и отдых. Десятки рыбацких поселков, разбросанных вдоль всего побережья, сотни рыбопромысловых и транспортных судов в портах Владивостока, Находки и других городов, амбициозные проекты по освоению шельфа, строительству нефте- и газопроводов, терминалов, мостов, судоремонтные заводы, базы отдыха, скрытые в многочисленных бухтах и заливах, дальневосточный морской заповедник. Кем бы мы были бы без моря? Глухой провинцией, удаленной от столицы на 9 тыс. километров непроходимых гор, лесов и болот, а не воротами в стремительно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион.
«Приморский край является частью большой экосистемы АТР», – подчеркнул вице-губернатор Николай ВАЧАЕВ на пленарном заседании, открывшем первый день работы форума. Формат мероприятия, как еще одной международной площадки для диалога науки и власти, бизнес-сообщества и природоохранных организаций, позволяет участникам форума поднимать вопросы, важные для экологической безопасности всех стран бассейна Японского моря и северо-западной части Тихого океана.
Под крылом саммита
Грядущий саммит АТЭС прямо или косвенно упоминался в доброй половине докладов участников «Природы без границ». По утверждениям краевой администрации, к саммиту во Владивостоке намерены не только построить мосты, но и реализовать ряд «крупных инфраструктурных проектов, связанных с улучшением качества экологии нашего региона. Параллельно решается стратегическая задача – создать рекреационную зону международного уровня, что позволит сделать жизнь дальневосточников более комфортной».
Менять отношение граждан к окружающей среде, в том числе морской, действительно надо, постепенно двигаясь с откровенно потребительского подхода к рациональному устойчивому природопользованию. Вот только к 2012 г. сделать это вряд ли удастся. Впрочем, начинать с чего-то надо и первым кирпичиком в фундаменте будущего экологического благополучия Приморья должно стать долгожданное строительство очистных сооружений, дабы уменьшить объемы отходов краевой столицы, сливаемых в Амурский залив.
На форуме прозвучало заявление о том, что с мая текущего года ведутся работы по строительству очистных сооружений Центрального планировочного района. В настоящее время продолжается проектирование реконструкции Северного и строительства очистных сооружений Южного и Восточного районов. На эти цели будет выделено почти 10 миллиардов рублей, причем треть этой суммы пойдет из краевого бюджета. Однако надеяться в обозримом будущем на чистоту прибрежных вод не стоит. Говоря о современных подходах к управлению прибрежными территориями, специалисты отметили, что строительство очистных сооружений в столице Приморья – только первый шаг, и предостерегли от завышенных ожиданий.
Для решения проблемы загрязнения морских акваторий в черте города, в том числе в порту, необходим планомерный и комплексный подход. Тем не менее, это возможно, и в качестве положительного примера руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов Института биологии моря Сергей МАСЛЕННИКОВ привел опыт города Такомы, расположенной в штате Вашингтон (США). В свое время там столкнулись с похожей проблемой: подобно Владивостоку это крупный перевалочный пункт, в регионе развивалось горнорудное дело, цветная металлургия и воды залива Пьюджет-Саунд испытывали сильнейшее загрязнение. Сегодня управление окружающей средой тесно увязано с развитием местной экономики, очистку сточных вод осуществляют не только централизовано, но и локально – на предприятиях-водопользователях, местным жителям выгоднее сдавать мусор на сортировочный завод, чем вывозить на свалку, а в близлежащие реки заходит на нерест лосось.
Еще одна многолетняя болевая точка краевого центра – отсутствие системы ливневых канализаций. Как оказалось, эта проблема толком не решена даже в Такоме, однако количество мусора, уносимого с ливневыми стоками в океан, в городе-побратиме меньше на порядок.
Во второй половине пленарного заседания от задач местного масштаба участники форума перешли к более глобальным проектам. Представители ООН высказались о мерах в отношении морского мусора, принимаемых Планом действий в Северо-Западной части Тихого океана Программы ООН по окружающей среде, и поделились опытом в комплексном управлении твердыми отходами. Японская делегация рассказала о международном сотрудничестве в области охраны морской окружающей среды в префектуре Тояма. В свою очередь, российские участники поделились данными комплексных океанологических исследований залива Петра Великого и познакомили зарубежных коллег с методами экологического контроля и надзора на море на территории ДФО.
Чистое море – безопасное море
Во второй день форума его участники разделились на три тематических секции. Заседание первой и наиболее многочисленной из них провел заместитель председателя ДВО РАН, директор Института биологии моря имени А.В. Жирмунского, академик Андрей АДРИАНОВ. Заявленная тема «Проблемы и угрозы экологической безопасности морских акваторий» позволила включить в расписание почти два десятка докладов. Выступления касались организации спутникового мониторинга и контроля дальневосточных морей, экологического состояния побережья и островных территорий Владивостока в связи со строительством объектов саммита АТЭС, нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и НПЗ в заливе Восток.
Из космоса действительно «видно все», в том числе и пятна мазута, расплывающиеся по акватории дальневосточных морей, а потому предложение о создании центра спутникового мониторинга было единогласно включено в итоговую резолюцию форума. Полное одобрение получили рекомендации власть имущим более тщательно и обосновано выбирать места для размещения потенциально «грязных» объектов – нефтеперерабатывающих заводов, терминалов морских портов, электростанций, а при проектировании подобных сооружений учитывать мнение ученых и общественности.
Всемирный фонд дикой природы (WWF), как и месяц назад на конгрессе рыбаков, вновь заявил о необходимости разработки Федерального закона «Об Охотском море». Основным районом рыболовства страны назвал Охотское море руководитель программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора Алексей КНИЖНИКОВ. Здесь добывается около 40% улова России, а на шельфе находятся основные места воспроизводства ценных водных биологических ресурсов: минтая, трески, сельди, камчатского краба, палтуса и других объектов промышленного рыболовства. В устья рек заходят тихоокеанские лососи, являющиеся объектом масштабного промысла: только в этом году их добыча превысила полмиллиона тонн. В то же время, охотоморский шельф привлекает внимание нефтяной и газовой промышленности, поскольку здесь по прогнозам располагаются запасы углеводородов, которые оцениваются в 2-4% общего углеводородного потенциала России.
С учетом тяжелых климатических и ледовых условий добыча и транспортировка нефти и газа может привести к загрязнению мест воспроизводства и промысла морских биоресурсов Охотского моря, считают экологи. По словам Алексея Книжникова, «нефтегазовая деятельность оказывает негативное воздействие на морские экосистемы, млекопитающих, птиц, прибрежные сообщества. В мире не существует практик добычи нефти без нефтеразливов. А суровые природно-климатические условия Охотского моря увеличивают вероятность разливов нефти и снижают эффективность мероприятий по их ликвидации». Так неужели потенциальные 4% отечественных запасов углеводородов перевешивают половину рыбных богатств страны?
О необходимости совершенствования нормативно-правовой базы в сфере охраны природы, создания экологического кодекса, принятия законов о защите моря и т.п. говорили многие. Но, как справедливо указали некоторые докладчики, будут ли все эти меры работать? Много ли толку от действующего законодательства, и без того довольно сурового, если предписанные им процедуры не выполняются, нормы и ПДК выбросов постоянно превышаются, а контролирующие органы, даже когда не смотрят на это сквозь пальцы, в состоянии призвать к ответу лишь малую часть нарушителей?
Благодаря законодательному вакууму актуальной из года в год остается проблема видов-вселенцев, переносимых с судовыми балластными водами. Из Москвы, хоть она и «порт пяти морей», мигрирующие организмы может быть и незаметны, но менее опасными для гидротехнических сооружений и прибрежных аквакультурных хозяйств они от этого не становятся. Специалисты Госморрспасслужбы посетовали, было, на сложные технологии, необходимость переоборудования портов и судов, дабы соответствовать требованиям международной конвенции. На что ученые тут же посоветовали использовать самый дешевый метод, который давно применяют американцы, – а именно пускать в российские порты только суда с балластными водами, набранными в океане, за пределами 200-мильных экономических зон.
Отдельный блок на секции сформировали сообщения морских биологов об угрозе, которую для жителей побережья представляет цветение токсичных микроводорослей. Поскольку эти «малютки» являются основой трофической цепи, их поедают и рыбы, и моллюски, которые накапливают ядовитые вещества, а затем попадают на наш стол. Порой, в самых тяжелых случаях добраться до стола рыба не успевает – всплывает кверху брюхом. Российский Дальний Восток спасает от массовых нашествий «красных приливов», приносящих колоссальные убытки аквакультурным хозяйствам соседних Китая, Южной Кореи и Японии, прежде всего малонаселенность территории, а также относительно холодный климат и неразвитость марикультуры в целом.
Хотя развивать последнюю, безусловно, надо – это и рабочие места, и востребованный пищевой продукт. Расположение и ресурсы Приморского края подталкивают даже ученых ДВО РАН – храма фундаментальной науки – к разработке вполне прикладных проектов. В рамках секции специалисты представили проект морского биотехнопарка, расположенного на островных территориях Владивостока, предложили альтернативные источники энергии для удаленных хозяйств аквакультуры, рассказали о перспективах управления процессами воспроизводства гидробионтов на прибрежных открытых акваториях.
Решать уже существующие экологические проблемы, безусловно, надо, за нас этого не сделает никто. Но не меньше внимания заслуживает поиск уязвимых мест, которые могут стать проблемой в будущем, пускай даже отдаленном. Прогнозирование грядущих неприятностей даст шанс избежать их, устранив расходы на ликвидацию возможных последствий. Частично предупредить грядущие катастрофы можно за счет повышения общего уровня экологической грамотности населения. Такая работа сегодня ведется, в основном на добровольных началах, при поддержке природоохранных организаций, и охватывает большей частью детей и подростков. Об экологически ответственных власти и бизнесе, похоже, остается лишь мечтать.
Итоги работы всех секций были подведены в третий, заключительный день работы форума. После обсуждения на пленарном заседании подготовленные предложения были включены в резолюцию, которая по традиции помимо декларативной части и общих рекомендаций содержит конкретные обращения к органам власти Российской Федерации как федерального, так и регионального уровня, а также к соответствующим структурам иностранных государств и международным организациям.