Аварийно-восстановительные работы или закапывание денег?На Камчатке все основные населённые пункты расположены по берегам текущих в изобилии рек или вблизи от них. Так, Петропавловск-Камчатский, построенный на берегу удобной для укрытия судов Авачинской бухты, находится вблизи рек Авача и Паратунка. Все посёлки, сёла и города, расположенные в глубине полуострова, расположены непосредственно возле рек: Мильково и Ключи — на берегу р. Камчатка, Палана — р. Палана, Елизово и Коряки — р. Авача и т.д. Реки играют в жизни населённых пунктов важную роль, однако, постоянно изменяя свои русла, они становятся одновременно причиной многих хозяйственных проблем. |
Начало нынешнего столетия на полуострове ознаменовалось увеличением частоты проявления опасных процессов, связанных с деформациями речных русел. Отчасти это связано с глобальным увеличением нестабильности климата. Увеличились число и частота катастрофических дождей, возросла интенсивность паводков и половодий, постоянно отмечаются метеорологические «рекорды». В результате более нестабильно стали вести себя и реки, «блуждания» русел которых создают прямую угрозу хозяйственным объектам. На этот неблагоприятный природный фон наложились и экономические причины? свёртывание финансирования противопаводковых и берегозащитных мероприятий в 90-е годы. Сочетание этих двух причин привело к активизации опасных процессов во многих посёлках, которые при отсутствии контроля со стороны человека словно набрали силу.
Несколько лет назад сразу в нескольких районах Камчатки местные власти озвучили проблему угрозы жизнедеятельности посёлков со стороны рек. В этот список попали реки Палана, Камчатка, Паратунка и Авача. Чтобы грамотно организовать их защиту, необходимо было провести специальные гидрологические и геоморфологические изыскания, подготовить проект с рассмотрением разных вариантов снижения риска опасных процессов и на основе технико-экономического обоснования выбрать оптимальный вариант. Надо сказать, что в нашей стране накоплен богатый опыт регулирования русел больших и малых рек. Крупные научно-исследовательские институты на протяжении многих лет работали над разработкой схем оптимального регулирования русел. Грамотное осуществление этих мероприятий подразумевает и минимизацию экологического ущерба при проведении инженерных работ. Такой порядок действий – законодательно установленная процедура.
Но на реке Авача всё сложилось далеко не так. К середине 2000-х годов сразу на нескольких участках этой реки сформировалась ситуация, непосредственно угрожающая жителям. В посёлке Северные Коряки, расположенном на правом берегу Авачи, увеличение водности правого рукава за счёт естественного перераспределения стока привело к подмыву улиц, обрушению ряда подсобных строений в реку. В 1 км ниже по течению возле сельскохозяйственного комплекса СХПК «Кам-Агро» аналогичное развитие правых рукавов привело к угрозе подтопления территории животноводческого предприятия и ретранслятора. И там, и там происходило перераспределение стока в пользу правых рукавов. При этом обследование, проведённое экспедициями ВНИРО и географическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова, показало, что перераспределение расходов воды между рукавами и активное развитие правого рукава было вызвано образованием древесных заломов выше по течению. Для защиты хозяйственных объектов необходимо было провести детальные исследования, на основе которых разработать проект регулирования русла по принципу борьбы с причиной, а не со следствием.
К сожалению, вместо этого в 2007 г. были «завершены работы по спрямлению и углублению правосторонней протоки реки Авача» в районе СХПК «Кам-Агро». Смысл проведённых работ состоял в снижении темпов размыва правого берега и предотвращении возможных разрушений построек, расположенных ниже по течению, посредством сооружения насыпи из песчано-гравийного грунта, извлекаемого из русла реки (дешёвый строительный материал, имеющийся на месте). Такой грунт – легко размываемый, и строить из него дамбу на подмываемом берегу – абсурд! Кроме того, при проектировании и строительстве этой насыпи не были учтены возможные последствия изъятия грунта для неё из русла в непосредственной близости от тела насыпи. Углубление русла возле дамбы вызвало искусственное направление потока к ней, что активизировало размывы берега и самой дамбы. В результате уже весной 2007 г. в её теле были зафиксированы сквозные поперечные промоины. Сразу стало ясно, что сооружение насыпи не является адекватным методом борьбы с размывом правого берега, а экстремально высокий паводок вызовет её стремительное разрушение.
Попытки обратить внимание властей на недопустимость подобных работ, прозвучавших в официальных письмах КамчатНИРО при ответах на запрос по согласованию ущерба водным биоресурсам, ни к чему не привели.
Кроме того, при таком варианте русловых работ существенный урон был нанесён и сообществам водных организмов. Заезд тяжёлой техники в русло и извлечение речного грунта привели к уничтожению молоди лососей, мест её нагула, кормовых организмов, а в весенний период (до начала паводка) – к гибели икры и личинок лососей в грунте нерестовых гнёзд в результате прямого контакта техники с грунтом, нарушения режима фильтрации и загрязнения воды взвешенными веществами. С этим можно было бы смириться, если бы подобные меры привели к реальной защите поселений. Однако произошло обратное.
К 2009 г., как следует из выводов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Елизовского муниципального района, «участки насыпи были подмыты, в теле насыпи образовались промоины, отдельные участки просели». Ниже по течению от места работ произошло образование новой протоки по правому берегу, проходящей за территорией СХПК «Кам-Агро». После паводка 2009 г. протока расширилась и стала более многоводной. Соответственно, опять возникла угроза для объектов несчастного СХПК «Кам-Агро». Как говорится, что и требовалось доказать!!!
Другого варианта при таком подходе к реке – «главное насыпать дамбу, а потом разберёмся» –
нельзя ожидать. Река – не театр военных действий, развивающихся по принципу высказывания Наполеона: «Главное ввязаться в драку, а там посмотрим!». Реки – это сложнейший механизм, затронуть который означает вызвать цепную реакцию. Какой будет эта реакция – положительной или отрицательной, что она принесёт природе и человеку — зависит от выбора начальных действий. Когда это действие не подкреплено научными обоснованиями, высока вероятность получения отрицательного результата. Так это и получилось в данном случае.
Однако на этом беды реки Авачи не закончились. Логика «управленческих решений» оказалась сильнее природных процессов и научно-обоснованных заключений! Размыв дамбы был назван аварийной ситуацией, и далее объявлено, что необходимо провести аварийно-восстановительные работы, но на этот раз не по спасению посёлков, а самой дамбы. Опять хотят крепить её, используя грунт из русла, тем самым старательно наступить на те же грабли. Хочется спросить: причём тут ЧС? Прокопали, углубив русло, канаву, из извлечённого грунта соорудили дамбу, про которую ещё два года назад было ясно, что она размоется. А теперь объявили, что для защиты этой дамбы нужны аварийно-восстановительные работы.
Если идти по такому пути, то так каждый год и будет, да всё хуже и хуже! Дамбу будет размывать, участок русла вдоль неё, из которого брали и опять планируют брать грунт для укрепления, будет всё глубже и глубже, соответственно, течение всё сильнее будет устремляться в сторону защищаемого правого берега и тем самым всё сильнее угрожать ему.
Хотя, надо сказать, что дамбу будет размывать и без его углубления. По двум причинам: она расположена на вогнутом берегу, и течение направляется на неё; если размывается коренной берег, состоящий из слежавшегося грунта, то дамбу, насыпанную из разрыхлённого речного грунта, будет размывать ещё быстрее.
Надо делать нормальные изыскания, нормальный проект и на их основе раз и навсегда решить эту проблему. При этом основное внимание следует уделить не укреплению насыпи, которая всё равно будет продолжать размываться при прохождении высоких расходов воды, а перераспределению этих расходов между речными рукавами выше по течению. Из-за образовавшегося залома выше по течению в левом рукаве произошло отклонение потока в сторону правого рукава и активизация его развития. В левом рукаве, напротив, произошло резкое снижение расходов воды. Поэтому для предотвращения сложившейся аварийной ситуации на исследуемом участке р. Авача целесообразно направить основной расход её в левый рукав, как это было до образования древесного залома. Принципиально такой подход является единственным, учитывающим рекомендации и нормативы по регулированию многорукавных русел. И полноценный проект будет стоить дешевле таких непродуманных мер, как создание дамбы.
И ещё. Надо не забывать, что этот участок возле СХПК «Кам-Агро» — один из нескольких на реке Авача, где переформирования русла уже привели к непосредственной угрозе хозяйственной инфраструктуре. В посёлке Северные Коряки, например, ситуация выглядит гораздо более угрожающей. Ещё два года назад размыв берега привёл реку в посёлок, произошли разрушения подсобных хозяйств. Однако на сегодняшний день Северные Коряки остаются вне каких-либо защитных работ. Единственное предлагаемое решение – это «письменно уведомить владельцев домов в с. Северные Коряки, расположенных вдоль правого берега протоки р. Авача, об угрозе возможного разрушения береговой черты в период паводков» (протокол заседания № 7 от 19.09.2009 г. комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Елизовского муниципального района).
Нужно ли жителям посёлка такое письменное уведомление? Вряд ли. Людям нужно жить в безопасности, и власти должны её обеспечить. И пока действительно не возникла чрезвычайная ситуация, когда река начнёт подмывать не мелкие постройки, а дома жителей, нужно разрабатывать и реализовывать полноценные меры по регулированию русла. Когда «грянет гром», уже не будет времени на проведение инженерных изысканий, без которых невозможно определить наиболее эффективные варианты защиты берега. И опять может получиться, что деньги… просто закопают в реку.