ХРОНИКА АКОФЛОТА: год 1945В 1945 г. АКОфлот пополнился новым судном - буксиром «Кашалот», спущенным на воду в конце 1944 г. в США в порту Портленд. В Петропавловск его в счёт поставок по ленд-лизу в марте 1945 г. перегнал капитан Карл Карлович Берг. В 1944 г. он привёл в Портленд на ремонт пароход «Эскимос». Во время стоянки произошло чрезвычайное происшествие: с судна сбежал кочегар. Капитана Берга в качестве наказания сняли с «Эскимоса» и направили для разбора дела в Петропавловск, попутно приказав отвести туда же «Кашалот». |
За годы войны несколько моряков АКОфлота и других предприятий, суда которых побывали в США, решили назад в СССР не возвращаться. Это было в духе времени объявлено «изменой» и подлежало наказанию по печально знаменитой 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР. Из дел военного трибунала Тихоокеанского флота нам известен ряд таких случаев. 1 июля 1944 г. кочегар парохода «Якут» С., «будучи недоволен условиями жизни в Советском Союзе…, находясь в заграничном плавании в Портленде (США), совершил измену Родине — в течение пяти суток скрывался в пригороде Портленда. При задержании С. полицией он с целью того, чтобы не выдали его представителям СССР, рекомендовал себя немцем… оказывал сопротивление при доставке его на пароход “Якут”». Осуждён на десять лет.
В феврале 1944 г. в Петропавловск доставили бывшего кочегара парохода «Уралмаш» Дальневосточного морского пароходства. Ещё в 1940 г. он «в период стоянки судна в порту Сан-Франциско совершил измену Родине, дезертировал с парохода “Уралмаш”, где и проживал до конца 1943 г.». Для расследования дела виновного отправили во Владивосток.
Но вернёмся к «Кашалоту». Буксир имел деревянный корпус, тысячесильную паровую машину и водотрубный котёл «Бабкок-Вилькокс», работавший на угле. Вот что вспоминал трудившийся на «Кашалоте» в 1945 г. ветеран камчатского флота Т.М. Кривоногов: «Что поражало на этом судне, полученном из новостроя, так это снабжение: имелся тройной комплект белья, шерстяных одеял, спецодежды, большой запас краски, столярных и плотницких инструментов, посуды и камбузного имущества. Покрашенный шаровой краской буксир смотрелся внушительно. Но поскольку война уже приближалась к концу, на него не установили никакого вооружения».
Потребность в хорошем и мощном буксире у АКОфлота была основательная. В начале лета 1945 г. «Кашалот» ходил в Усть-Камчатск. Там он брал плоты-сигары, катера и кунгасы, собранные на Ключевском лесокомбинате. Кроме этого, буксир всегда вёл за собой две баржи. На ботдеке перевозил пассажиров. Теперь судном командовал капитан Г.Т. Ленский.
В конце июля 1945 г. «Кашалот» по приказу начальника АКО отправился в экспериментальный рейс: «Для доставки такелажа для морской сплотки в порт Маго, доставки рыбопродукции… направить в рейс в г. Комсомольск-на-Амуре буксир “Кашалот” с двумя баржами (по 200 т). Для проверки возможности прохода транспортов с баржами из Петропавловска в порты Маго, Николаевск-на-Амуре и Комсомольск-на-Амуре командировать заместителя начальника Петропавловского порта тов. Херсонского А.С…»
Т.М. Кривоногов так рассказывает об этом плавании: «Буксир получил задание доставить в Комсомольск-на-Амуре две баржи с рыбой, предназначенной для питания рабочих авиационного завода. Рыбу закупили под руководством направленного для этой цели с завода инженера Шведова. Когда “Кашалот” проходил Первый Курильский пролив, мы узнали, что Японии объявлена война. Возвратиться в Петропавловск уже не было возможности, и капитан Григорий Трофимович Ленский повёл судно не в Магадан, как гласило указание руководства флота, а в устье Амура. Риск, конечно, был велик. Но японцы, к нашему счастью, активных действий не предпринимали, что позволило нам благополучно завершить рейс. Пришли мы в Комсомольск-на-Амуре, встали к пристани Дземги.
Рейс, конечно, был необычный. По приходе буксира на борт прибыл корреспондент местной газеты. Он красочно описал весь переход и сделал отличные фотографии буксира и капитана Ленского. Упомянули в газете и членов экипажа. Буксир на фотографии выглядел внушительно. Фактически так оно и было. Все на нем блестело, как и положено на новом судне. Поскольку морские суда в речной порт приходят нечасто, возле борта на пристани собирались люди. Кроме молодёжи, подходили и прошедшие горнило войны фронтовики.
Война с Японией была скоротечной, и вскоре, 3 сентября, мы уже праздновали победу».
С учётом того, что ни в Петропавловске, ни во Владивостоке суда АКОфлота не могли получить технического обслуживания в требуемом объёме, девять транспортов по графику Наркомрыбпрома СССР должны были ремонтироваться в США. Фактически ремонт в США получили лишь пять пароходов.
Вот что вспоминал один из юнг АКОфлота о своём пребывании в американском ремонте: «На шестнадцатом году своей жизни я поступил юнгой на пароход АКОфлота “Ительмен”. В конце 1944 г. нам посчастливилось пойти на ремонт в США. Капитаном был Борис Николаевич Соколов, старшим помощником капитана — Александр Александрович Чеков, старшим механиком — Валентин Петрович Лабут.
Шли мы туда долго. Уголь был плохой, скорость неважная, погоды, как на грех, штормовые. Наконец мы пришли в порт назначения — Портленд, штат Орегон, на реке Колумбия. После нашего захолустья всё нас здесь удивляло. Другая природа, хорошие дороги, много автотранспорта. Американцы к нам относились доброжелательно. Нас стали хорошо кормить — по нормам загранплавания. На столе появились фрукты и прекрасный белый хлеб. В скором времени нас одели и обули с ног до головы. Выдали хорошую робу, теплые меховые канадки, бельё и ботинки. Комсостав одели в прекрасные бостоновые костюмы с золотыми галунами и пуговицами, красивые мичманки. В общем, все мы преобразились на глазах.
Дисциплина был строгая, по законам военного времени. Часть ремонтных работ экипажу пришлось взять на себя. Как правило, самые грязные — обивку ржавчины, чистку балластных танков, канатных ящиков и тому подобное. Нас же, юнг и палубных учеников, администрация решила поставить на вахту. Таким образом, освобождался матрос, которого использовали на более серьёзных работах…
Вскоре мы отремонтировали свой пароход и весной 1945 г. покинули гостеприимный Портленд, пошли в родной Петропавловск. Дома я вручил гостинцы всей своей семье и знакомым. Все интересовались, как к нам относились американцы. Рассказов было, конечно, много…»
По собранным автором данным, суда АКОфлота побывали в США и Канаде за годы войны не менее двадцати раз: «Эскимос» находился в Сан-Франциско в июне 1941 г. и в 1944 г.; «Анатолий Серов» посетил порты США в июне 1943 г. и в апреле 1945 г.; «Ительмен» был в марте и апреле 1945 г. в Сиэтле и Портленде; «Максим Горький» в декабре 1942 г. ремонтировался в Сиэтле, в апреле 1943 г. — в Сан-Франциско и в мае 1944 г. — в неустановленном порту; «Щорс» в январе 1943 г. посетил Портленд, был в США в 1945 г.; «Чапаев» находился в Сан-Франциско в июне 1943 г. и в 1945 г.; «Орочон» ремонтировался в Портленде в июне 1941 г., там же был в сентябре 1942 г., посетил США в марте-июне 1944 г.; «Сима» в мае 1944 г. посетила Портленд, в декабре 1944 г. пришла в Канаду; «Якут» в августе 1941 г. был в Сан-Франциско и в мае 1943 г. в Портленде; «Коккинаки» ходил в США в 1945 г.
(Продолжение читайте в следующем номере “РК”)