Газета «Рыбак Камчатки»

Бояться нечего?

Внесены изменения в Правила распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства. Соответствующее постановление от 5 ноября 2009 г. № 892 подписал председатель правительства РФ Владимир Путин.

В соответствии с изменениями, прибрежные квоты распределяются между заявителями путём заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на 10 лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объёме добытых заявителями водных биоресурсов за 9 лет, предшествующих расчётному году. Доля заявителя также рассчитывается на основании данных о вылове за 9-летний период. В прежней редакции расчётный период составлял 4 года.

«РК» обратился к сотрудникам камчатских рыбопромышленных предприятий, занимающихся прибрежным рыболовством, с просьбой прокомментировать нововведения.

В.Ю. Перминов, начальник отдела добычи ЗАО «Акрос»:

— Изменения в Правилах не должны сказаться на деятельности предприятия. Просто Правила приводятся в соответствие с федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». Раньше квоты закреплялись на 5 лет, и доли заявителей рассчитывались за предыдущие 4 года. Теперь квоты даются на 10 лет, и расчётный период также увеличился — на 9 лет. При этом исторический принцип их закрепления не изменился.

Доли квот добычи ВБР для осуществления прибрежного рыболовства закреплены в конце 2008 года на 10 лет, и отнять их у предприятия могут только по ряду причин, в том числе и за недоосвоение в течение двух лет более половины выделенных биоресурсов. Сейчас у компаний появилось больше времени, чтобы как можно лучше за эти 9 лет вылавливать свои квоты, и таким образом, может быть, добиться даже «прибавки».

В.Б. Ильченко, отдел добычи рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина:

— Сейчас как раз изучаю эти изменения. Моё предварительное мнение – они не скажутся на долях квот, закреплённых в 2008 году. Скорее всего, эти изменения касаются следующего периода закрепления. И в течение 9 лет надо выбрать все выделенные квоты, чтобы получить больше водных биоресурсов в следующие 10 лет. Особенно если учесть, что они могут быть изъяты из-за недоосвоения и переданы на аукцион. Мы стараемся максимально вылавливать доставшиеся нам водные биоресурсы, поэтому колхозу опасаться нечего.

С.Ю. Красильников, исполнительный директор Ассоциации рыбопромышленников Корякского округа:

— Изменения вполне логичны. Раньше доли закреплялись на 5 лет, а расчётный период был 4 года. Сейчас они закрепляются за предприятиями на 10 лет и будут рассчитываться на основании данных о вылове за 9-летний период. Год даётся на раскачку, подготовку документов.

Общая расчётная практика (не только в области рыболовства) показывает: чем больше данных, тем вернее расчёт. К примеру, прошлый год по треске был провальным. То же происходит и с беринговоморским минтаем – то ли «виновата» природа, то ли действия рыбаков в минувшие годы, но минтай сейчас очень мелкий. Зато когда он подрастёт, рыбаки смогут увеличить его вылов. Поэтому чем больше расчётных материалов, рассказывающих о работе предприятий теперь уже за 9 лет, тем достовернее доля квот вылова, которая им достанется.

Изменения в Правила распределения квот добычи не коснутся долей, закреплённых за предприятиями до 2018 года. Итог их расчёта – договоры между органами государственной власти и предприятиями. «Правила игры», по которым фирмы могут лишиться долей, определены – к примеру, если нарушается законодательство или не вылавливается более 50 % квот. Но законодатели не ставили задачу пересчёта долей, закреплённых до 2018 года, поскольку их изменения в отношении одного предприятия неизбежно влекут изменения долей и всех остальных пользователей.

Максим ТРУШ.