Газета «Рыбак Приморья»
Кальмар

Тихоокеанский кальмар пожаловал в Амурский и Уссурийский заливы

На днях биологическая секция Ученого совета ФГУП «ТИНРО-Центр» под председательством заместителя генерального директора института Игоря Мельникова рассмотрела вопрос о результатах работ РШ «Россинантэ» в заливе Петра Великого в июне- октябре текущего года (капитан- Алексей Кихтенко, руководитель научной группы - Константин Карякин). Получен основной вывод: кальмар подходит к нашим берегам, включая Амурский и Уссурийский заливы, в больших количествах, которые могут обеспечить эффективный промысел.

В российских дальневосточных водах встречаются три вида кальмаров, которые по биомассе располагаются так: тихокеанский, командорский и Бартрама. Из них в сферу рыболовства вовлечены нашими рыбаками более-менее полно первый, второй – частично, а третий вообще почти не затронут. На нем мы как раз и остановимся.

Известно, что этот моллюск распространен очень широко в северо-западной части Тихого океана. Встречается в Филиппинском, Южно- и Восточно-Китайском, Желтом, Японском и южной части Охотского морей. Южная граница ареала проходит примерно по 22 градусам с. ш., северная в зимние месяцы – 38-39, а летние поднимается до 51-52 градусов с. ш. Обитает при температуре поверхностных вод 6 – 28 градусов, промысловые скопления формирует при 12-18 градусах.

Появление его в российских водах Японского моря связано с нагульными миграциями, движимыми обильным развитием планктона, создающего, в свою очередь, предпосылки для формирования скопления более крупных организмов, в том числе разных рыб, ракообразных, кальмаров и других. Многие организмы большой биомассы составляют кормовую базу кальмара. При этом обилие пищи возрастает по мере прогрева вод от южных районов моря к северным.

Основная масса кальмара (различают зимнюю и осеннюю группировки в зависимости от сезона нереста) мигрирует вдоль побережья Японии в водах Цусимского течения, другая миграционная ветвь продвигается через центральную часть моря, включая банку Ямато. Часть кальмара мигрирует вблизи побережья Приморья, захватывая залив Петра Великого, включая Амурский и Уссурийский заливы..

С началом охлаждения вод кальмар приступает к обратным миграциям в южном направлении для нереста, что происходит обычно в сентябре-октябре.

В нынешнем году, как показали материалы исследований на РШ «Россинантэ», начало нагульных миграций кальмара в залив Петра Великого пришлось на третью декаду июня. Причем подходы зимней группировки в Амурский залив были весьма обильны. В Уссурийском заливе образовывал крупные скопления кальмар осеннего нереста, особи которого более крупные, чем зимнего. Здесь он образовывал также плотные скопления, особенно во второй половине июля.

Во второй половине сентября-октября основу скоплений составлял уже кальмар, совершающий обратные миграции к местам нереста, расположенные в южных районах Японского моря и южнее.

Исследования по распределению и срокам подходов кальмара в залив Петра Великого в течение последних 15 лет (с 1994 г.), позволили получить важную информацию об условиях обитания, миграциях, распределении, особенностях формирования скоплений, методике их поиска, биологии. Исследования также открывают возможности для краткосрочного прогнозирования промысла. В прошедшем рейсе большое место отводилось именно этим вопросам. Накопленная информация со всей очевидностью свидетельствует о перспективах промысла кальмара и об упущенных возможностях в предыдущие годы. В этом отношении можно заметить, что весьма благоприятная обстановка для организации промысла в заливе Петра Великого наблюдалась в 1997- 1998, 2003-2005 гг. и 2008 – 2009 гг., когда создавались объективные естественные предпосылки для организации успешного промысла, когда лов можно было вести, что называется, по потребности. В иные годы упомянутого периода промысел мог быть также успешным, если бы добывающие организации подходили к этому делу с должным вниманием.

Вернемся все-таки к недавно завершенному рейсу. Скажем прямо, РШ «Россинантэ» для промысла кальмара была оснащена не ахти как. Из «цивилизованного» промвооружения там была одна автоматическая кальмароловная лебедка, снабженная вертикальными пелагическими ярусами по 15 джигеров на каждом. Для облова кальмара применялись также ручные удочки (но это уже не из области промышленного лова). В качестве источника света использовалась гирлянда, состоящая из 10 газоразрядных дуговых ртутно-иодистых ламп (ДРИ 400 – 5) общей максимальной мощностью 4.0 кВт. Облов кальмара велся на световых станциях (вполне естественно, в темное время суток продолжительностью 2 – 11 часов).

Первые уловы кальмара были получены в конце июня в Амурском заливе при температуре 14 -15 градусов, привлеченного косяками анчоуса. В начале июля подходы его носили массовый характер.

В Уссурийском заливе он начал подходить в начале июля. При этом он образовывал плотные скопления, позволявшие вести успешный промысел. Однако уже в первой половине сентября начались процессы осеннего выхолаживания, температура на поверхности воды начала уменьшаться, особенно в северо-восточной части залива, что во многом было связано с прохождением континентального циклона со штормовыми северными ветрами. Это привело к значительному сокращению благоприятной для обитания кальмара акватории, где он мог бы образовать очень плотные промысловые скопления.

В Амурском заливе в это время кальмар плотных косяков уже не формировал. Кстати , во время миграций часть кальмара блокируется холодными водами в бухтах и мелких заливах Приморья, где также возможно вести эффективный промысел. К осеннему периоду кальмар значительно увеличивается в размерах, что имеет немаловажное значение с точки зрения технологического качества сырья.

В заключительной части обсуждения выполненных мониторинговых работ на биологической секции Ученого совета ТИНРО-Центра было констатировано, что они имеют неоспоримо важное прикладное значение. Получен весьма солидный вылов. При этом следует особо подчеркнуть, что лов велся сугубо научно-исследовательским судном, техническое вооружение которого далеко неравноценно оснащенности специализированного промыслового кальмаролова. Сырьевая база кальмара такова, что заслуживает повышенное внимание с промысловой точки зрения.

К этому важно добавить, что суточные уловы тихоокеанского кальмара корейцев в наших водах Японского моря в 2008 г. составили 2,55, 2009 г. – 1,64 т, японцев в 2008 г. – 6,29 т, что также со всей очевидностью говорит о наличии немалых ресурсов и возможностях отечественного промысла.

Василий СНЫТКО