Газета «Рыбак Камчатки»

По одежке протягивать ножки

Обсуждение членами комитета по экономике, собственности, бюджету и налоговой политике камчатского парламента проекта краевого бюджета на следующий год проходило непросто. Министру финансов края Н.М. Пархоменко пришлось выдержать жаркие депутатские «атаки» при защите основных параметров проекта казны 2010 года.

Начиналось всё довольно оптимистично. Предварительный прогноз социально-экономического развития, представленный депутатам, подтверждал положительную динамику развития экономики полуострова. Конечно, мировой кризис не мог не сказаться. Но последствия его гораздо менее жёсткие, чем в целом по России. Рост реальной зарплаты камчатцев в 2009 году гораздо ниже среднегодовых показателей, но он есть, в то время как в других регионах – увы! По другим показателям есть небольшое снижение, однако положение в регионах, где экономика держится на металлургии или автопроме, просто провальное. А на Камчатке рыба стала той «соломкой», которая смягчила удар от падения на дно кризисной «ямы».

Хотя реальные доходы населения в начале года снизились, к ноябрю они стабилизировались и даже прибавили 1-2 % (правда, перед кризисом росли раза в два быстрее). Из 7 млрд. руб. прогнозируемых налоговых поступлений к ноябрю удалось собрать 6,3 млрд. Темпы роста их выше на 12-14 % от уровня прошлого года. Получается, что в кризисном 2009 году объём собственных налоговых доходов больше, чем в 2008-м. И ни налоговики, ни финансисты не предполагают снижения налогооблагаемой базы.

На этом прогнозе были основаны доходы бюджета следующего года. Как рассказала депутатам Н.М. Пархоменко, к первому чтению в Заксобрании проект краевого бюджета сформирован со следующими показателями: доходы составят 39 млрд. 177 млн. 793 тыс. руб., расходы — 39 млрд. 327 млн. 793 тысячи руб., а дефицит будет на уровне 1,5 % (из допустимых по бюджетному кодексу 15 %), т.е. 150 млн. рублей.

Но с этого момента всё стало стремительно мрачнеть. Началось с разговора о пресловутых 12 млрд. руб., которые получит Камчатка благодаря тому, что полуостров вошёл в перечень территорий с ограниченным сроком завоза грузов. Мы, наконец, получим те финансовые средства, которые нам положены в силу географических условий, и больше не будем их выпрашивать.

Но у депутатов возник резонный вопрос: почему, получив такие деньги, губернатор говорит о том, что на полуострове будет строиться только один детский садик в год? Неужели его возведение так дорого обходится? На самом деле, говорилось на заседании, государство в «прогаре» не останется, одной рукой дав деньги, другой оно их заберёт. Дополнительный трансферт для Камчатки составит 12 млрд. руб., но одновременно полуостров потеряет 4,6 млрд., перечислявшихся из федеральной казны в качестве дотации на сбалансированность бюджета (в частности, это были суммы на предоставление сниженного тарифа).

Более того, и на оставшиеся деньги найдутся «дыры». Почти миллиард составят расходы (в том числе на оздоровительную программу, на компенсации части родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях), переданные в бюджет края без денежного сопровождения из федерального бюджета. Скажем, то же профучилище в Палане. Физкультурно-оздоровительный центр и противотуберкулёзный диспансер – увеличиваются расходы на их содержание. Более 2 млрд. пойдёт на увеличение зарплат бюджетникам региона. Нужно гасить миллиардную задолженность за топливо, поставленное в край с 2006 по 2009 гг., рассчитаться с долгами Корякии. Поэтому купаться в деньгах Камчатка (по крайней мере, в следующем году) не будет. Надо честно признать, говорилось на заседании, «манны небесной» ждать не придётся.

Удивил депутатов и рекордно маленький дефицит, заложенный в бюджете. Может быть, говорили они, стоит его увеличить, чтобы направить на самые необходимые расходы? Но финансисты краевого правительства считают, что в бюджете заложены все необходимые затраты как для края, так и для муниципальных образований. Сегодня увеличивать бюджетный дефицит – значит брать кредиты в коммерческих банках, не имея источников их покрытия. Обслуживание коммерческих кредитов слишком дорого обходится краевому бюджету – чтобы расплатиться с ними, нужно урезать расходы на что-то другое. Поэтому с приходом нового губернатора взят новый курс – край должен жить по средствам.

Что такое для краевой столицы «жить по средствам», рассказала на заседании заместитель главы администрации Петропавловска О.С. Чубкова. Обещая, что краевой бюджет полностью покроет расходы муниципальных образований на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, краевое министерство запланировало перечислить городу в качестве субсидии на зарплату только 262 млн. руб. — значительно меньше, чем в 2009 году (496 млн. руб.). Был завышен налоговый потенциал, из-за чего город получит меньше финансовой помощи. Когда весь регион был признан территорией с ограниченным сроком завозов груза, на региональном уровне коэффициент транспортной доступности у Петропавловска остался прежним.

Приоритеты городского бюджета определены в соответствии с законодательством – зарплата, внебюджетные отчисления, питание, горюче-смазочные материалы, медикаменты, обслуживание муниципального долга. На всё остальное остаётся 13 % к уровню аналогичных расходов 2009 года. Это значит, что через 1,5 месяца город может потонуть в мусоре и сугробах. Не останется средств и на ремонт квартир, потребность в которых очень большая, ведь в очереди на получение жилья стоят около 6 000 семей. Принятый в этот же день на сессии городской думы бюджет, подтвердил мэр Петропавловска В.В. Скворцов, – это бюджет кризиса, а не развития. Такие же слова наверняка могли бы сказать и другие главы муниципальных образований полуострова.

Правда, сквозь мрачные тучи проглядывали и лучики надежды. Резервы средств для помощи районам и населённым пунктам полуострова у краевого бюджета есть, сказала Н.М. Пархоменко. Скажем, предусмотрены расходы по предоставлению предприятиям сниженного тарифа на электроэнергию в сумме большей, чем она складывается после его утверждения.

Есть надежда, что из федерального бюджета придут деньги на социальную доплату к пенсиям, которую сейчас запланировано выделить из краевой казны. Чтобы их получить, муниципальным образованиям нужно будет доказать, что эти средства пойдут на крайне необходимые статьи расходов.

Есть ещё один момент: правительство и учреждения края сокращают расходы на своё содержание. Ответные шаги должны сделать и муниципальные образования. Правда, по данным Н.М. Пархоменко, пока никто из них не торопится делать это.

Депутаты проголосовали за то, чтобы рекомендовать сессии Законодательного собрания края принять в первом чтении проект закона о бюджете Камчатки на 2010 год, утвердив его основные параметры. По словам председателя комитета Д.М. Повзнера, ко второму чтению закона необходимо обратить внимание на целый ряд вопросов. В частности, не допустить снижения финансовой помощи муниципальным образованиям по сравнению с предыдущим годом.

Максим ТРУШ.

Когда верстался номер, стали известны итоги рассмотрения краевого бюджета на сессии Законодательного собрания края. Депутаты утвердили его в первом чтении. Основные показатели краевой казны при этом по сравнению с проектом практически не изменились: доходная часть в 2010 году составит 39 млрд. 177 млн. 793 тыс. руб., расходная – 39 млрд. 327 млн. 793 тыс. руб., дефицит – 1,5 %.

Подводя итоги сессии, спикер краевого парламента был полон оптимизма: «впервые за два десятилетия мы принимаем бездефицитный бюджет. Это радует, потому что у нас всегда был предельный дефицит – 14-15 %. Но в связи тем, что губернатору, правительству края и депутатам краевого парламента удалось доказать, что весь Камчатский край должен иметь статус территории с ограниченным сроком завоза топлива, мы получили 11 с лишним миллиардов дополнительной помощи из федерального бюджета. Это значит, что в 2010 году Камчатка наконец получила бюджет, по которому можно не только жить, но и развиваться».

Газета "Рыбак Камчатки"