Проекты будем покупать, а компании – укрупнятьСейчас в России слишком много предприятий, занятых в рыбохозяйственном секторе, считает глава ведомства Андрей Крайний. Большинство из них – мелкие фирмы, которые необходимо консолидировать. |
По его словам, сегодня около 5000 компаний занимаются рыбой. «Это чересчур даже на такую большую страну», – заявил руководитель Росрыболовства в интервью «Эксперту Online». Во-первых, трудно найти столько «нормальных директоров», а во-вторых, рыбный бизнес относится к категории капиталоёмких, где мелкому собственнику тяжело быть высокоэффективным менеджером. «Мы сейчас пытаемся нащупать инструменты, механизмы, чтобы побудить компании к консолидации», – сообщил Андрей Крайний. Консолидация рыбного бизнеса необходима в первую очередь для решения проблемы с обновлением флота. Проекты новых судов будут куплены за рубежом. «Уже создаются некие проектные консорциумы – российско-норвежские», – пояснил глава ФАР. Норвежцы, в отличие от других стран, где увлеклись строительством танкеров и газовозов, продолжали строить и совершенствовать свой рыболовецкий флот. На покупку у них этих проектов есть деньги в федеральном бюджете.
По расчётам Росрыболовства, до 2020 г. в целом нужно построить 1 460 новых судов. Сделать это планируется на верфях «Объединённой судостроительной корпорации», которую возглавили молодые инициативные менеджеры. В частности, на дальневосточном заводе «Звезда», который по окончании утилизации и ремонта подводных лодок в 2010 г. должен перейти на гражданское судостроение.
По мнению Андрея Крайнего, военная верфь не умеет работать с издержками: «У неё километровые цеха, которые надо охранять, освещать, и они до последнего времени на один небольшой рыбацкий пароход взваливали все свои общезаводские издержки. Пароход становится золотым, по цене чугунного моста. Получалось так, что строительство пароходов в России было на 30 % дороже, чем в Норвегии и на 50 %, чем в Южной Корее».
Создание «Объединённой судостроительной корпорации» сможет переломить ситуацию и позволит реализовать норвежские проекты на отечественных верфях.