Об итогах годовой работы и о позиции, с которой будет продолжено движение в году наступающем, журнал «Fishnews – Новости рыболовства» попросил рассказать президента Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Юрия КОКОРЕВА.
- Говоря об итогах 2009 года, следует признать, что те усилия, которые предпринимала ВАРПЭ в лице всех членов, Совета ВАРПЭ, исполнительного аппарата Ассоциации, на наш взгляд, дали позитивный результат. Об этом свидетельствует и факт наращивания объемов уловов российскими рыбаками, и принятие отдельных поправок в законодательство, внесения которых мы добились, в том числе по итогам работы в предыдущем, 2008 году. Нам удается находить консолидированные позиции в большинстве вопросов, беспокоящих отрасль, и за всем этим кроется большая, напряженная работа.
Наверно, наибольшее упорство в отстаивании своей позиции рыбаки проявили в вопросе биржевых торгов продукции морского промысла. О недопустимости придания этой норме принудительного характера путем внесения в закон общественность говорила на всех уровнях власти и доступных площадках (о каких бы процентных объемах продажи рыбы на биржевых условиях ни шла речь). Свое право рыбак – собственник произведенной им продукции – защищал неоспоримыми нормами Гражданского кодекса и целым сводом других законов совершенно справедливо, потому что нельзя понуждать владельца товара и навязывать ему ту или иную форму реализации. Государство должно создавать условия заинтересованности, но не использовать для этого административный рычаг.
Наше следующее консолидированное мнение касается недопустимости передела доступа к пользованию водными биоресурсами. Закрепление долей на 10 лет открыло рыбакам долгосрочные предсказуемые горизонты планирования. Да, они прекрасно понимают, что ОДУ может меняться в ту или другую сторону и соответственно абсолютная величина квоты будет снижаться или увеличиваться, но в этом случае есть возможность заранее скорректировать свою работу с партнерами, потенциальными инвесторами и кредиторами. Поэтому любые попытки внести в этот механизм изменения путем уменьшения абсолютной величины, то есть изъятия из ОДУ на какие-то направления использования этих ресурсов, не предусмотренные законом, равносильны тому, чтобы перечеркнуть принятые положения и концепции закона о рыболовстве.
В этом вопросе мы едины, поэтому всех рыбаков глубоко взволновала ситуация с перспективой введения так называемой квоты «под киль». О каких «дополнительных» или «новых» квотах может идти речь, если все они уже разделены через доли? Понятно, что любые попытки государства найти этот недостающий ресурс в «чужом огороде» грозят переделом.
Но наибольшее волнение у нас, и не только по причине резкого сокращения научно-поисковых работ, вызывает серьезная угроза, нависшая над рыбохозяйственной деятельностью, над всем морским рыболовством России в целом – это вступление в силу изменений в ст. 21 ФЗ № 166 «О рыболовстве…». Данная статья обязывает уничтожать водные биоресурсы, добытые в процессе научно-исследовательского и контрольного лова, состояние которых не позволяет вернуть их в среду обитания.
Дело тут не только и не столько в потере, без сомнения, ценного в пищевом отношении белка, что само по себе не поддается логическому объяснению ни с экологической, ни с экономической точки зрения. Рыбаки Севера уже говорят о 1,5 млрд. рублей только прямых потерь в результате уничтожения научных уловов, а определенные расходы еще необходимо понести и для самого уничтожения в соответствии с определенными правилами. Так что цифра эта может удвоиться.
В условиях секвестирования бюджета отраслевая наука столкнулась также с проблемой отсутствия средств для уничтожения ВБР и была вынуждена существенно сократить объемы проведения научно-исследовательских работ. Это влечет за собой последствия более серьезные и масштабные: наука не в состоянии доказать возможный запас ВБР, нет доказательной базы – нет возможности утверждать ОДУ в том реальном объеме, который можно было бы эксплуатировать. Таким образом, рыбак остается при своих долях, но с величиной абсолютной квоты, приближающейся к нулю. Рушится абсолютно все – его планы по инвестициям, по инновационному развитию, по повышению конкурентоспособности… Итог – на морском рыболовстве можно ставить крест.
Поэтому практически весь год вся рыбацкая общественность бьется над этой проблемой. Мы нашли понимание в Росрыболовстве. К слову, в этом году ВАРПЭ, наконец, подписала Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с Федеральным агентством по рыболовству, что также можно отнести к положительным итогам 2009 года.
Мы провели внеочередное собрание ВАРПЭ, на котором постарались привлечь внимание приглашенных депутатов к проблеме с научными уловами и в результате нашли понимание и поддержку с их стороны. В октябре был проведен «круглый стол» в Госдуме на площадке природоохранного комитета, а 2 ноября состоялось и заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, одним из вопросов которого стала практика применения нормы закона, установившей ограничения на работу научно-исследовательских судов. Правда, со стороны председателя Комитета было высказано предложение более подробно прописать механизм реализации этого процесса, без отмены соответствующей статьи закона. Мы же считаем, что необходимы более кардинальные меры.
- Насколько нам известно, недоумение в связи со столь абсурдным положением дел в российской отраслевой науке выразили и члены Международного союза рыбохозяйственных ассоциаций (ИКФА)?
- Действительно, в этом году, впервые за последние 5 лет, ВАРПЭ возобновила свое присутствие в Международном союзе рыбаков, заседание которого с 9 по 15 октября проходило в Риме.
Безусловно, столь длительное отсутствие сказалось на степени нашей информированности о тех делах, которые происходят в мировом сообществе рыбаков. Восполнить образовавшийся пробел нашей делегации, в которую кроме меня вошел исполнительный директор ВАРПЭ Геннадий Чурсин, помог департамент рыболовства и аквакультуры ФАО, специалисты которого посвятили целый день подробному освещению направлений и результатов деятельности ИКФА за последние годы.
В свою очередь мы также обозначили архиважную проблему для российской отрасли, связанную с невозможностью проведения в полном объеме научных исследований состояния сырьевой базы рыболовства. Члены ИКФА выразили готовность принять по данному вопросу осуждающую резолюцию. В настоящее время от имени ВАРПЭ в Секретариат ИКФА направлено соответствующее обращение.
Кстати, с этой проблемой тесно связан и другой не менее серьезный вопрос бербоут-чартерного флота. О положении дел на 27-ми дальневосточных судах, построенных под гарантии Правительства РФ и с начала года, несмотря на полную готовность выйти в море в любой момент, стоящих на приколе у причальной стены, уже заявлено на всех уровнях власти. Но стоит акцентировать внимание и на том, что часть такого флота должна быть задействована в проведении исследований за пределами исключительной экономической зоны России: действие статьи по запрету эксплуатации со стороны отечественных судовладельцев распространяется даже на эти районы.
Борьба за справедливость продолжается, но сроки-то проходят, а суда до сих пор не могут приступить к проведению исследований.
- Между тем времени до наступления «конца рыболовства» осталось не так уж и много – наука уже озвучила свои прогнозы на этот счет…
- По оценкам экспертов, вероятность снижения ОДУ в ИЭЗ России на 5-10% определяется уже в будущем году. Если ситуация усугубится, то уже в 2011 году объемы общего допустимого улова могут не просто существенно сократиться, но вполне вероятна полная остановка отечественного рыболовства во многих промысловых районах по отдельным видам ВБР. А к 2012 году российская отраслевая наука не сможет обосновать и установить ОДУ для 80-90% видов водных биоресурсов.
Причем начальник Управления науки и образования Росрыболовства Владимир Беляев отдельно отметил, что в тех районах, где Россия ведет промысел по межправительственным соглашениям, например в Норвегии, и вовсе может сложиться ситуация, когда соседнее иностранное государство будет диктовать нам, что и сколько ловить.
Без сомнения, все это скажется и на общем экономическом положении рыбохозяйственного комплекса: ведь существует Федеральная целевая программа до 2013 года, в которую, наряду с бюджетными суммами финансирования, заложены и привлеченные средства, паритетные по величине – приблизительно 30 млрд. рублей. А будут ли заинтересованы владельцы этих внебюджетных средств вкладывать деньги в отрасль в ситуации полной неопределенности?
Кроме того, принята Стратегия развития до 2020 года, в соответствии с которой по завершении срока ее реализации общий вылов должен выйти на уровень более 6 млн. тонн водных биоресурсов в год. Сырьевая база рыболовства позволяет реализовать такие объемы при условии, что это будет подтверждаться ежегодными научными исследованиями. В противном случае мы лишимся и сегодняшних 3 миллионов.
- А как складывается ситуация с применением льготного налогообложения по нормам Единого сельхозналога? Какая часть рыбаков смогла сегодня все-таки применить его на своих производствах?
- Около месяца назад ВАРПЭ приняла участие в заседании экспертного совета, проходившего в рамках Комиссии по национальной морской политике, на котором поднимался вопрос о практике применения нормы ЕСХН. К сожалению, тех масштабов, которых мы добивались для отрасли, пока достичь не удалось. Серьезной преградой стали ограничения численности работников на предприятиях, удельный вес сырья собственного вылова, отсутствие возможности пользоваться льготами рыбоперерабатывающим предприятиям и т.д.
Конечно, с такими условиями применения льготного налогового режима мы не согласны – в этом просто нет логики. С одной стороны, определенной части предприятий рыбного хозяйства предоставили возможность перехода на ЕСХН, то есть их таким образом приравняли к сельхозтоваропроизводителям. Тогда почему другая часть предприятий, которая также добывает и производит рыбную продукцию и, соответственно, также может быть приравнена к этому сегменту производителей, но по численности работников или условиям получения сырья не укладывается в чересчур узкие рамки, определенные законодателями, лишена такого права? Ведь конечный продукт производства – рыбная продукция – в обоих случаях одна и та же.
Наша консолидированная позиция, озвученная на Комиссии, нашла поддержку у руководства Совета Федерации, и соответствующее письмо о необходимости внесения поправок в условия применения ЕСХН для рыбной отрасли было направлено на имя председателя Правительства РФ.
- Понятно, что все обозначенные Вами проблемы дня сегодняшнего не потеряют актуальности и в году наступающем. С каким настроем и планами ВАРПЭ вступит в 2010 год?
- Подводя общий итог, можно говорить о том, что в 2009 году мы направляли все усилия в сферу нормотворчества, по большей части для исправления недостатков, образовавшихся в законодательстве.
Мы продолжили свою работу по формированию и принятию такого технического регламента, который бы не создавал новые административные барьеры на пути продвижения продукции от рыбака до прилавка.
Мы продолжали прикладывать усилия для того, чтобы рыбацкое сообщество все больше прописывалось в органах исполнительной и законодательной власти. По нашему неоднократному настоянию уже больше 2 лет функционирует правительственная Комиссия по вопросам рыбохозяйственного комплекса. С первого же дня ее работы мы ставили вопрос о расширении присутствия рыбаков в составе Комиссии и к настоящему моменту в нее вошел вице-президент ВАРПЭ, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. Но работа в данном направлении продолжается, и мы не снимаем этот вопрос с повестки дня.
Кроме того, интересы всех членов ВАРПЭ, а значит, и рыбацкого сообщества в целом сегодня максимально представлены во всех семи рабочих группах при правительственной Комиссии. И надо отметить, что их работа в последнее время становится все более продуктивной. Особенно хотелось бы отметить деятельность рабочих групп по совершенствованию госконтроля, надзора, охраны, воспроизводства рыбных запасов, а также рабочей группы по международному сотрудничеству.
Со следующего годы мы планируем укрепить и экспертную составляющую Всероссийской Ассоциации. Как верно отметил вице-президент ВАРПЭ Вячеслав Москальцов, наша задача активно участвовать в процессе создания нормативно-правовой базы – тех правил, по которым нам придется работать и зарабатывать.
Для оптимизации этой работы ВАРПЭ уже в ближайшее время намерена привлечь к работе ведущих специалистов (юристов, экономистов, финансистов) и направить все усилия на анализ предлагаемых законодателями инициатив и подготовку конкретных предложений, учитывающих мнения всех сторон.
Иными словами, мы стремимся к тому, чтобы наш рыбацкий голос был не только слышен, но и услышан и представлен в органах власти. Достигнутые результаты и изменения при желании можно увидеть. Конечно, основная работа еще впереди, повода даже для временной передышки у нас нет. И все же кое-чего нам удалось уже добиться, пусть не в полном масштабе, но предпосылки к этому уже есть.