- Андрей Николаевич, насколько эффективность промысла зависит именно от орудия лова? Ведь объекты промысла, способы добычи, сезон и район работы, тип и мощность судна, мастерство членов экипажа, течения и прочие условия – все эти факторы влияют на конечный результат рыбалки. Каково здесь место орудий лова?
- В настоящее время существуют два направления, по которым идут рыбодобывающие компании для увеличения экономической эффективности промысла:
- непосредственно увеличение добычи и заморозки рыбы
- переработка рыбы на борту с целью получения более дорогого продукта без существенной модернизации промыслового комплекса.
Мне близко и понятно первое. Поэтому я хотел бы остановиться именно на нем.
В рамках первого направления применительно для Российского флота судно совершенствуется и модернизируется для увеличения объема добычи и соответственно увеличения заморозки.
Как пример модернизации-модернизация в 2008 году судна серии Б408 «И. Бочков» «Sinwhale», у которого из корпуса были вырезаны все помещения и перенесены в надстройку. Весь освободившийся внутренний объем корпуса теперь – это цех производительностью по заморозке 180 тонн рыбы в сутки и трюмы на 1600 тонн рыбы. Бункеры предохлаждения увеличены до 300 кубометров.
Установлены 2 сетных барабана, новые ваерные лебедки, современный комплекс рыбопоисковой аппаратуры и контроля трала.
Убран валогенератор и поставлены вспомогательные двигатели.
Это позволяет судну в сложнейших условиях лова в Мавритании иметь стабильно заморозку в районе 2500 тонн в месяц.
В Исландии, Норвегии, Швеции, где наливные суда, имея экипаж 9-10 человек, выходят в море на 3-4 дня и должны выловить за это время от 1,5 до 2,5 тыс. тонн рыбы, эффективности орудий лова придается первоочередное значение. Об эффективности лова говорит то, что тралы оснащаются мешками объемом 1000-1300 тонн.
Я хочу заострить внимание на том, что главный критерий успешности для любого рыболовного судна – это обеспечение стабильной работы судна как предприятия, то есть гарантированный вылов суточной потребности круглогодично.
Теперь относительно модернизации судна.
Судно, как правило, модернизируется один раз.
А потом в течение длительного времени его рабочее состояние просто поддерживается и не требует пристального внимания со стороны судовладельца.
Но орудие лова – это вещь, которая всегда должна быть в поле зрения, потому что возможное изменение промысловой обстановки потребует новых подходов. Главное – не снизить эффективность промысла и вовремя сделать качественный рывок по облову рыбы.
Орудия лова при этом – ключевой фактор: если не выловить рыбу в нужных объемах, то и морозить будет нечего. Просто не окупишь затраты на перевооружение судна.
Поэтому, безусловно, для добывающего судна вопрос номер один – это совершенствование орудий лова.
А теперь, так сказать, путевые заметки.
То, что обычно у нас в стране считается мега-тралами, является рабочими комплектами промвооружения Американских судов работающих в районе Аляски. В конце ноября 2009 года в Сиэтле у меня были интересные встречи с руководством и специалистами компаний «Trident Seafoods» и «American Seafoods». Оказалось, что их суда-процессоры ловят минтай тралами с длиной подборы до 350 метров. Причем в донном варианте, без щитков, по тяжелым грунтам. Суда же мощностью 900 сил имеют суточный лимит по вылову минтая 150 тонн! Есть о чем задуматься.
Американские рыбаки оказались профессионалами, заинтересованными в получении нового продукта. Их выбор остановился на тралах «СуперШквал», «Аляска» и «Атлантика», которые мы адаптировали специально под требования к орудиям лова принятым в США. Это требование отношения вертикального раскрытия к горизонтальному в отношении 1/3 и наличие топенантов.
- Существуют ли особые предпочтения у рыбаков при оснащении судна? Они, скорее, консерваторы или любители внедрять новые технологии добычи?
- По-разному.
Одни исходят из того, что лучшее – враг хорошего. Пока не заставят обстоятельства, они предпочтут ничего не менять. Кроме того, встреча с новым, новыми технологиями добычи может оказаться болезненной. Потеря времени играет порой роковую роль.
Есть другие, кто считает, что нет предела совершенству, кто осознано и охотно идет на модернизацию, легко учится. У них всегда успех! И мы готовы подставить свое плечо таким людям, вооружив их самыми современными знаниями и рекомендациями по ведению промысла. Обратите внимание – это не теоретические знания и опыт прошлых лет, а «горячая» информация с борта более чем 100 судов работающих сегодня нашими орудиями лова.
В сентябре мы участвовали во Всемирной рыбопромышленной выставке World Fishing Exhibition Vigo 2009. И вот что показательно: на ней, да и на других подобных выставках, видно было – основная задача капитанов и судовладельцев – ходить и искать новые предложения по орудиям лова. Они рассматривают тралы как продукт и ждут появления нового продукта на рынке. Потому что любой капитан на западном судне ощущает себя охотником. Они вкладывают в понятие «траление» свой особый смысл, у них это называется shooting – «выстрел». И для такого капитана новый трал – это более совершенное «ружье», более совершенный инструмент для добычи рыбы. Он пытается найти трал, который соответствует его конкретной психологии, его тактике лова. Он знает, что это позволит ему добиться наибольшего результата. Причем никто из западных капитанов не «зацикливается» на одной и той же компании-производителе. На борту судна бывает по 3-4 трала разных изготовителей, все они пробуются в работе. То есть подход такой – все ищут новый продукт. А если придерживаться стратегии «старый конь борозды не испортит», то недоловы будут преследовать, сводя на нет все остальные усилия по развитию.
С 4 по 7 ноября из Исландии для знакомства с нашим предприятием прибыла группа капитанов во главе с менеджером по флоту компании САМХЕРИ Хаконом Гудмундссоном. Мы получили наивысший балл. И как результат – 10 декабря отправлены тралы и 600 тонный наливной мешок на судно «MIST», которое будет ловить в Марокко. Размещен заказ на наш новейший трал FS2600 c периметром 2600 метров и сетные части.
Исландцы оценили качество наших материалов канатов и делей, техническое вооружение производства, опыт специалистов. Для отстройки трала на борту «MISTa» сразу же был приглашен наш специалист. А это признание класса российских мастеров.
Удивительно, но мы встречали на Дальнем Востоке конструкции тралов, которые описаны в справочнике тралмастера выпуска 80-х годов прошлого века. Ими ловят уже 30 лет.
Хотя с тех пор промысловая обстановка сильно поменялась, и существуют новые материалы, которые позволяют добиться результата быстрее и эффективнее.
В заключение. Идеология, лежащая в основе работы «Фишеринг Сервис», проверена временем: мы не просто продаем орудия лова – мы помогаем судовладельцам получать максимальную прибыль, работая как универсальный отдел добычи для их компаний.