Газета «Рыбак Камчатки»

Работы хватит всем

Новогодние праздники — всегда повод, чтобы подвести итоги деятельности и наметить планы на будущее. О том, как работала рыбная отрасль полуострова в прошлом году, и чего ждать рыбопромышленным предприятиям Камчатки в наступившем, рассказывает министр рыбного хозяйства края Владимир ГАЛИЦЫН.

— С какими показателями закончила 2009 год рыбная отрасль Камчатки?

— В целом прошлый год был успешным для неё. По предварительной информации, освоение водных биоресурсов предприятиями края по Дальневосточному бассейну в 2009 году составило около 800 тыс. тонн. Сравнивая эти данные с показателями освоения предприятиями других субъектов Дальнего Востока, можно сказать, что мы обогнали наших коллег из Приморского края более чем на 100 тыс.тонн.

Если же говорить об отдельных путинах, то в 2009 году на территории Камчатки во время лососёвого промысла были достигнуты рекордные показатели вылова– 192,8 тыс. тонн тихоокеанских лососей или почти 94 % от выделенных объёмов. Такой уровень вылова был зафиксирован только в 20-х годах прошлого столетия. Так, в 1926 году было выловлено 205 тыс. тонн, в 1928 — 191 тыс. тонн.

Вообще Дальний Восток рекордно отрыбачил во время лососёвой путины. Всего было добыто почти 522 тыс. тонн тихоокеанских лососей – исторический максимум.

— Как удалось добиться таких высоких показателей?

– Это результат, в первую очередь, слаженной работы самих рыбопромышленных предприятий, высокоэффективной деятельности комиссии по регулированию промысла анадромных рыб, работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих организацию и регулирование промысла тихоокеонских лососей. Кроме того, этому способствовали изменения в федеральном законодательстве. Комиссия по регулированию промысла анадромных рыб, начавшая свою работу в 2008 году, в нынешнюю путину собиралась больше 30 раз, принимая обоснованные решения, в том числе и по оперативному распределению объёмов вылова тихоокеанских лососей между пользователями западного и восточного побережья, между предприятиями, показывавшими 100 % или близкие к 100 % освоению результаты. По обращениям комиссии в адрес ФАР объёмы лососей для освоения на территории края были увеличены более чем на 59 тыс. тонн. Особенностью путины стало и то, что тихоокеанские лососи были выведены из списка ОДУемых объектов промысла, что позволило более оперативно решать вопросы по увеличению объёмов добычи без прохождения государственной экологической экспертизы (раньше эта процедура вместе с подготовкой приказов занимала от 30 до 60 дней). Сейчас же от момента обращения субъекта РФ в ФАР до момента получения информации об увеличении объёмов проходило не более 4-5 дней.

— Лососёвая — лишь одна из главных путин на Камчатке. А как складывалась обстановка на промысле минтая?

— Я бы хотел особо отметить отличную работу рыбопромышленных предприятий края в 2009 году по освоению минтая в Охотском и Беринговом морях, несмотря на сложившуюся там тяжёлую промысловую обстановку. По данным Северо-Восточного территориального управления, на конец года предприятиями края освоено 93,8 % от выделенных квот минтая — 414 тыс. 813 тонн из 442 тыс. тонн. Приморский край, к примеру, освоил только 407 тыс. 305 тонн или 87,5 % выделенных квот. Мы были в числе первых в Охотском море, где добыли почти 263 тыс. тонн или 96,1 % от выделенных объёмов, а в Беринговом камчатские предприятия стали абсолютными лидерами, оставив далеко позади другие дальневосточные субъекты.

— Что ждёт камчатских рыбопромышленников в нынешнем году?

— В 2010 (чётном) году традиционно будет рыбачить западное побережье. Ожидаются хорошие подходы горбуши и кеты. Объёмы вылова нерки останутся, как мы ожидаем, традиционно на уровне последних 5 лет. Я не стал бы сейчас говорить о повторении рекордной путины прошлого года, пока для этого нет оснований. По предварительной информации, объёмы добычи тихоокеанских лососей ожидаются в пределах нормы предыдущих лет. Более предметно можно будет говорить после получения предварительной информации из КамчатНИРО где-то в феврале нынешнего года.

Что касается промысла трансграничных видов рыб – в декабре вышли приказы ФАР об установлении и распределении ОДУ по видам рыболовства между пользователями, в том числе и по минтаю. В 2010 году рыбопромышленникам Камчатки предстоит освоить его 539 тыс. 883 тонны – почти на 100 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. Общее увеличение минтаевого ОДУ по Дальнему Востоку составило 258 тыс. 800 тонн по отношению к 2009 году. Почти третья часть «добавки» досталась предприятиям Камчатки. Увеличение было и по другим высокорентабельным объектам промысла. Дело теперь, как говорится, осталось за малым – максимально освоить выделенные объёмы.

— Хватит ли у нас сил для этого?

– Уверен, что сил более чем достаточно. Руководители рыбопромышленных предприятий всегда говорили об отсутствии достаточного количества квот, в связи с чем многие из них вынуждены сворачивать свою промысловую деятельность задолго до окончания путины.

Теперь, в связи с увеличением объёмов, думаю, работы хватит всем.

Также хотелось бы отметить, что руководитель ФАР А.А. Крайний неоднократно говорил о предполагаемом увеличении добычи водных биоресурсов российскими пользователями. Так, в соответствии со Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса РФ до 2020 года предполагается увеличение добычи водных биоресурсов до 6,5 млн. тонн. Учитывая, что значительное количество ВБР добывается в дальневосточных морях, на наши предприятия ложится нелёгкая, но почётная обязанность их освоения.

Всё, конечно же, будет зависеть от многих факторов, но уже сейчас можно говорить о том, что перспективы увеличения ОДУ весьма реальные.

— То есть, этот год обещает быть насыщенным интересными для рыбаков событиями?

— Да, но говорить об этом пока рано – год только начался.

— Но первое событие уже состоялось — открылась Охотоморская минтаевая экспедиция.

— В прошлом году камчатские рыбаки в ОМЭ отработали очень хорошо. И сейчас на промысел вышли практически все основные предприятия, имеющие максимальные доли минтаевых квот. На 10 января из 78 судов осуществляющих промысел минтая в Охотском море, 32 принадлежат предприятиям нашего края.

— Есть ли уверенность, что в 2010 году сохраним такие же темпы освоения?

—Думаю, да. Тем более, что в 2010 году разрешено объединить объёмы добычи минтая двух подзон — Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской. Рыбаки долго этого ждали и добивались. И в результате многочисленных обсуждений и обращений ДВНПС в ФАР было принято решение о предоставлении предприятиям, имеющим доли квот в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах, возможности вылова минтая в пределах суммарного объёма выделенных в них квот. Это очень позитивное решение, а о его результатах можно будет судить по итогам Охотоморской минтаевой путины-2010.

— В 2009 году возобновил свою деятельность Камчатский рыбохозяйственный совет. Как вы оцениваете его деятельность? Насколько КРХС стал действенным инструментом решения рыбацких проблем?

— КРХС долго не функционировал. Но в прошлом году мы воссоздали эту структуру — с новыми полномочиями и в новом составе. Я считаю, что формирование КРХС – это шаг вперёд, движение к конструктивному взаимодействию бизнеса и власти. Это именно та «площадка», на которой рыбопромышленники могут высказать свои проблемы, предложения и пожелания к органам власти. В свою очередь, представители властных структур могут донести до рыбопромышленников всю необходимую информацию и в результате совместного обсуждения проблемных вопросов деятельности рыбохозяйственного комплекса края принять объективные, взвешенные решения.

— Одним из показателей этого явилось обсуждение вопроса об освоении ВБР, выделенных для прибрежного промысла?

— Проблема освоения прибрежных квот – очень актуальна для Камчатки, поскольку 100 % прибрежных квот края до настоящего момента осваивается камчатскими предприятиями. Каждый год на ДВНПС камчатская делегация бьётся за прибрежные квоты с нашими соседями из дальневосточных регионов, которые пытаются перевести прибрежные квоты нашего края в промышленные для распределения их между своими предприятиями. А ведь прибрежные квоты – это налоги в краевой бюджет, рабочие места, развитие прибрежных населённых пунктов и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что, к сожалению, далеко не все предприятия, имеющие прибрежные квоты, достаточно эффективно работают по их освоению. И в 2008, и в 2009 году процент освоения по отдельным видам водных биоресурсов вылова оставлял желать лучшего. Мы обсуждали этот вопрос на рабочей группе КРХС, куда пригласили руководителей 4 крупнейших предприятий, имеющих прибрежные квоты и систематически не осваивавших значительные объёмы их.

После обсуждения на расширенном заседании КРХС было решено обратиться ко всем предприятиям рыбохозяйственного комплекса Камчатки, имеющим прибрежные квоты, с просьбой предоставить в адрес краевого «рыбного» министерства согласие на размещение на сайте правительства информации об объёмах освоения прибрежных квот конкретным предприятием. Не думаю, что это нанесёт какой-то вред коммерческой деятельности. А польза будет всем — предприятия, не имеющие возможности по каким-либо причинам освоить собственные квоты, смогут найти перспективных пользователей, с которыми возможно будет заключить договоры на освоение, и, наоборот, – предприятия, нуждающиеся в квотах, смогут выйти на не имеющих возможности освоить квоты своими силами. Мы рассчитываем, что в конечном итоге это приведёт к увеличению освоения прибрежных квот, их максимальному освоению, что позволит Камчатке сохранить и в перспективе увеличить объёмы, выделяемые камчатской «прибрежке».

— Эта система уже заработала?

— К сожалению, не все приглашённые рыбопромышленники пришли на расширенное заседание КРХС, где обсуждался этот вопрос. Соответствующая информация будет размещена на сайте краевого правительства в разделе министерства рыбного хозяйства и, я надеюсь, будет услышана всеми пользователями ВБР. Она более актуальна в середине промыслового года, когда можно сориентироваться в перспективах освоения квот на оставшийся период. И тогда, я думаю, эта система заработает в полном объёме.

— Рыбу надо не только добыть, но и обработать, и доставить конечному потребителю. Как у нас обстоит дело с этим?

— Прошлый год показал, что своих мощностей по переработке рыбы на восточном побережье, в Карагинской подзоне, было недостаточно, особенно при таких рекордных подходах лосося. Несмотря на это, удалось сработать почти 50/50: 91 тыс. тонн мы обработали на берегу и немногим более 100 тыс. тонн — на судах, в основном, камчатских. Были задействованы практически все “работоспособные” рыбообрабатывающие суда. Спасибо, помогли и приморцы, хабаровчане, магаданцы.

Основная лососёвая путина в 2010 году будет на западном побережье. За последние два года здесь построено несколько мощнейших рыбообрабатывающих заводов. Думаю, своих сил будет достаточно, чтобы обработать практически весь улов лососёвых на берегу.

Что касается отправки продукции на внутренний рынок, то в 2009 году сложилась специфическая ситуация, характерная не только для Камчатки. В период скоротечной путины было добыто огромное количество лососей (при том, что продолжался промысел и белорыбицы), и в морском порту города Владивосток скопилось несколько десятков тысяч тонн рыбной продукции. Не хватало мощностей для её хранения. Многие попытались на этом сыграть, в том числе увеличив стоимость погрузо-разгрузочных работ, тарифы на хранение и на перевозку рыбы по железной дороге. В конечном итоге всю ответственность за проблемы, возникшие с доставкой продукции на внутренний рынок, почему-то попытались возложить на рыбопромышленников. Но они занимаются добычей ВБР, да и свою задачу рыбопромышленники Камчатки выполнили на «пять с плюсом» – сделали всё возможное, чтобы отправить продукцию в центральные российские регионы. В то же время многие оптовики в пик путины разорвали контракты, заключённые ранее, и в ожидании дальнейшего снижения цен на рыбу не торопились вкладывать деньги в её покупку. В связи с чем рыбопромышленные предприятия были вынуждены продавать рыбопродукцию по себестоимости, чтобы хоть как-то компенсировать колоссальные затраты на подготовку и проведение путины. Учитывая объёмы добычи и переработки, затраты на путину и цены на продукцию на внутреннем рынке (снижение закупочных цен практически в 3 раза), можно сказать, что экономическая эффективность деятельности по результатам прошедшей лососёвой путины для многих предприятий рыбопромышленного комплекса Камчатки была весьма низкой.

Проблема поставки уловов лососей на внутренний рынок неоднократно обсуждалась на правительственном уровне. Я думаю, что все ошибки будут обязательно учтены, и подобная ситуация больше не повторится.

— Одной из проблем рыбной отрасли Камчатки стал годичный простой 12 современных судов ярусного промысла. В конце года вроде бы проблема начала решаться?

— 2 декабря под председательством Первого заместителя председателя правительства РФ В.А. Зубкова прошло совещание с участием представителей ФАР, минфина, минэкономразвития, федерального агентства по управлению госимуществом, Госдумы, Внешэкономбанка. Основной темой обсуждения была дальнейшая судьба бербоут-чартерных судов, 12 из которых находятся на Камчатке и 15 – на Сахалине. В.А. Зубков был настроен на принятие окончательного решения по данной проблеме. Слишком уж долго длится эта тяжба, несмотря на два поручения председателя правительства РФ.

Согласно решения принятого на прошедшем совещании, Росрыболовство по согласованию с ВЭБ, минфином и собственниками судов должно было осуществить сверку задолженности и подписать соответствующие акты. Акрос оказался первым предприятием, представившим и подписавшим необходимые документы, в том числе и акты сверки. По словам представителей федеральных органов власти, к камчатскому предприятию претензий нет. Вместе с тем, к сожалению, до настоящего времени министерством финансов РФ не исполнено решение о предоставлении в правительство в срок до 20 декабря 2009 года предложений по урегулированию задолженности по кредитным договорам.

Мы находимся в постоянном контакте с ВЭБ и ФАР, нас уверяют, что поручение В.А. Зубкова будет выполнено в кратчайшие сроки, и к концу января – середине февраля ярусоловы выйдут на промысел.

Максим ТРУШ.