Газета «Рыбак Камчатки»

Как пообедаешь, так и поработаешь

Без моряков судно – просто железо. «Оживить» его, заставить надёжно работать механизмы, успешно провести промысел — всё это только в руках человеческих.

Недавно довелось побывать на БАТМ «Бутовск» за день до его выхода в море. Воспользовавшись любезным приглашением капитан-директора Андрея Борисовича Романчука, мы спустились в кают-компанию. В уютной обстановке пообедали вкусным борщом, на второе была приличных размеров (явно для людей, привыкших много физически работать) порция макарон с мясными тефтелями. Особых разносолов я не увидел. Вместо овощей – пара разных соусов из бутылок, а фрукты заменил компот.

Поблагодарив за вкусный обед, поинтересовался у А.Б. Романчука: экипаж питается так же, как и его капитан?

– Я непривередлив, – ответил он. – Имею право заказать еду специально для себя, но им не пользуюсь – мне хватает того, что положено по уставу. Люди у нас питаются каждые 4 часа. При этом на камбузе всё чисто, и работают там с удовольствием. Можете сами убедиться.

Ну, раз приглашают… Я спустился в столовую команды. Пришлось пообедать второй раз, чтобы убедиться: ни у комсостава, ни у капитана нет никаких преимуществ в питании – на столе такой же борщ и те же макароны с тефтелями.

Рацион питания моряков не зависит от пожеланий судового кока. Как рассказал заместитель председателя Камчатской краевой организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства, руководитель профсоюза ЗАО «Акрос» И.С. Коваленко, 30 июля вступило в силу постановление правительства РФ «О рационе питания экипажей морских и речных судов рыбопромыслового флота», которым был изменён минимальный рацион.

В сентябре на пленуме ЦК рыбацкого профсоюза лидеры трейд-юнионов тщательно изучили эти изменения. По сравнению со старым постановлением (принятым в 2001 году и отредактированным 4 года спустя), в новом увеличены нормы на человека в день по хлебобулочным изделиям (с 550 г до 715 г), крупам (с 80 до 100 г), овощам (с 500 до 800 г), фруктам (с 260 до 350 г), молоку и мясу. Особенно порадовало, что в меню добавили поливитамины. Работники профсоюзов не выявили ухудшения питания моряков, и это постановление будет внесено в отраслевое соглашение с работодателями на 2010-2011 годы.

Однако надо понимать, что этот рацион питания является не санаторной нормой, а лишь минимальным, который обязателен для обеспечения организма жизненно необходимыми продуктами. И работодатели вправе улучшать его.

Происходит ли это сейчас, в период кризиса? Экономить приходится, признал капитан-директор БАТМ «Бутовск»

А.Б. Романчук: «Но выкручиваемся, как можем. Денег, может, и маловато выделяется на питание. Тем не менее, мы питаемся так, как привыкли. Снабжение к нам поступает нормальное, повар готовит отлично».

А как дело обстоит в других рыбопромысловых предприятиях Камчатки?

Каждый раз по возвращении судна из рейса, рассказал заместитель председателя рыболовецкого колхоза им В.И. Ленина по флоту В.М. Каплюк, проводится балансовая комиссия, на которой капитан отчитывается по всем участкам деятельности судна. И всегда задаётся вопрос: «Как обстоит дело с продуктами питания?». За последний год колхозники ни разу не жаловались на то, что продукты некачественные или их недостаточно. Колхоз в уходящем году даже увеличил сумму, выделяемую в день на питание моряка. Если раньше при стоянке у берега на работника полагалось 60 руб., то теперь 100 руб. — да, немного, но ведь когда судно у причала, рыбак имеет возможность, отстояв вахту, поужинать дома. Во время рейса такой роскоши нет, поэтому в море выделяется сейчас до 220 руб. в сутки на человека. Растут цены на продукты — растут и суммы денег, выделяемых колхозом для питания моряков. Ведь есть медицинские нормативы – сколько положено человеку белков, жиров, углеводов, чтобы он мог физически работать, полноценно восстанавливая силы. Вот и старается предприятие выдерживать их. Нескоропортящиеся продукты судно забирает с собой в рейс. Но на 3-4 месяца фруктов и овощей не наберёшь. И колхозный транспортник «Маяк» свежие дары природы завозит уже в район промысла, на суда рыбопромысловых экспедиций. И, конечно, рацион питания в море пополняется свежей рыбой из судовых уловов.

Особенно сложными для снабжения флота продуктами были 90-е годы, вспоминает И.С. Коваленко (в недавнем прошлом капитан). Акрос, как и вся страна, тогда испытывал определённые трудности. Но профсоюзы вместе с администрацией старались решать вместе вопросы питания судоэкипажей, поскольку все понимают, что от этого зависит работа моряков и, в конечном счёте, – успех рыбалки. Администрация предприятия создавала условия, чтобы экипажи не чувствовали оторванности от дома, чтобы не было недостатков в продуктах. Основные – муку, мясо, сахар – суда получали на берегу, овощи и фрукты завозили прямо в море из Кореи и Китая (что экономически выгоднее и быстрее по времени).

Суда ярусного промысла, самые современные в России, оборудованы кладовыми для хранения продуктов. На них же и камбузы, оборудованные по последнему слову техники, в том числе там можно выпекать отменный хлеб. Ведь кризис кризисом, а обед, как говорится, — по расписанию: работающий человек должен получать надлежащее питание, и за этим следит профсоюз (конечно, когда он есть на предприятии). К примеру, в Акросе профком отслеживает качество закупаемых продуктов, ценовую политику. Если возникают нарекания на качество, профком совместно с отделом охраны труда, коммерческой службой проводит проверку, а капитан после окончания рейса отчитывается — в том числе и по качеству питания. Закупая продукты крупным оптом, компании удаётся снижать затраты. Но закупки производятся по мере необходимости, поэтому всегда свежие — то есть не лежат на складах месяцами. Кроме того, как говорит И.С. Коваленко, то, без чего не могут нормально существовать люди, — продукты питания, — в судовом снабжении никогда не урезается и не ставится на последнее место.

Но так обстоит дело в крупных компаниях. На небольших предприятиях, где нет действенного профсоюзного контроля, может происходить, что угодно. К примеру, говорит И.С. Коваленко, бывает, что продукты питания не закупаются централизованно, а выделяются деньги на экипаж, который сам приобретает то, что считает необходимым. Естественно, пытаясь при этом найти подешевле. При такой «экономии» качество продуктов может вызывать сомнение.

Правда, все выходящие в рейс суда проверяются Роспотребнадзором. И здесь, мне кажется, строгий контроль оправдан – лучше десять раз проверить, чем один раз отравиться едой, приготовленной из некачественных продуктов.

Однако и ныне действующие капитаны, и те, кто в прошлом стоял на капитанском мостике, во время разговора со мной были согласны в одном: от качества продуктов во многом зависит, как экипаж отработает в море.

Однако качественные продукты – это только полдела. Многое зависит от того, как они будут приготовлены. Практически 50 % успешной рыбалки – дело рук судового повара. Как судно не может обойтись без капитана, так в экипажи любого типа, даже самые небольшие, обязательно включается кок. Человек, от которого зависит здоровье и настроение на борту, должен быть профессионалом со всеми квалификационными документами, прошедшим обучение санминимуму и расширенную медкомиссию. Но и это ещё не значит, что место судового повара такому человеку гарантировано. Придя на судно, новый повар должен пройти своего рода испытательный срок у экипажа, показать своё умение и выдумку в приготовлении пищи. Ведь в море булочной нет, свежий хлеб придётся выпекать прямо в рейсе. И даже самое вкусное блюдо, если его есть изо дня в день, уже через месяц в горло не полезет. Поэтому повар должен быть мастером на все руки – и торт испечь, и борщ сварить, причём даже в самый лютый шторм. Если у матроса есть время отдохнуть, то повар, как и главный двигатель судна, всегда в работе. Поэтому подбору судовых поваров, от искусства готовить которых так много зависит в море, отделы кадров предприятия уделяют много внимания, учитывая также мнение капитана и рыбаков.

Максим ТРУШ.