Море кормит, море хоронитПродолжение. Начало в №№ 50, 51. |
Поиски пароходами и авиацией, обследование береговой полосы посуху, ведшиеся до конца ноября 1938 г., ни к чему не привели: следов катастрофы обнаружить не удалось. Комиссия по расследованию причин гибели «Кита» заключила: «Никаких признаков буксирного парохода “Кит” и его экипажа и пассажиров не обнаружено… “Кит” пропал без вести…». 27 ноября 1938 г. комиссия составила заключительный акт. Она считала «совершенно недопустимым явлением погрузку горючего на “Кит” как на судно, совершенно неприспособленное для перевозки горючего. Практиковавшаяся перевозка горючего на судах АКО, а также дальневосточного бассейна, была необходимостью ввиду отсутствия специальных судов в системе АКО… Завоз горючего был вызван настойчивым требованием комбинатов ввиду острой нужды в горючем… Установить конкретных виновников… ввиду того, что “Кит” не обнаружен, также не обнаружено никаких его предметов, по которым можно было бы установить причину его аварии… не представляется возможным».
7 декабря во время шторма погибли работники базы Моховая Авачинского рыбокомбината, «лучшие стахановцы и ударники»:
Чучков М.Н., Ненилин И.А., Некрасов А.К., Шашкин И.Г., Базунова Е.П., Банищева П.Т., Власюкова М.Х. и её сын, Косыченко, Мамаева, Берсюкова.
Тело кунгасника Ивана Гавриловича Шашкина нашли только 31 мая 1939 г. возле Верхней Турпанки. «Тов. Шашкин — воспитанник комсомола. С 1936 г. работал кунгасником. Он был один из лучших стахановцев и прекрасный товарищ. До последней минуты он мужественно боролся с разбушевавшейся стихией, спасая находившихся на кунгасе рабочих… У гроба, осыпанного цветами, до дня похорон стоял почётный караул комсомольцев, пионеров и остальных трудящихся базы».
1941
7 мая во время захода в устье реки Вывенки катера, ведшего кунгас с пассажирами и грузом, оборвался буксирный трос. Из-за нераспорядительности старшины катера погибли все одиннадцать человек, находившиеся на кунгасе. Старшина катера осуждён на десять лет заключения в лагере.
1942
11 октября 1942 г. в Тихом океане торпедирована подводная лодка Л-16 Петропавловской военно-морской базы, вышедшая из Петропавловска и направлявшаяся в район боевых действий в Северном море. Лодка шла в надводном положении вместе с однотипной Л-15. После взрыва торпеды она быстро погрузилась в воду с большим дифферентом на корму. После этого прозвучали ещё два подводных взрыва. Радиотелеграфист Л-16 успел передать короткое сообщение: «Погибаем от…».
На почти пятикилометровой глубине упокоился экипаж в составе 59 чел.:
Гусаров Д.Ф., командир, капитан-лейтенант,
Смышляков И.М., комиссар, старший политрук,
Михайлов Я.М., помощник командира, лейтенант,
Моисеев К.П., командир БЧ-1, лейтенант,
Смелянский С.А., командир рулевой группы, лейтенант,
Самарин Б.Н., командир БЧ-3, лейтенант,
Крылов И.М., командир моторной группы, инженер-лейтенант,
Глушко Б.С., командир БЧ-5, капитан-лейтенант,
Касай С.А., командир торпедной группы, лейтенант,
Новиков Д.О., боцман, мичман,
Григоренко П.И., боцман, мичман,
Артемьев Д.М., старшина,
Ботаев И.М., старшина,
Баксотов Н.И, старшина,
Виноградский П.М., старшина,
Костотаров С.Н, старшина,
Кузнецов Н.А., старшина,
Кальпето В.И., старшина,
Леонов Ф.С., старшина,
Левушкин Д.С., старшина,
Меньшиков А.А., старшина,
Мальцев А.Н., старшина,
Николаенко А.А., старшина,
Попель И.Ф., старшина,
Пикунов Н.Н., старшина,
Помялов А.М., старшина,
Аваев Н.И, краснофлотец,
Анисимов Н.В., краснофлотец,
Барковский И.А., краснофлотец,
Данилов С.Н., краснофлотец,
Долгих В.Т., краснофлотец,
Емельянов Я.Я., краснофлотец,
Ермаков П.С., краснофлотец,
Захаров Н.В., краснофлотец,
Кочеряшкин А.А., краснофлотец,
Костюнин П.М., краснофлотец,
Калашников С.В., краснофлотец,
Мартынов П.И., краснофлотец,
Макушев Б.М., краснофлотец,
Покшивалов В.Н., краснофлотец,
Поцелуйко Ф.И., краснофлотец,
Пухотько В.И., краснофлотец,
Плетюхин С.В., краснофлотец,
Русаков И.В., краснофлотец,
Редин П.Ф., краснофлотец,
Романов И.П., краснофлотец,
Рогов В.Ф., краснофлотец,
Серов П.А., краснофлотец,
Троицкий Н.Д., краснофлотец,
Тимошенко Е.Н., краснофлотец,
Федоров В.Е., краснофлотец,
Фашанов И.Ф., краснофлотец,
Харитонов Н.М., краснофлотец.
Памятник экипажу подводной лодки Л-16 установлен в Петропавловске в сквере музея войск и сил на Северо-Востоке России.
1944
Февраль. В Корфском рыбокомбинате при аварии плавсредства погибли четыре человека.
28 сентября во время стоянки парохода «Чавыча» на рейде Озерновского рыбокомбината при погрузке консервов погиб матрос 1-го класса Попов Семён Лукьянович. От толчка грузом он упал в трюм и скончался на месте от перелома основания черепа.
Матрос, назначенный тальманом, самовольно остался на верхней палубе, подменил вирамайнальщика, стоя впереди подъёма. Это скрывало его от лебёдчиков во время прохождения груза от борта к люку трюма. Он встал на кожух паропровода, проходившего у комингса люка, «возвысился над палубой так, что при толчке подъёмом сразу потерял равновесие, не удержался на кожухе и упал в трюм».
1945
15 октября при выполнении боевой задачи по обезвреживанию минных заграждений, выставленных во время Великой Отечественной и советско-японской войн на подходах к Петропавловской военно-морской базе, погибли военные моряки, старшины и краснофлотцы:
Балажий В.С., 1927 г. р.,
Авершин В.К., 1927 г. р.,
Колесов Ф.Д., 1926 г. р.,
Бычков В.И., 1926 г. р.,
Попов Т.Ф., 1915 г. р.,
Комиссаров Н.П., 1912 г. р.
Их братская могила, ныне находящаяся под присмотром коллектива преподавателей и студентов колледжа Камчатского государственного технического университета, одна из немногих достойно сохранившихся на старом городском кладбище Петропавловска, что на 4-м километре. К нашему великому стыду, находившиеся рядом могилы умерших в городских госпиталях от ран в августе и сентябре 1945 г. участников Курильского десанта уничтожены «благодарными потомками», за исключением захоронения старшего краснофлотца Александра Аврамовича Дорота 1924 г. р.
1946
4 июля на рейде Авачинской губы погиб помощник моториста катера «МЮД» (МЮД — Международный юношеский день. Такой праздник отмечался в 30-х гг.) Петропавловского морского рыбного порта Новокрещенов.
«МЮД» вместе с катером «Ост» выводили на буксире пароход «Щорс» Камчатрыбфлота на рейд. Здесь капитан парохода, не дав своевременно ослабить буксир на «МЮДе», чтобы его можно было отдать, не предупредив старшин катеров, дал «полный вперёд». Пароход, обогнав катера, потащил их на буксире. Катера накренились и стали принимать воду на палубу и в машинное отделение. Из-за крена помощник моториста «МЮДа» выпал за борт и утонул.
25 октября в Корфском заливе при погрузке парохода Дальневосточного государственного морского пароходства «Одесса» с базы Корфского рыбокомбината № 5 произошла авария грузовых кунгасов № 2765, 2764 и 2763, при которой погибли рабочие:
Боряев Алексей Максимович,
Сычёв Никита Фёдорович.
К полудню усилился северный ветер, увеличился накат волн у берега. В 15.00 грузовые операции прекратились. Находившийся у борта парохода кунгас № 2764 с остатками рыбопродукции был залит волной. Второй, уже порожний, кунгас № 2763 также стоял возле судна и ждал буксировки к берегу. Одновременно третий кунгас № 2765 заполнялся у берега, хотя стало понятно, что выводить его в море нельзя. Вскоре его залило водой, продукцию смыло в море, а затем сам кунгас разбило, а его обломки замыло песком.
Около 18.00 усилившийся ветер заставил капитана «Одессы» сняться с якоря, оставив на рейде оба кунгаса с людьми. Катер комбината «Единобор» вышел на рейд с кунгасами, взял их на буксир и повёл на базу, при этом находившиеся на одном из них пятерых работников на катер не пересадили. Во время буксировки кунгас начало заливать волной. Рабочие кричали, но старшина катера не слышал их и не наблюдал за буксируемыми кунгасами. Других сигналов, кроме голосов, люди подать не могли, так как не имели ни фонарей, ни факелов. «В результате два человека из пяти в борьбе со стихией были обессилены и смыты за борт. Вскоре, после гибели двух человек, команда катера услышала крики с кунгаса, катер подошёл к залитым водою кунгасам, снял оставшихся трёх человек к себе на борт и продолжал следовать на базу № 5».
На следующий день, 26 октября, тело Н.Ф. Сычёва было найдено, а тело А.М. Боряева так и осталось в морском плену.
Продолжение следует.