Газета «Рыбак Камчатки»

Море кормит, море хоронит

Продолжение. Начало в №№ 50, 51 (2009 г.), 3 (2010 г.).

1947

5 ноября во время перехода из Петропавловска в Авачинский рыбокомбинат с борта кавасаки № 555 «Илья Ильф» Петропавловской моторно-рыболовной станции сорвался и утонул моторист Гавин Пётр Фёдорович, 1914 г. р.

Обнаружив исчезновение моториста, старшина кавасаки лёг на обратный курс для поиска. «Все люди находились на палубе, вели наблюдение за морем, звали, кричали Гавина, но ничего не могли обнаружить. Потом внезапно остановился мотор, который не могли сразу завести, и кавасаки был выброшен на мель приливным течением, где и остался до утра без повреждений».

Тело П.Ф. Гавина, выброшенное на берег, обнаружили утром 6 ноября.

1948

9 ноября в Анапкинском рыбокомбинате произошла авария буксира «Центавр», при которой погиб катер «Аралец», пять грузовых кунгасов и пять человек их команды. Имена погибших пока не установлены.

1949

21 января пароход «Ительмен» Камчатрыбфлота попал в шторм в районе Большерецкого рыбокомбината. При ураганном ветре, испытывая сильную качку, с креном на левый борт в сорок восемь градусов, пароход потерял грузовой кунгас, находившийся на палубе. При выполнении командой аварийных работ по усилению крепления оставшихся на палубе грузов и трюмных брезентов, накатом крупной волны были смыты за борт и погибли:

Савин Виктор Львович, старший помощник капитана;

Скорлупин Иосиф Андреевич, боцман;

Лайд Мильберт Петрович, матрос.

Эта же волна ранила первого, второго и третьего помощников капитана и матроса 1-го класса: они получили серьёзные переломы ног и рёбер.

На ходовом мостике парохода оказались срезаны трубы машинного телеграфа, разбит на куски деревянный обнос от борта до каюты капитана, оторвана ветровая доска правого крыла. В каюте машинистов по правому борту выбило иллюминатор вместе с рамой и болтами.

Единственный уцелевший судоводитель «Ительмена» капитан В.Т. Войтенко, в течение трёх суток бессменно находясь на повреждённом ходовом мостике, с разбитым компасом привёл пароход с приспущенным флагом в Петропавловск.

«Гибель и увечье членов экипажа и потеря кунгаса произошли в обстановке непреодолимой силы морской стихии».

27 января во время уборки палубы убит бадьёй матрос одного из судов Камчатрыбфлота Гришанов Александр Васильевич.

12 ноября ночью в Олюторском заливе в районе Пахачинского рыбокомбината произошла авария двух грузовых кунгасов. Кунгас № 2562 с рабочими был сорван с якоря, унесён в море, где погиб вместе с людьми в количестве шести человек. Кунгас № 2565, следовавший на буксире катера «Форель», оторвался и бесследно пропал вместе с четырнадцатью пассажирами. Имена этих двадцати погибших пока не установлены.

1950

1 апреля в Озерновском рыбокомбинате против рыбозавода № 58 произошла авария кунгаса № 3037, в результате которой погиб начальник портпункта и семеро рабочих:

Нечваль Иван Андреевич, 1902 г. р., семейный;

Ким Сен Мо, 1926 г. р., промрабочий, холост;

Эм До Дин, 1916 г. р., промрабочий, семейный;

Тен Бон Сун, 1915 г. р., промрабочий, семейный;

Син Гю Сед, 1924 г. р., промрабочий, холост;

Пак Гын Син, 1912 г. р., промрабочий, семейный;

И Бен Сит, 1915 г. р., промрабочий, семейный;

Ким Бен Ир, 1925 г. р., промрабочий, холост.

1951

1 сентября в благоприятную погоду из Кихчикского рыбокомбината в комбинат имени Микояна на буксире катера «Гвардеец» вышел кунгас № 5625, на котором находились 17 человек и семь тонн груза. «На подходе к Микояновску в 24.00, во время обрыва буксира и сближения катера с кунгасом, было обнаружено, что кунгас полностью залит водой, а людей на нём не оказалось. Поиски людей результатов не дали…»

Без даты. Во время отгрузки продукции с Колпаковского рыбокомбината на пароход «Колхозник» начался шторм. Стоявшие у борта парохода грузовые кунгасы № 3675 и 3749 с продукцией оторвало, катера взяли их на буксир и пошли с ними в реку Колпаково. Первым решили заводить в реку кунгас № 3675. Поставленный на якорь кунгас № 3749 с 315 ящиками консервов и шестью человеками «местной вербовки» сорвало, унесло в море, залило, груз и трёх человек смыло за борт, а из оставшихся в кунгасе трёх человек двое умерли от переохлаждения. Кунгас № 3675, тоже с консервами, при заходе в реку оторвался, был выброшен на берег и разбит.

1952

12 января погиб паровой траулер управления тралового флота «Восток». Судно, закончив перегрузку в бухте Жировая свежей камбалы на пароход «Капитан Чириков», в 16.30 вышло из бухты в Петропавловск. Дул ветер до девяти баллов, шло крупное волнение. Траулер радировал, что полагает прибыть в порт в 23.00, но до конца суток 12-го и в течение 13 января не пришёл.

«Произведёнными поисками ряда судов траулер не обнаружили. В течение 13 января пограничники стали находить на берегу в районе бухт Большой и Малой Лагерной (при входе в Авачинскую губу) отдельные предметы судового снабжения с надписями “Р/Т «Восток»”, затем подобрали обломки спасательного бота № 2, тоже с надписью, стол с надписью “Александр Лесовой” (старший механик). В районе реки Раковая обнаружили на берегу труп женщины — повара Твороговой. На основании подобранных на берегу предметов и трупа повара заключили, что траулер “Восток” имел взрыв, в результате которого он погиб. Предполагается, что взорвался на плавучей мине, которая была обнаружена рефрижератором “Нева” 14 декабря в районе Петропавловского маяка».

Скорее всего, эта «адская машина» была выставлена на подходах к Петропавловской военно-морской базе во время недавней войны. Последнее эхо того времени прозвучало над Петропавловском совсем недавно. В начале августа 2009 г. сапёры уничтожили мину с тремя сотнями килограммов взрывчатки, которую местные рыбаки «выгрузили» вместе с уловом на пирс посёлка Авача. Возможно, что она стояла в одном из этих заграждений.

На траулере «Восток» погибли:

Закхеев Сергей Леонидович, 1918 г. р., капитан, жена, двое детей;

Маковец Афанасий Феоктистович, 1916 г. р., капитан-дублёр, жена, трое детей;

Никоненко Иван Максимович, 1914 г. р., старший помощник капитана, жена, один ребёнок;

Рубнов Анатолий Иванович, 1921 г. р., второй помощник капитана;

Шабалин Николай Васильевич, 1920 г. р., третий помощник капитана, жена и трое детей;

Лесовой Александр Иванович, 1915 г. р., старший механик, жена и трое детей;

Саборов Степан Дмитриевич, 1916 г. р., второй механик, жена;

Южаков Александр Семёнович, 1913 г. р., третий механик, жена, один ребёнок;

Мин Бон Чи, 1916 г. р., помощник тралмейстера;

Ко Ден Соб, 1926 г. р., помощник тралмейстера;

Соколовский Афанасий Григорьевич, 1918 г. р., помощник тралмейстера, жена и пятеро детей;

Яковлев Иван Иванович, 1915 г. р., боцман, жена и шестеро детей;

Чек Вон Чель, 1928 г. р., засольщик;

Новосёлов Александр Андреевич, 1929 г. р., машинист 2-го класса, жена и один ребёнок;

Сергунин Александр Якимович, 1921 г. р., кочегар 1-го класса, жена;

Соловьёв Иван Ануфриевич, кочегар, жена и один ребёнок;

Синельный Феодосий Павлович, кочегар, жена;

Ли Хо Бон, кочегар;

Бугаев Георгий Дмитриевич, кочегар, жена и один ребёнок;

Ляшев Василий Дмитриевич, 1910 г. р., кочегар, жена и один ребёнок;

И Ден А, 1921 г. р., матрос 1-го класса;

Хан Ты У, 1927 г. р., матрос;

Тим Ги Нок, 1922 г. р., матрос;

Ли Вон Бок, 1916 г. р., матрос;

Тян Ки Сон, 1920 г. р., матрос 2-го класса;

Фёдоров Иван Платонович, 1921 г. р., матрос;

Ухтверов Пётр Максимович, 1931 г. р., матрос;

Вединеев, 1925 г. р., матрос, жена;

Ларин Пётр Степанович, 1920 г. р., матрос;

Фролов Михаил Петрович, 1925 г. р., матрос;

Рылов Егор Иванович, 1925 г. р., матрос;

Творогова Анна Ивановна, 1914 г. р., повар, один ребёнок;

Савченко Елизавета Петровна, 1920 г. р., буфетчица;

Заустинский Николай Ефимович, 1927 г. р., радист;

Кошман Правда Фёдоровна, 1927 г. р., дневальная;

Колесниченко Фёдор Петрович, 1927 г. р., радист;

Комко Александр Георгиевич, 1936 г. р., ученик машиниста;

Миронова Зинаида Васильевна, 1931 г. р., прачка.

Эти имена нанесены на второй памятной доске, что висит на Аллее флота. На ней есть две неточности: приведена неверная дата гибели «Востока» — 14 января (вместо 12-го), и не названы имена ещё двоих, находившихся на судне. Это сыновья старшего механика А. Лесового — Лесовой Олег Александрович, 1939 г. р., ученик четвёртого класса, и кочегара И. Соловьева — Колдорар-Скрытников Василий Васильевич, 1937 г. р., ученик пятого класса, Олега Лесового.

Как школьники попали на судно? Скорее всего, отцы взяли их в короткое плавание на время зимних каникул, может быть, для того, чтобы приобщить ребят к будущей морской профессии. Двухнедельные каникулы приближались к концу, траулер шёл в родной порт, беды ничего не предвещало. Наверное, переполненные морскими впечатлениями пацаны уже предвкушали, как будут делиться ими с друзьями, но не случилось…

Продолжение следует.

Сергей ГАВРИЛОВ