ЛЕВ БЕСЕДНОВ - педагог, ученый, общественный деятельЛев Беседнов, вскоре после окончания биолого-почвенного факультета МГУ по специальности зоология (ихтиология), свою трудовую деятельность прочно связал с научно-педагогической деятельностью, которой отдал 50 лет и продолжает трудиться поныне. Последние 40 лет он прочно связан с Дальрыбвтузом, где работает в должности профессора кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура». Его большой вклад в дело подготовки квалифицированных кадров для разных областей рыбного хозяйства страны неоспорим и заслуживает всяческого уважения. За свою педагогическую и научную деятельность имеет отечественные и зарубежные награды. |
Когда перед юношей Львом Беседновым, окончившему успешно десятилетку, встал вплотную вопрос насчет продолжения дальнейшей учебы, он без колебаний подал документы для поступления в МГУ. Весьма успешно окончившего обучение на биолого-почвенном факультете по специальности зоолога (ихтиолога) молодого специалиста с его согласия направили на работу в Институт океанологии АН СССР в лабораторию нектона, которую в то время возглавлял широко известный у нас в стране и за рубежом ихтиолог профессор Теодор Расс.
Специалист-новичок, с головой окунувшись в очерченный круг вопросов исследовательского плана, вскоре показал завидную эрудицию, к тому же обладал недюжинными способностями самостоятельно проводить научные исследования.
Это являлось определяющим для включения его в состав научной группы экспедиционно-исследовательского судна «Витязь», в то время стоявшего у причала во Владивостоке и готовящегося к выходу в море. Получилось так, что наш герой совершил на этом флагманском судне науки аж три интереснейших экспедиции, побывав в разных районах Тихого и Индийского океанов. Вместе с другими биологами Лев Беседнов выполнял круг исследований, касающихся биоценозов океанического плавника, распределения летучих рыб на так называемом трансокеаническом разрезе, простиравшемся на многие тысячи миль (от полуострова Аляска до Новой Зеландии). Во время экспедиций судно заходило в десятки портов иностранных стран, где он для себя почерпнул много нового.
Лев принимал участие в исследованиях глубочайшей в Мировом океане впадины (Мариинской), располагающейся в северо-западной части Тихого океана (поодаль от Курильской гряды), где впервые в науке были выполнены траления на глубине более 11 тыс. м. Они принесли много научных открытий в отношении видового состава живых организмов, включая рыб, и касающихся условий их жизни. Среди открытий, вытекающих из проникновения человека на предельные океанические глубины, важнейшими оказались доказательства там жизни (правда, в специфических формах), что до этого ставилось под сомнение. Данное открытие советских ученых, свидетелем которого был наш герой, в то время буквально всколыхнула мировую общественность ученых, заставило взглянуть на океаническое глубоководное ложе по иному, и это имело важное прикладное значение.
Вскоре выводы советских ученых о наличии жизни в той же глубоководной океанической впадине были подтверждены прямыми наблюдениями при погружении подводного аппарата «Триест».
Лев Беседнов, будучи непосредственным участником выполнения тех работ, для себя почерпнул многое в отношении расширения познания живого мира океана.
Следующий период его научной деятельности связан с Первой Советско-Вьетнамской экспедицией, проведение которой предусматривалось Международным соглашением между Правительствами СССР и Демократической Республикой Вьетнам в порядке оказания помощи молодому государству в освоении сырьевой базы в Тонкинском заливе и прилежащих районах. Начало экспедиции было намечено на осень 1959 г. в составе трех научно-исследовательских судов (РТ «Пеламида», СРТР «Орлик» и РС «Онда»). К этому времени были укомплектованы штаты плавсоставов и научных групп. Между тем оставалась одна проблема. Район будущей работы экспедиции, как стало известно на заключительном этапе ее подготовки, изобилует большим рыбным разнообразием, в котором под силу разобраться только весьма эрудированному ихтиологу. От этого во многом зависела ее успешность. Благо, что этот вопрос удачно разрешился, причем неожиданно.
Как раз в то время во Владивостоке стояло э/с «Витязь». Теодор Расс, находившийся на его борту, предложил включить в состав той экспедиции своего ученика Льва Беседнова, работавшего в Институте океанологии. Руководство экспедицией в лице Алексея Веденского и его заместителя Николая Пшеничного незамедлительно дали на это согласие. Вскоре, точнее, в ноябре 1959 г., Лев в качестве ихтиолога-фауниста был откомандирован в распоряжение Тихоокеанского управления промысловой разведки и научно-исследовательского флота (ТУРНИФ; в то время курировалось ТИНРО) для последующих исследований в Тонкинском заливе.
Между тем оказалось, что судно (СРТР «Орлик»), в штат научной группы которого был зачислен командированный, находилось не во Владивостоке, а в Херсоне, где недавно покинуло судостроительные верфи и стояло в ожидании перехода на Дальний Восток.
Лев Беседнов, имея на руках необходимые «бумаги», вылетел туда в срочном порядке.
Все три упомянутые суда встретились в Тонкинском заливе на исходе 1959 г. Работа в экспедиции «закипела», «завертелась», как всегда бывает в таких случаях. В ходе выполнения предписанного задания было всякое, и хорошее, и не очень. Тем не менее Первая Советско-Вьетнамская экспедиция состоялась в целом с позитивными итогами. Она завершилась осенью 1960 г. Совместные советско-вьетнамские исследования рыбных ресурсов в тех водах проводились и в последующие годы. В результате усилий ученых двух стран были впервые достаточно полно исследованы сырьевые ресурсы Тонкинского залива и прилежащих районов. Многие десятки вьетнамской молодежи прошли хорошую школу, обучаясь и практикуясь в области ихтиологии, гидробиологии, паразитологии и других дисциплинах, проведении морских исследований.
Вполне понятно, что тон исследованиям был все-таки задан Первой экспедицией.
Лев Беседнов как ихтиолог-фаунист в ней проявил самое активное и, главное, результативное участие, проявляя свойственную ему исключительную дотошность (с лучшей стороны) в сборе информации об ихтиофауне. В Тонкинском заливе (Южно-Китайское море), одном из малоисследованных в то время районов Юго-Восточной Азии, им отмечено 748 видов рыб, акцентировано внимание на видах, которые имеют или могут иметь значительную роль в рыболовстве. Им описано 4 новых вида рыб.
Из экспедиции он вернулся с полными «чемоданами» копий первичных материалов, касающихся структуры ихтиофауны залива и прилежащих районов, распространения и распределения отдельных ее элементов, перспектив промысла. К тому же он был полон планов и идей в отношении дальнейшей работы с этими бесценными научными материалами.
В 1960 г. он вернулся в Институт океанологии, но теперь уже в его Тихоокеанское отделение (г. Владивосток). Здесь Беседнов не переставал работать с материалами, полученными во время той советско-вьетнамской экспедиции для реализации своих идей и планов.
В 1964 г. Лев Беседнов встал на путь преподавательской деятельности, на которой твердо стоит до сих пор. Вначале он работал в ДВГУ, куда прошел по конкурсу на должность старшего преподавателя кафедры Гидробиологии и ихтиологии, а в 1967 г.- также по конкурсу на должность доцента. В этом же году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Ихтиофауна Тонкинского залива», в которой подведены итоги исследований ихтиофауны этого водоема и прилежащих вод, приведен расширенный список рыб и установлены закономерности их распределения, выделены виды, имеющие важное значение для рыболовства.
С 1969 г. трудовая деятельность нашего героя связана с Дальрыбвтузом, после того, как он был принят по конкурсу на должность заведующего организованной им кафедры «Ихтиологии и рыбоводства», в которой вел преподавательскую деятельность почти два десятка лет. В 1971 г. ему присвоено ученое звание доцента, а в 1993 г. Лев Беседнов был переведен на должность профессора, одновременно исполняя обязанности заведующего кафедрой (до 1994 г.). В настоящее время он работает в должности профессора кафедры «Водные ресурсы и аквакультура», недавно преобразованной из кафедры «Ихтиологии и рыбоводства».
В 1995 г. Лев Беседнов был избран членом-корреспондентом Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (по тихоокеанскому отделению).
Из многолетней трудовой деятельности Лев Беседнов более 40 лет отдал педагогической работе неизменно в том же рыбохозяйственном ВУЗе. Он как профессиональный педагог принимал самое активное участие в организационной работе, относящейся к становлению и развитию кафедры, которая под его руководством стала показательным подразделением института. Он уделял (и уделяет) пристальное внимание методической и учебной работе. В частности, им предложены курсы лекций и лабораторные работы по дисциплинам «Ихтиология», «Ихтиология и гидробиология с основами токсикологии и санитарной экспертизы рыбного сырья», «Сырьевая база рыбной промышленности, «Биогеография моря», «Физиология рыб», «Промысловая ихтиология» и некоторые другие, а также сквозная программа производственной и преддипломной практик студентов, несколько типовых программ.
На протяжении многих лет Лев Беседнов был председателем Дальневосточного отделения межведомственной Ихтиологической комиссии, работал внештатным экспертом Краевого Комитета по охране окружающей среды. Читая лекции на кафедре, он вел занятия на факультете повышения квалификации при Дальрыбвтузе и в филиале Института повышения квалификации руководящих работников рыбной промышленности. В настоящее время является членом Учебно-методического объединения по рыбохозяйственным специальностям, консультантом по четвертичной ихтиофауне Института истории и археологии РАН и ДВГУ и членом редколлегии журнала «Биология моря» РАН.
Это далеко не полный перечень общественной деятельности Льва Беседнова. Основная его работа, конечно же, связана с учебным процессом, в том числе его совершенствованием. Он принимает активное участие в разработке и внедрению новых учебных методик и квалификационных требований по специальности «Водные биоресурсы и аквакультура».
Результатом его активной педагогической работы является подготовка на современном уровне профессиональных кадров, работающих в разных рыбопромышленных и рыбоводных организациях, научно-исследовательских и учебных учреждениях страны. Особенно это хорошо известно на примере Приморского края. Педагогическую деятельность он успешно совмещает с научным руководством аспирантов и соискателей. Под его руководством защитили диссертации более пятидесяти человек, в том числе четыре докторских.
Педагогическую деятельность он сочетает с научно-исследовательской. Беседнов длительное время является руководителем разработок по госбюджетным и хоздоговорным темам. Среди них особо знаковые: разработка предложений по вопросам биологической защиты молоди рыб от попаданий в водозаборы насосных станций на озере Ханка; создание искусственных нерестилищ сельди. Безусловно, данные разработки, в случае их внедрения, могут принести немаловажное прикладное значение.
Лев Беседнов принимал активное участие в работе по одному из разделов Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования в фундаментальные науки», касающемуся «Поддержки экспедиционных и полевых исследований с участием студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов».
Им опубликовано более сотни научных и учебно-методических работ, в числе которых три монографии. Заметное место в них автор отводит археологической тематике. За разработку этого направления, касающегося Приморского края, он, наряду с группой сотрудников ДВГУ, был удостоен гранта. В последние годы Беседнов в содружестве с Институтом истории и археологии ДВО РАН занимается изучением четвертичной ихтиофауны залива Петра Великого и развитием в нем рыбного промысла.
Несколько расширяя разговор по этой тематике автора, стоит заметить, что он очень живо интересуется последним вопросом. В одной из его публикаций, касающейся первых рыболовов в заливе Петра Великого, ученый пришел к выводу, что люди занимались здесь морским промыслом еще в эпоху верхнего палеоцена (6,0-6,5 тыс. лет тому назад). Эти выводы базируются на археологических материалах, полученных на местах древних поселений в бухте Бойсмана. Основываясь на археологических материалах (кости рыб, орудия рыболовства), автор пришел к выводу, что уже в те далекие времена рыболовство представляло собой самостоятельную отрасль хозяйства древнего человека. В сферу рыболовства, по-видимому, продолжавшегося круглый год, включались, как минимум, 18 видов рыб, основное количество которых добывалось в конце весны – начале осени. Причем морское рыболовство играло меньшую роль, чем лагунное. В море добывались скумбрия, сельдь, сардина, ловили и корюшку, морских окуней, камбал, скатов, навагу, терпугов, треску и многих других рыб. В качестве орудий лова применялись сети, крючки, остроги.
За многолетнюю успешную и плодотворную работу в рыбной промышленности Лев Беседнов удостоен почетного звания «Заслуженный работник рыбной промышленности», за успехи в педагогической и научной деятельности награжден Почетной грамотой Администрации г. Владивостока, медалью «Дружба» и Почетной грамотой Совета Министров Демократической Республики Вьетнам и медалью «Ветеран труда».
Пожелаем Льву Николаевичу Беседнову дальнейшей плодотворной деятельности в области подготовки высококвалифицированных кадров для рыбной промышленности страны.