АУ, МЫ ИЩЕМ МОРЯКОВ!
Нехватка кадров для рыбопромыслового флота сегодня налицо. Раньше всех забили тревогу те, кто непосредственно эти кадры готовит – высшие и средние учебные заведения. Но рыбакам, обремененным в то время главной заботой – как выжить, было просто не до этого. В самом деле, стоит ли волноваться по поводу того, кто будет работать у тебя через несколько лет, если не известно, переживет ли этот срок твоя компания?
Сейчас, когда положение рыбной отрасли несмотря на все кризисы и шатания стало более определенным, пришла пора пожинать плоды, а вернее их отсутствие. Рыбохозяйственный комплекс только в Приморье ежемесячно создает десятки и сотни вакансий. Флоту отчаянно не хватает людей, причем наблюдается дефицит специалистов всех уровней: как командного состава, так и рядовых матросов. Конкуренция на рынке труда велика, но не среди соискателей, а среди работодателей. Кадровые службы рыбодобывающих компаний, набирая людей на очередную путину, все чаще готовы закрыть глаза на их реальную квалификацию – как говорится, тут уж не до жиру.
Между тем важность человеческого фактора в обеспечении безопасности мореплавания никто не отменял. Участившиеся случаи мелких и крупных аварий на судах в какой-то мере вызваны старением флота, но в остальном спровоцированы элементарными ошибками, совершенными по невнимательности, небрежности или незнанию. Последнее – самое опасное, поскольку дисциплину на судне подтянуть легко, а вот вложить в головы экипажа тот уровень знаний и навыков, который у них должен быть еще до отправления в рейс, гораздо сложнее. Люди пришли на судно работать, значит они должны иметь представление о своих профессиональных обязанностях.
Катастрофы в море, слава богу, случаются не каждый день. Зато ошибки, нарушения технологических требований, брак – как раз часть ежедневной рутины на промысле. Кто будет спорить, что производительность труда у квалифицированного персонала гораздо выше, нежели у работничков «с улицы»? Большие объемы, лучшее качество, меньшие потери времени – все это непосредственным образом сказывается на прибыли компании-судовладельца. Хорошо обученный специалист – и судно не простаивает в разгар путины, оборудование не выходит из строя вследствие неправильной эксплуатации, нет травм на рабочем месте из-за несоблюдения техники безопасности, нет жалоб, безответственного поведения и пьянства на борту – ведь человек знает, зачем идет в море и готов к постоянной тяжелой работе.
МАТРОС НА ЗАКАЗ
Почему рыбопромышленники заинтересованы в развитии контактов с Владморрыбколледжем, догадаться несложно. ВМРК на протяжении десятилетий остается базовой организацией по подготовке специалистов среднего и низшего звена для рыбопромыслового флота. Его выпускников можно встретить практически на каждом судне Дальневосточного бассейна. В отличие от рыбохозяйственных вузов колледж готовит те самые «рабочие руки»: механиков и рефмехаников, судовых электриков, машинистов, судоводителей и т.д. Проблем с трудоустройством его выпускники не испытывают – их профессии востребованы от Приморья до Камчатки.
В прошлом году колледж совместно с рыбопромышленными предприятиями разработал программу подготовки специалистов начального уровня. Сначала по заявке компании-работодателя подбираются кандидаты на обучение, теоретическая подготовка проходит на базе колледжа, практика – на предприятии, куда впоследствии и приходит человек. Главное отличие программы – краткосрочность, срок обучения рабочим специальностям – от 2 до 4 месяцев. Колледж оформляет для слушателей курсов все документы и гарантирует им трудоустройство. А компании, чье руководство заглядывает в будущее, получают через несколько месяцев специалиста «под ключ».
В рамках программы начальник ВМРК Евгений Дубовик сумел наладить активную работу со службами занятости муниципальных образований, в том числе заключен договор с краевой службой занятости. Для привлечения населения к получению морских профессий и переподготовки кадров на базе колледжа действует Центр трудоустройства и профессиональной подготовки.
- Заказывайте – научим, – предложил на встрече представителям компаний Евгений Дубовик. – Если потребуется, мы подберем и выучим даже 2-3 специалистов. Просто говорите, кто именно вам нужен и мы их подготовим. Обучение проводится бесплатно, за счет бюджетных средств, выделяемых на программы занятости населения. На сегодняшний день на краткосрочных курсах можно готовить боцманов, донкерманов, обработчиков, мотористов, в том числе рефрижераторных установок, матросов, судовых электриков, машинистов рыбопромысловых машин и установок, машинистов котельных установок, тальманов, поваров, рыбаков прибрежного лова. Колледж имеет право учить даже на рыбоводов, если они понадобятся тем же теруправлениям Росрыболовства.
Потенциальные работодатели в лице президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова и члена Совета Ассоциации добытчиков минтая Александра Попова с немалым интересом ознакомились с перечнем специальностей колледжа и сразу задали конкретные вопросы. Например, смогут ли в этих стенах подготовить машинистов рыбомучной установки или электрогазосварщиков для работы в порту? Короткая экскурсия по учебным корпусам ВМРК убедила – смогут, ведь учат здесь отнюдь не «на пальцах». Предмет особой гордости колледжа – тренажерные классы. Серьезные бизнесмены и руководители компаний, не скрывая восторга, становились за штурвал на «штурманском мостике», вслушивались в гул двигателей в «машинном отделении», «отслеживали» положение судна и разбирались в оборудовании для связи с берегом.
– Рыбопромышленникам напрямую достаточно сложно выйти на контакт с учебными заведениями. Поэтому инициатива РИА Fishnews.ru усадить за один стол работодателей и руководство колледжа понравилась всем участникам. Опыт нужно признать успешным, – отметил глава медиа-холдинга «Fishnews – Новости рыболовства», член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов. – Полезными, на мой взгляд, могут оказаться и выездные совещания, проводимые на базе крупных рыбодобывающих компаний.
Схожей точки зрения придерживается и член Совета Ассоциации добытчиков минтая, генеральный директор компании «Дальвест» Александр Попов:
– Несмотря на то что наша компания не испытывает острый кадровый голод, временами как и у многих предприятий, занимающихся промышленным рыболовством, у нас возникают проблемы с подбором плавсостава. Мы думаем о будущем, ведь часть узкопрофильных специалистов, работающих на наших судах, уже находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте, а молодую смену им по некоторым специальностям в стране вообще не готовят. В докризисный период многим профессионалам было выгоднее работать на берегу, сейчас же ситуация в стране изменилась, работники и рады бы вернуться в море, но прошло время, изменились требования к уровню квалификации и знаниям. Поэтому инициативы руководства ВМРК по подготовке и переподготовке специалистов рыбной отрасли, выглядят очень своевременными и важными для отрасли и государства в целом.
В МОРЕ ИЗ СИБИРИ
Как ни странно, многие слушатели курсов и будущие рыбаки родом из совсем не морских регионов. Люди приезжают как с севера Приморья, так и из Хабаровского края, ЕАО, Амурской области, даже Красноярского края. На местах, в глубинке не было работы и раньше, а после кризиса пошли сокращения в химической, горнорудной, лесной промышленности, на железной дороге. Переучиваться во Владморрыбколледж приходят и вчерашние мальчишки, только-только из армии, и мужчины со средним, а то и высшим образованием за плечами, рассказывают в отделе дополнительного образования ВМРК. В отличие от горожан они не избалованы легкими деньгами и готовы вкалывать за 30 тысяч в месяц. Как показывает практика, основная часть все же закрепляется на рыбопромысловых судах. В рамках программы переподготовку уже прошло почти 110 человек. Подавляющее большинство из них – 80 человек – сейчас работает в море.
Главная проблема, с которой сталкивается Владморрыбколледж, готовя рядовой плавсостав, – это прохождение практики. Наблюдается странная картина, когда одни и те же компании готовы строиться в очередь за готовыми специалистами, но как только речь заходит о том, чтобы принять несколько курсантов на практику, стремительно теряют интерес к теме. Но хороший матрос или механик не свалится с неба. В колледже он получит теоретические знания и начальные практические навыки, но хотя бы пару месяцев он должен поработать на реальном предприятии. Практика нужна в первую очередь, чтобы быстро оформить все необходимые документы. Без этого дорога в море ему закрыта. Конечно, можно поступить проще и купить весь пакет документов за определенную сумму – объявлений о подобных услугах в газетах десятки, – но, пустив на борт такого моряка с липовыми бумажками, судовладелец каждый раз играет в лотерею: повезет – не повезет.
– Содействовать в прохождении практики – в интересах рыбопромышленников, – отметил начальник ВМРК. – Выгода тут очевидна: для компании это возможность присмотреться к кандидатам, кого-то сразу забраковать, а кого-то взять на заметку. Наиболее толковым парням можно заранее сделать заманчивое предложение, опередив конкурентов. И по окончании курсов на предприятие придет человек уже знакомый со спецификой работы именно на этом судне, на этом оборудовании, с этой командой.