Актуальный опытАндрей Крайний поручил Калининградской и Мурманской областям перенять опыт приморского Владморрыбколледжа по совместной работе с центрами занятости при подготовке квалифицированных рабочих кадров для отрасли. |
Всего за полгода эксперимент, начатый Владморрыбколледжем по подготовке специалистов с начальным профессиональным образованием для рыбопромыслового флота совместно со службой занятости Приморского края, дал неожиданные результаты. Начав с 9-10 человек, пожелавших за 3 месяца за счет бюджета получить образование по таким актуальным для рыболовного флота специальностям, как боцман, донкерман, моторист, матрос, судовой электрик, машинист рыбопромысловых машин и установок, газоэлектросварщик, повар и т.д., в настоящий момент колледж готовит к выпуску уже 50-60 человек ежемесячно. И, что самое главное, у выпускников есть твердая уверенность – их труд гарантированно будет востребован, сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru.
«С целью изучения кадровой проблемы в отрасли, начиная с 2005 г., мы ежегодно проводили исследования среди рыбопромысловых компаний, имеющих в распоряжении средне- и крупнотоннажный флот. Полученные данные говорят о том, что на сегодняшний день потребность отрасли в персонале с высшим образованием составляет порядка 5-10%, со средним профессиональным – 20-30%, зато квалифицированные рабочие кадры с начальным профессиональным образованием востребованы в 60-70%. К примеру, в Приморском крае потребность отрасли в рабочих профессиях составляет 500-600 человек ежемесячно, а на Сахалине в сезон эта цифра достигает 2-3 тыс. человек, – доложил начальник ФГОУ СПО «Владивостокский морской рыбопромышленный колледж» Евгений Дубовик на Коллегии Росрыболовства. – В результате, вооружившись живой статистикой, мы приступили к эксперименту по работе в режиме ПТУ».
К сожалению, сегодня проблема нехватки специалистов среднего звена обострилась до предела: за последнее десятилетие ПТУ, переданные на муниципальный уровень, а затем благополучно приватизированные, буквально растворились на рынке образования. У вузов – свои задачи, так что за исправление ситуации оставшимся средним учебным заведениям пришлось браться самостоятельно.
«Мы предложили государственным службам занятости и напрямую работодателям уже готовый продукт. Сегодня работа колледжа строится по следующему принципу: при объявлении конкурса мы выставляем цену за подготовку одного специалиста и срок – всего 3 месяца, выигрываем этот конкурс, за счет собственных средств с привлечением бюджета приморской краевой службы занятости готовим будущие кадры, обеспечивая их на время учебы проживанием и питанием, и затем буквально передаем готовых квалифицированных работников из рук в руки промысловой компании», – рассказал Евгений Дубовик.
Отлаженность образовательного процесса, качество подготовки кадров и гарантированный результат для обеих сторон позволил Владморрыбколледжу заручиться поддержкой Ассоциации добытчиков минтая, Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, сахалинских компаний.
«К сожалению, на сегодняшний день ситуация с трудовыми ресурсами в регионе такова, что в Приморском крае за 4 месяца мы практически закрыли все вакансии по рабочим профессиям на промысловом флоте. Поэтому для дальнейшего развития нам предстоит расширять горизонты деятельности и завязывать отношения с соседними регионами: Хабаровским краем, Еврейской АО, Читинской областью, Красноярским краем, Новосибирской областью и т.д., – сообщил начальник Владморрыбколледжа. – Уверен, что похожая ситуация существует и на Северном бассейне, в западных регионах. Вместе с тем, в каждом случае подход, конечно, должен быть с учетом региональных особенностей. В любом случае я глубоко убежден, что никакие высшие учебные заведения, какие бы новаторские программы в области образования ни разрабатывало сегодня государство, не заменят СУЗы и ПТУ, да это и не их задача».
Данный опыт получил положительную оценку и от руководства отрасли: «Самое главное, что в результате флот начинает получать специалистов именно первой ступени, которых у нас катастрофически не хватает. Поэтому считаю, что опыт этот чрезвычайно ценный, и, пользуясь случаем, предлагаю всем регионам и средним учебным заведениям изучить его и приступить к внедрению на практике», – подытожил руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.