Газета «Рыбак Камчатки»

Китайские деревни на полуострове: миф или реальная перспектива?

«Первые китайцы-дунгане поселились четыре года назад в селе Привольное Ровенского района Саратовской области. Сейчас большинство жителей этого села – китайцы. Они выкупили дома, земельные участки, построили огромное количество теплиц, которые топят украденным здесь же лесом. Китайцы вырубают последние деревья, их за это штрафуют, они платят штрафы— и рубят дальше. В каждой их семье по 5-7 детей, поэтому местные детсад и школа работают в основном на них, а платит бюджет. Русские односельчане у них в качестве батраков за 100 рублей в день. По утверждению специалистов, овощи, которые они выращивают, есть опасно», — пишет саратовский журналист Вячеслав Мальцев в одной из своих статей.

А как обстоит дело на Камчатке? Чтобы увидеть в Петропавловске «лицо кавказской» или «китайской» национальности — далеко ходить не надо. Стройка золотоколонного торгового центра на остановке КП, водительские места общественного транспорта, рынки и магазины дешёвого ширпотреба наподобие всенародно популярного «Савико»… Здесь представители народных меньшинств трудятся на благо нашего края (?) не покладая рук уже многие годы… В причинах миграционного наплыва иностранной рабочей силы на полуостров и попытались разобраться корреспонденты нашей газеты.

Дальний Восток, действительно, является одним из наиболее привлекательных регионов страны для мигрантов как ближнего, так и дальнего зарубежья. Лидирующее место среди пребывающих на Камчатке «гостей», в т. ч. среди нарушителей, занимают узбеки. Дальше идут азербайджанцы, киргизы и украинцы. Менее всего, как ни странно, китайцев. Кстати, в том же Хабаровске азиата можно узнать чуть ли не в каждом втором жителе города. Правда, в последнее время специалисты отмечают тенденцию к увеличению количества мигрантов-китайцев и на нашем полуострове.

Зачем платить больше?

В последнее время спрос на иностранную рабочую силу на Камчатке только растёт. Если в прошлом году квота составляла 2 985 человек, то в нынешнем – уже 3 557 – на 572 человека больше.

Причём только 273 из них – представители дальнего зарубежья (китайцы). Остальные – граждане стран СНГ. Об этом рассказала начальник отдела по привлечению трудовых ресурсов агентства по занятости населения края Евгения Крикун. Оказывается, 90 % приезжающих таким образом на заработки мигрантов – квалифицированные строители (плотники, бетонщики, монтажники, электросварщики). Другие сферы, нуждающиеся в притоке иностранных сил, — торговля, общественное питание, пассажирские перевозки и др.

— Бесспорно, на Камчатке зачастую не хватает квалифицированных специалистов, в особенности строительной отрасли. Поэтому местным предпринимателям приходится привлекать работников «со стороны». Но это не единственная причина, — говорит врио заместителя начальника ОФМС России по Камчатскому краю, подполковник милиции Алексей Верещагин. — Понимаете, подавляющее большинство иностранных рабочих находятся на территории России ограниченный период времени. А основная цель любого мигранта – успеть заработать, и как можно больше. Поэтому узбекам и китайцам, например, не составляет труда выйти на стройку в выходной, невзирая на ужасные погодные условия. Как правило, они готовы работать по 8-9 часов практически без отдыха за невысокую заработную плату. К тому же, они, как правило, не склонны к злоупотреблению алкоголем. Разумеется, такой работник привлекателен для работодателя.

— Да, мне легче сюда китайцев привезти, — подтвердил один камчатский предприниматель. — А то, как русские работают, я знаю хорошо: в какое время дня не придёшь — у них всё перекур. Оно мне надо?

Однако сами представители народных меньшинств не всегда разделяют подобное мнение.

— Я считаю, работоспособность зависит не от национальности, а от самого человека, — парировал директор ООО «Монолит» азербайджанец Салех Алекперов. — У меня и компаньон, и многие сотрудники — русские. Я об этом ни разу не пожалел. Кстати, и среди азербайджанцев есть любители выпить…

Но всё-таки складывается впечатление, что причины любви к иностранным рабочим кроются не в трудоспособности и даже не в человеке, а, главным образом, а в цене труда. «Зачем платить больше?» — гласит известная реклама. Ведь неспроста некоторые камчатцы жалуются на то, что после появления на их предприятии (месте работы) иностранных рабочих, средняя заработная плата резко падала. Подтверждает это мнение и информация, размещённая на официальном сайте Федерации профсоюзов Камчатки.

В начале марта в краевую организацию профсоюза работников транспорта обратились сотрудники городских предприятий, занимающихся пассажирскими автоперевозками, с жалобой на низкую заработную плату. Примечательно, что одновременно с этим многие транспортные предприятия направили заявку на привлечение иностранной рабочей силы с заработной платой порядка 15 тыс. рублей. Этот факт говорит о нежелании руководства предприятий увеличивать зарплату ныне работающему коллективу, считают работники профсоюза.

Между тем, в соответствии с федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы средняя заработная плата работников в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта должна быть равна трёхкратному размеру регионального прожиточного минимума трудоспособного населения…

Едят лапшу… от безысходности

Большинство мигрантов с радостью едут на Камчатку. Едут часто по нужде. От безысходности.

— Сейчас на Камчатке около 5-6 тысяч азербайджанцев. Ежегодно приезжает ещё 2-3 тысячи земляков, — рассказал председатель азербайджанской общины «Азери» Салех Алекперов. — Большая часть из них приезжает сюда на заработки. И это не удивительно. Дело в том, что по сравнению с сопредельными республиками экономически Россия развивается гораздо быстрее. Сами посудите, у нас на родине средняя заработная плата 150-200 долларов — это если удастся работу найти. На Камчатке же строитель может заработать не менее 500 долларов. Есть разница? К тому же, большая часть приезжающих сюда мечтают получить российское гражданство и остаться на полуострове навсегда.

Не секрет, что практически у каждой народности на Камчатке есть своя диаспора, в которой нередко работают хорошие переводчики и юристы. Поэтому никакой мигрант, желающий попытать счастья на нашем полуострове, без поддержки не останется. К тому же, большая часть зарубежных гостей едет к своим землякам и родственникам, бывшим односельчанам. Правда, попадаются отдельные примеры, когда мигрант прибывает на полуостров по слухам – «вроде как здесь работа есть». Особенно «частили» такие случаи прошлым летом, когда центральная часть России страдала от последствий мирового экономического кризиса, а Камчатка всё ещё могла предложить рабочие места.

— Вы удивитесь, как те же узбеки экономят даже на собственном питании, только бы побольше денег скопить да семье на родину отправить. Иногда посмотришь — одну сублимированную лапшу едят, — рассказывает Алексей Верещагин. — И работодатели порой условиями не балуют…

По закону принимающая сторона несёт ответственность за людей, приглашённых на работу из-за рубежа. Фирма обязана предоставлять жильё, в некоторых случаях оплачивать дорогу, давать подъёмные. И ряд предприятий эти требования выполняет исправно. Однако существуют не самые «красивые» примеры.

— Иногда недобросовестный работодатель регистрирует иностранных рабочих по какому-либо адресу — например, собственной квартиры, — пояснил Алексей Николаевич. — Затем снимает частный дом или какой-нибудь барак, куда заселяет мигрантов пачками. Нары, туалет чуть ли не рядом с раковиной — вот условия, в которых порой приходится существовать неприхотливым мигрантам.

В прошлом году под пос. Вулканный группа китайцев пыталась «развернуть» сельское хозяйство. До этого овощеводы растили огурцы-помидоры на Сахалине и в Приморье. Однако конкуренция заставила трудолюбивых китайцев искать другие пути. Они понастроили недалеко от камчатского посёлка теплиц, сарай, служивший местом их проживания, даже наладили сбыт своей растительной продукции. Так трудились наши азиатские братья, пока их не задержали и не выдворили восвояси сотрудники миграционной службы. Кстати, это не единственная попытка китайцев «внедриться» в полумёртвое камчатское овощеводство.

Иногда находчивые предприниматели откровенно «кидают» доверчивых мигрантов. Например, в позапрошлом году какой-то делец заключил, если можно так выразиться, устный договор с группой узбеков. Те добросовестно в течение 2-х месяцев трудились на путине в Усть-Большерецком районе, после чего, разумеется, потребовали деньги. Для получения зарплаты узбекам было предложено отправиться в Петропавловск, что они и сделали. Но ни денег, ни хитрого предпринимателя так и не увидели. А по окончании срока пребывания на полуострове их просто выдворили на родину. Без единой копейки. Виновного так и не нашли.

Они возвращаются

Зачастую те же китайцы находятся на территории полуострова по приглашениям и коммерческим визам, полученным в других субъектах РФ.

Потому что нередко приглашающая фирма из другого региона не озабочена контролем за их нахождением на территории страны, тем более, что часто такое предприятие оказывается фирмой-однодневкой. Поэтому иногда нашим азиатским братьям ничего не остаётся, как, попробовав с «неправильной» визой сунуться на Камчатку, разбрестись, например, по рынкам полуострова.

— Мигрантов с чужими визами мы отслеживаем и на первый раз проводим с ними разъяснительную беседу, — объяснил Алексей Верещагин. — Если гражданином другой страны не были приняты меры по узакониванию своего нахождения здесь, мы привлекаем его к ответственности за нарушение режима пребывания иностранного гражданина в РФ. В этом случае нарушителю предлагается заплатить штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей. Два таких административных протокола закрывают для данного гражданина въезд в Россию на 3 года. К злостным нарушителям применяется административное выдворение сроком на 5 лет.

Но такие меры — не помеха для некоторых лиц, страстно желающих заработать на нивах камчатского полуострова. Например, в 2008 году было выявлено 20 случаев с поддельными миграционными картами и штампами. В 2009 году один рьяный узбек, депортированный за границу на 5 лет, не пал духом и просто изменил у себя на родине установочные данные в своём паспорте (оказывается, такую «операцию» можно «провернуть» всего за $100-200). Всё дело в том, что в документе депортированного гражданина проставляется штамп, указывающий на срок его выдворения… И уже на следующий год вышеназванный узбек вернулся на Камчатку и попытался получить разрешительные документы на работу. В итоге упорный нарушитель заплатил штраф в пределах 20 тысяч рублей и был вторично выдворен за пределы полуострова и РФ. Но есть ли гарантия, что он не повторит свою попытку снова?

И в море тоже…

Оперативно-профилактические мероприятия по выявлению незаконно пребывающих на территории Камчатки иностранных граждан проводятся практически ежедневно. Проверяются маршрутные городские автобусы, рыбозаводы, жилой сектор, общежития, рынки…

В прошлом году инспектировали даже суда. Тогда такая практика задержания морских судов с иностранными гражданами на Камчатке была опробована впервые.

В январе 2009 года в миграционную службу обратились пограничники с сообщением о двух российских судах «Мыс Навагин» и «Пролив Лонга» (порт приписки — Владивосток), на которых нелегально работали иностранные граждане. «Мыс Навагин» и «Пролив Лонга» вошли в камчатские воды по погодным условиям. В ходе проверки факт подтвердился: на судах обрабатывали рыбу граждане Индонезии и Южной Кореи (всего 51 человек). Интересно, что комсостав был русским, а чернорабочие, ночи напролёт «шкерившие» рыбу, — иностранцы.

— Ежемесячная зарплата этих рабочих составляла около 300 долларов, что для индонезийцев просто заоблачная сумма. Поэтому они признались, что были готовы плавать на этих судах годами, — добавил Алексей Николаевич. — Каждому капитану пришлось заплатить штраф порядка 2 млн. рублей. Хотя такие случаи на Камчатке крайне редки, чего не скажешь, например, про Сахалин и Приморье.

К слову сказать, некоторые мигранты с нечистой совестью порой пытаются даже убежать, завидев инспекторов, прибывших с проверкой. И им не помеха ни жидкий цемент, если они работают, к примеру, на стройке, ни глубокая река, если их пытаются задержать, например, в Паратунке.

— Когда возникает необходимость выдворения человека на родину, мы прежде всего пытаемся выйти на родственников или работодателя. Если ни первых, ни вторых на полуострове не имеется, выдворение происходит за государственные деньги, — сообщил Алексей Верещагин. — Хочется добавить, что сегодня работает единая всероссийская информационная база, в которую заносятся данные о каждом мигранте (обо всех его перемещениях и полученных документах). Злостных же нарушителей мы дактилоскопируем, а полученную таким образом информацию отправляем в УВД по Камчатскому краю.

Р.S.

В 2008 году в Камчатском крае было выявлено 1 593 нарушения в сфере миграции. Выдворено за пределы полуострова 70 иностранных граждан.

В 2009 году специалисты зарегистрировали 2 367 нарушений, а выдворили на родину 97 зарубежных гостей.

Дарья ЧЕРНЕНКО.