Власть и бизнес: трудный разговорКак бороться с незаконным предпринимательством на полуострове, сколько должен стоить проезд в автобусе в краевом центре и кто должен платить льготы, которыми государство наделило северян – эти вопросы обсуждались на очередном заседании совета в сфере развития малого и среднего предпринимательства при правительстве Камчатского края. |
«Рыльце» должно быть чистым
Обсуждения были бурными и проходили непросто. Началось заседание с обсуждения вопроса о том, как избавиться от незаконных предпринимателей, работающих в гаражах или подпольных мастерских и не платящих налоги.
Когда-то не платить налоги считалось чуть ли не геройством. Сейчас у многих появилось понимание того, что мы строим социально ориентированную рыночную экономику, а не базар. И что краевому правительству, чтобы оно могло выполнить свои функции, нужно помочь наполнить краевую казну, пополняемую в том числе и за счёт налоговых поступлений. Ведь налоги – это плата за цивилизованный образ жизни. Но о какой культуре можно говорить, если люди, которые не платят налоги, получают конкурентные преимущества перед теми, кто честно работает? Настало время, говорилось на заседании совета, начать противодействовать незаконному предпринимательству, проникшему во все сферы камчатской экономики. И к этому надо привлечь ресурсы общественных объединений и политических партий. Однако одними лозунгами и призывами с этой проблемой не справиться. Нужно разработать стратегию и тактику борьбы с незаконными предпринимателями, наладить сотрудничество с контролирующими органами. Да и у самих предпринимателей и чиновников, приступивших к этой борьбе, «рыльце» должно быть чистым.
Сколько должен стоить проезд?
Этот вопрос назревает давно. Перевозчики, обслуживающие городские автобусные маршруты, говорят о том, что городской транспорт стал убыточным, что субсидии, выделяемые региональным бюджетом, не покрывают потерь транспортных компаний, которые возникают при регулировании тарифов.
Из-за низкой платы за проезд невозможно накопить деньги на обновление автобусного парка, который очень сильно изношен – многие автобусы выпущены ещё в 1995 году. Выход транспортные компании видят в поднятии тарифов на перевозки. Пример подал Вилючинск, где проезд в автобусе с недавних пор стоит 17 руб. В краевом центре, звучало на заседании, пассажир за одну поездку должен отдавать не меньше 22 руб. Платить такие деньги, считают транспортники, горожане смогут – по данным статистики, если средняя зарплата жителей Петропавловска в 2008 году составляла 29 тыс. руб., то в 2009 году она повысилась до 36 тысяч.
Но статистика бывает разной. К примеру, по данным краевого министерства экономического развития, в Магадане проезд в городском автобусе стоит 16 руб., в Хабаровске – 13 руб., во Владивостоке – 11 руб. Петропавловск не отстаёт от соседей – здесь проезд стоит 14-15 руб. К тому же почему-то гложет сомнение, что даже после повышения проезда через какое-то время на улицах Петропавловска появятся новые, ухоженные, не отравляющие городскую атмосферу отработанными газами автобусы, за рулём которых будут сидеть профессионалы, а не «водилы», которые устраивают гонки на дорогах и постоянно курят, превращая общественный транспорт в душегубки.
Прежде чем считать деньги в чужом кармане, смогут или нет горожане платить больше за проезд в автобусах, неплохо бы также убрать с дорог незаконных предпринимателей (таких, по данным автодорнадзора, около 30 % — вот где недополученная прибыль честных компаний!), разобраться с системой автобусных перевозок – нужны ли нам дублирующие маршруты или столько автобусов, загромождающих остановки и возящих воздух вместо пассажиров? К тому же надо учесть, что когда летом 2008 года вводили тариф в размере 14 руб., его рассчитывали с учётом стоимости топлива 38 руб. за литр, а теперь тот же литр стоит 28 руб. При этом многие транспортные компании экономят на материально-технической базе, да и зарплату платят не такую уж большую людям из сопредельных с Россией стран, готовых чуть не за копейки крутить «баранку» и днём, и ночью, и в праздники, и в будни.
Разговор получился непростым. Особенно если учесть, что организацией автобусных перевозок должно заниматься не краевое правительство, а органы местного самоуправления, которым даны соответствующие полномочия. Поэтому совет рекомендовал администрации Петропавловска сформировать комиссию, которая займётся упорядочением системы пассажирских перевозок в краевом центре, а транспортным компаниям поручено сформировать экономически обоснованную заявку на пересмотр действующих тарифов.
Кто должен платить льготы?
Мы живём в регионе, для которого федеральным центром предусмотрены различные льготы – начиная от северных надбавок, районного коэффициента и заканчивая дополнительными днями отпуска и оплаты проезда к месту отдыха.
Только многие ли из камчатцев пользовались этими льготами? Вся беда в том, что с 1 января 2005 года произошло разграничение обязательств по предоставлению «северных» льгот между государственными органами власти и органами местного самоуправления и изменение источников их финансирования. В результате жители полуострова разделились на две неравные части: бюджетников, имеющих и районный коэффициент, и гарантированный проезд к месту отдыха, и тех, кто об этих благах только слышал. Если крупные внебюджетные организации могут позволить предоставлять своим работникам подобные льготы, то другие предприниматели, работающие на свой страх и риск, на это просто неспособны. Их представители на заседании возмущались, что государство сбросило на них эту непосильную ношу. Но ведь тот, кто декларирует льготы, должен их и платить. А льготы предусмотрены всем живущим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не только бюджетникам!
Но этот вопрос оказался слишком трудным, чтобы решить его с наскока на одном заседании. Ведь может так случиться, что настаивая на большем, Камчатка может лишиться и того районного коэффициента, что имеет сейчас. Поэтому информация, которая звучала на заседании, была просто «принята к сведению».