Стратегию надо доработатьВ конце прошлой недели власть и бизнес-сообщество полуострова активно обсуждали проекты стратегии социально-экономического развития Камчатского края и программы её реализации. |
Документы сюрпризов по большому счёту не преподнесли. И так всем известно, что стратегической необходимостью для нашего региона является закрепление населения на территории полуострова, чтобы форпост России не превратился в форпост иного государства, а ресурсы региона продолжали работать на нашу страну. Поскольку крепостное право отменено давно, то закрепить людей на Камчатке в приказном порядке не получится. Нужно сделать так, чтобы жить здесь стало комфортно. Для этого следует развивать базовые отрасли – рыбохозяйственный (ставший в стратегии морехозяйственным), рекреационный (въездной туризм) и минерально-сырьевой комплексы, способные стать «локомотивом» развития полуострова. Остальные отрасли должны «обслуживать» их, создавая комфортную среду обитания. Если всё это «срастётся», с Камчатки перестанут уезжать, и люди к нам потянутся. По оптимистическим прогнозам, к концу реализации задуманного в стратегии в Авачинской агломерации (включающей в себя Петропавловск, Елизово и Вилючинск) должно жить около 450 тыс. людей. И это вполне естественно, поскольку именно здесь сосредоточены транспорт и пищевая индустрия, развита социальная инфраструктура.
На этом реалии практически заканчиваются и начинается фантастика, частью просто переписанная без корректировки с подобных документов других регионов, как определили некоторые положения участники «круглых столов». Взять хотя бы развитие нетрадиционных видов транспорта – экранопланов и амфибийных судов, хотя эти виды сейчас разрабатываются и испытываются. И почему бы в будущем не использовать такие средства передвижения на полуострове, повышая его транспортную доступность?
Ещё одно положение, которое, по признанию представлявшего стратегию социально-экономического развития региона краевого министра экономического развития А.Н. Ерохина, может восприниматься с иронией, – наше процветание на фоне возрождения Северного морского пути. Хотя ирония здесь не совсем уместна – мощь ледового покрова постепенно уменьшается, и СМП становится доступнее. К тому же он короче, чем канадско-американский проект, и обезопасен от всякого пиратства. Проектом возрождения СМП заинтересовалась даже Якутия – один из наиболее устойчиво развивающихся регионов Дальнего Востока.
Согласны представители бизнеса и с тем, что на полуострове надо развивать кластеры – неформальные региональные образования. Но управление кластерными образованиями стратегией не предусмотрено. К тому же то, что планируется на перспективу в рыбохозяйственном комплексе в этом отношении, уже сделано. О необходимости создания кластера рыбопромышленники говорили ещё два года назад. И он был создан, как только был подписан документ о создании Камчатского рыбохозяйственного совета, ставшего практически органом управления рыбохозяйственного кластера. Это договор между бизнесом и властью, причём очень действенный. Кластер должен способствовать определённому прорыву в конкуренции с соседними регионами – чтобы наша рыба и продукция из неё были более качественные, и рыбопромышленники получали за неё большую цену.
Но есть в стратегии и программе положения, с которыми рыбопромышленники могут поспорить. К примеру, председатель регионального отраслевго объединения работодателей «Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки» С.В. Тимошенко считает, что заложенная в этих документах цифра вылова камчатскими рыбопромышленными компаниями в 1 млн. 700 тыс. тонн., которую нужно достичь к 2025 году, не очень реальна. Во-первых, стремительно стареет флот, к этому периоду устаревшие суда начнут активно списывать. Строить новые крупнотоннажники негде и некому. Сейчас мы только перенимаем опыт Сахалина, где создано государственное предприятие «Сахалинлизингфлот», и ежегодно выделяется по 300 млн. руб. на постройку 10 новых МРСов. Эти суда передаются пользователям, а получаемые за них средства снова вкладываются в строительство новых. Благодаря этому сахалинским рыбным компаниям каждый МРС обходится в 28 млн. руб., камчатским же, берущим для его покупки кредиты, — в 45 млн. руб.
Ещё одна проблема – водные биоресурсы сейчас не камчатские или приморские, а общероссийские. Теперь предприятию, их осваивающему, совсем не обязательно иметь регистрацию на территории, к примеру, нашего региона. Сегодня любой из них может перерегистрировать компанию хоть в Москве и ловить в наших водах. А с 2018 года, когда заканчивается срок, на который были закреплены доли квот в экономзоне, любая компания может претендовать на получение долей квот в нашем субъекте. Но о закреплении квот за регионом в стратегии нет ни слова. Нужен документ, который защитит Камчатский край путём закрепления квот как регионального ресурса, который должен работать на всё население полуострова. В стратегии должно быть гарантированное, долгосрочное закрепление водных биоресурсов за регионом: хочет предприятие уйти из субъекта – пожалуйста, но ресурсы при этом должны остаться на Камчатке.
Власть, сказал краевой министр рыбного хозяйства В.М. Галицын, готова приложить усилия, чтобы обеспечить максимальные преференции рыбопромышленникам, регистрирующимся на нашей территории, и отстаивать квоты за камчатскими предпринимателями. Но они довольно инертны – и сами не облавливают прибрежные квоты, и другим не дают этого сделать. Но если ресурсы не будут осваиваться камчатскими предприятиями, занимающимися прибрежным рыболовством, то квоты будут переведены в экономзону, где их с удовольствием освоят приморцы.
К положениям стратегии и программы развития Камчатского края, касающимся рыбохозяйственного комплекса, были и другие претензии. К примеру, нет чёткой связи между двумя этими документами, не определена динамика развития отрасли, поэтому непонятно, что хотим увидеть в 2025 году. Не акцентирована в стратегии проблема кадров для рыбацкого флота, нет ни слова о деятельности рыбоводных заводов – нужны ли они нам, и если да, то в каком виде? Ничего не сказано о резервах водных биоресурсов в Мировом океане и как мы их будем осваивать. Не увидели участники «круглого стола» и информации о том, что реально и что недоступно для камчатского судоремонта. А ведь разговор в стратегии социально-экономического развития идёт о самой главной отрасли экономики края!
Поэтому проект нуждается в серьёзной доработке. И предложения для этого должны поступить в правительство к началу июня.