Газета «Рыбак Камчатки»

Путина прошла спокойно

Минтаевая путина в Охотском море завершилась. Наступило время подводить итоги почти трёхмесячной рыбалки, считающейся одной из основных на Камчатке.

Рыбаки подсчитывают прибыль, учёные обрабатывают полученные за время промысла данные. Отчитались 18 мая о своей работе в ходе ОМЭ и пограничники.

По оценке всех членов объединённого штаба по координации деятельности территориальных федеральных органов исполнительной власти региона, при охране водных биологических ресурсов и осуществлении государственного контроля в этой сфере путина в нынешнем году прошла спокойно. Условия её проведения практически не отличались от прошлогодних. Но благодаря изменениям в законодательстве, принятым в последние два года и позволившим исправить несовершенства нормативно-правовых актов, многие причины нарушений просто исчезли. Положительно в этом плане сказалось и объединение ОДУ минтая в двух подзонах, благодаря чему тоже удалось избежать нарушений законодательства. В результате в этом году, рассказал на пресс-конференции врио начальника Северо-Восточного пограничного управления С.Ю. Сурин, отмечено всего 13 нарушений, связанных с минтаевым промыслом, касающихся в основном порядка подачи судовых суточных донесений о минтаевой икре – качественная ли она или незрелая и отправлена в переработку. Произошло это из-за внесения изменений в соответствующие правила. И после разъяснительной работы, проведённой с капитанами рыбодобывающих судов, промысел вошёл в спокойный режим.

Правда, начало путины обещало мало спокойствия. Рыбопромышленники в январе были возмущены требованиями пограничников о необходимости проходить пограничное оформление судам, следующим из Петропавловска в российские порты Дальнего Востока и тем, что пограничные власти запретили пользоваться 1-м Курильским проливом траулерам, рыбачившим в экономзоне (для чего нужно «закрыть» границу), хотя раньше они спокойно проходили этим проливом в Охотское море.

Действительно, сказал С.Ю. Сурин, в это время было недопонимание между судовладельцами и пограничниками в том, как трактовать закон. В январе эта проблема доставила определённые неудобства, и некоторые капитаны были даже привлечены к административной ответственности (в виде многотысячных штрафов) за невыполнение требований Закона о госгранице. Но говорить о том, что это сказалось на ходе путины, неправильно. После взаимного рассмотрения проблемы пограничниками и рыбопромышленниками было найдено удовлетворяющее всех решение. Суда сейчас следуют 1-м Курильским проливом, запрашивая разрешение на проход и получая его. Чуть позже был издан полностью снявший эту проблему приказ ФАР, согласно которому контрольная точка для прохождения рыбацкими судами, которая раньше находилась в 170 милях от пролива, перенесена непосредственно в сам пролив.

О том, что эта проблема не повлияла на путину, говорят и цифры. Рыбопромышленники выловили в этом году почти на 100 тыс. тонн минтая больше, чем в прошлом. Всего же к 20 апреля, когда закончилась минтаевая путина, было добыто 790 тыс. тонн минтая, или свыше 78 % от общего допустимого улова. За период контроля специализированного промысла минтая в январе-апреле рассмотрено 167 дел об административных правонарушениях, возбуждённых за нарушения природоохранного законодательства, сумма штрафных санкций составила более 57 млн. руб. Из них 13 дел об административных правонарушениях возбуждено в отношении осуществлявших специализированный промысел минтая, по которым сумма штрафов составила 13 млн. руб. Возбуждено 9 уголовных дел, из них 4 – в отношении судов, осуществлявших промысел минтая (СТР «Восточная звезда», БМРТ «Дмитрий Пащенко», РШ «Веста», РС «Песчаный»). В доход государства конфисковано 5 судов рыбопромыслового флота, из них 1 – судно, осуществлявшее добычу минтая в Охотском море. Изъято 3,8 тонны икры минтая.

Контроль за промыслом вёлся жёсткий. По словам С.Ю. Сурина, проверялись практически все перегрузы. В районах промысла находились совместные патрульные группы со специалистами Росприроднадзора, Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства, краевого УВД и других органов, входящих в объединённый штаб и отвечающих за сохранность водных биоресурсов. В течение всей путины в море действовала рабочая группа в составе инспекторов Госморинспекции, аппарата СВПУ и научного сотрудника КамчатНИРО. Они собирали данные промысловой статистики и биологические материалы о вылове минтая на Западно-Камчатском шельфе. Эти данные позволят впоследствии более адекватно и качественно давать прогнозы возможности промысла минтая в ближайшие годы.

В целом, как сказал С.Ю. Сурин, цель по защите природных ресурсов камчатских морей, которую перед собой во время проведения Охотоморской минтаевой путины ставили контролирующие органы, можно считать достигнутой.

Максим ТРУШ.