Г. Греф -"папа" аукционов и браконьерстваВ этом году пройдёт 10 лет с момента выхода постановления правительства № 1010, за которым последовал соответствующий приказ минэкономразвития «Об организации обеспечения проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов». |
Рыбная промышленность России до сих пор не оправилась от последствий, повлёкших за собой введение аукционов. По словам президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева, идею внедрения продажи права на добычу водных биологических ресурсов на аукционах тогда подсмотрели в двух европейских странах, где некоторые водные биоресурсы прибрежного вылова выставлялись на аукционы для кооперативов. Кстати, совокупный вылов этих государств не превышал полумиллиона тонн, – уточняет Герман Зверев. Однако этот опыт в России решили распространить на всю рыбодобычу. В итоге всё закончилось громадными финансовыми потерями и невиданным всплеском браконьерства. Именно с этих аукционов и началась хищническая добыча икры минтая, с которой мы едва-едва справились, – отмечает президент Ассоциации добытчиков минтая. – Это очень поучительный урок для тех, кто и сейчас предлагает применить в российской действительности плохо изученные практики зарубежного управления рыболовством.
Аукционы в качестве инструмента наделения квотами на вылов были отменены под массированным давлением рыбаков лишь к 2004 году, когда был принят другой механизм распределения лимитов – по историческому принципу. Однако за время действия аукционов в отрасли произошли необратимые изменения, которые сегодня должны предостеречь приверженцев радикальных изменений механизма наделения квотами пользователей, например, сторонников введения «квот под киль».
Ассоциация добытчиков минтая намерена широко отметить юбилейную годовщину введения аукционов на водные биоресурсы. «Мы готовим доклад «Российское рыболовство: уроки непродуманных реформ», – сообщил Герман Зверев. Доклад будет включать историческую справку, статистические и аналитические материалы. В частности, в нём отмечено, что когда правительство предприняло «кавалерийскую» атаку на рыбную отрасль в 2000 году, Герман Греф предложил радикальное решение – продавать права на добычу водных биоресурсов на аукционах. По версии инициатора, «аукционы должны были повысить прозрачность системы распределения биоресурсов, уменьшить уровень браконьерства и нелегальных оборотов, повысить эффективность борьбы с коррупцией в среде чиновников, распределяющих квоты».
Как свидетельствуют данные, приведённые в докладе АДМ, первый лот на колючего краба в 14 тонн был продан по цене, в 45 раз превышающей стартовую ставку (позднее зафиксировали случай превышения предложенной цены в 75 раз). Более крупные крабовые лоты (в 55 и 100 тонн) были раскуплены в среднем с трёхкратным превышением первоначальных цен. В ожесточённой борьбе с молотка пошли все 187 крабовых лотов. На первых аукционах в феврале-марте 2001 года особой популярностью пользовались лоты на минтая, за которые иностранные участники платили намного дороже, чем могли себе позволить российские компании. Платежи за квоты составили за 2000-2004 годы 47,5 млрд. рублей, т.е. примерно 9,5 млрд. рублей в год. Для сравнения, ежегодная официальная выручка отрасли от продаж в эти годы составляла 80 млрд. рублей, поэтому «отбить» такие затраты можно было только браконьерским ловом.
Напомним, что практика регулярных докладов по экономике рыболовства стала традиционной в Ассоциации добытчиков минтая. В марте был сделан доклад по итогам финансового состояния отрасли за 2009 год. В апреле – доклад по итогам Охотоморской минтаевой путины.