Рыбаки от БогаВ традициях ЗАО «Акрос», который в мае готовится отметить тридцатипятилетие, всегда с особой почтительностью относятся к ветеранам производства. И в эти праздничные дни люди, оказавшиеся у истоков создания предприятия, конечно, находятся в центре внимания своих коллег. Свидетели истории современного рыболовецкого предприятия, преуспевающего в условиях нынешней Камчатки, активные её участники, многое могут вспомнить и рассказать они сегодня продолжателям своего дела. Да, впрочем, и всем, кто неравнодушен к «славному прошлому» нашего полуострова. Вот воспоминания, которыми они делились в канун предыдущего юбилея – 30-летия предприятия. |
Устроиться на работу в Акрос сложно было всегда
Иван Гаврилович Коваленко, почётный гражданин Петропавловска-Камчатского, много лет проработал председателем горисполкома. Первый руководитель Камчатского межколхозного производственного объединения (КМПО), с образования которого началась биография Акроса:
- Это было в 1974 году. Я тогда работал в обкоме партии заведующим отделом предприятий местного подчинения и торговли области. К тому времени, как мне предложили взять на себя руководство объединением, на той должности я «продержался» около года. 1-м секретарём обкома КПСС был тогда Дмитрий Иванович Качин, он и все секретари собрались для разговора со мной. Я, кстати, только потом, пять лет спустя, узнал о том, что моя кандидатура рассматривалась по счёту шестой. Пятеро до меня отказались занять эту должность. Разные причины находили для отказа…
Оно и понятно, положение тогда было такое… страшное дело! Я только, помню, спросил: «Помогать мне будете?», потому что знал: ситуация очень сложная. Я ведь в колхозах начал работать с 1937-го. В сельскохозяйственных, рыболовецких коллективах трудился, поэтому представлял, что это такое. Но думал: столько рыбаков на Камчатке, столько воды! – значит, общими силами можно ситуацию поправить.
Действительно, тогда было просто необходимо создавать объединение и следом – Управление промысловым флотом, так как требовалось чёткое централизованное руководство во всех направлениях деятельности. И если бы руководство это по-прежнему отсутствовало, то через 2-3 года колхозная Камчатка обязательно потеряла бы весь среднетоннажный флот. Ведь за долги по кредитам нужно было рассчитываться.
Условия работы с каждым годом становились всё тяжелее и тяжелее: возникали проблемы с материально-техническим обеспечением, ремонтом судов, их обслуживанием и эксплуатацией. Росли затраты, долги. Поэтому надо было увеличивать объёмы добычи, повышать эффективность работы каждого парохода. Явно не хватало централизованного управления в распределении лимитов, в вопросах эксплуатации и регулирования промысла. Все капитаны судов соглашались с этим.
Правда, в колхозах были тогда противники его создания, которые дальше своих кабинетов ничего не видели. Я не имею в виду, конечно, колхоз им. Ленина, который сохранил свою самостоятельность, у него была своя производственная база, а значит – и основания для этого.
Хочу отметить, что Юлиан Давыдович Правник и Сергей Иванович Новосёлов предлагали создать управление в тот же год, когда было организовано КМПО. Тогда я, мои заместители, весь аппарат, работники обкома, Дальрыба не придали серьёзного значения этому предложению. Но вскоре задумались: не допустили ли какую-то «ляпу»?
Зато когда в 1978 году управление начало свою работу, у нас уже был устав, отработанное положение, которое предусматривало колхозную, а значит – прогрессивную систему оплаты труда. Настолько чётко всё было подготовлено, что начиная с 1978-го в течение всех лет существования объединения, а потом Акроса, система стимулирования работала и продолжает работать.
Главным «закопёрщиком» в создании объединения был Зиновий Моисеевич Эвентов, помогали ему в этом Борис Лаврентьевич Блажко и все остальные. Деятельность объединения строилась на основе государственных законов, положений о совхозах, колхозах, госпредприятиях, уставах коллективных хозяйств. Устав объединения и положение Управления промысловым флотом вобрали в себя все самые эффективные и полезные направления и нормы, позволяющие создать условия для полноценной работы, для получения максимальных заработков, для создания материально-технической базы.
Эти документы в итоге дали нам возможность свободно распоряжаться своей собственностью в системе колхозов, межколхозного объединения и УПФ. Мы могли сотни вопросов решать самостоятельно! Один звонок начальника – и всё сделано! Будь то вопросы оплаты труда, материального поощрения, строительства… да практически чего угодно. В государственной промышленности все эти вопросы решались гораздо тяжелее.
Кто-то может подумать, что жили мы тогда при капитализме. Но это не так. Капитализм, я вам скажу, – это халява. Многие свой бизнес на ворованном строят, а у нас никто ничего не воровал. Да, много получали и матросы, и капитаны, но они зарабатывали свои деньги адским трудом! Объединение просто давало им такую возможность.
У нас был хозяйственный подход к делу, поэтому все наши работники были заинтересованы в том, чтобы вместе трудиться на общее благо, вот почему нам удалось многого добиться. А сегодня есть Акрос, преемник нашего объединения, и его коллектив – продолжатель наших традиции. Для нас, тех, кто «заварил кашу», это, конечно, очень важно.
Все правильно поняли
Юлиан Давидович Правник, пришёл в КМПО «с кресла» председателя колхоза «Красный труженик». В объединении долгое время возглавлял организационный отдел:
- Вот называют футболистов: Пеле, Марадона, Стрельцов… Говорят, талант у них от Бога. А к нам, в КМПО, работать пришли рыбаки от Бога. Я вспоминаю, например, своих капитанов, которые перешли в объединение из «Красного труженика»: Евгения Чайку, Юрия Поморцева. Капитаны Аслан Кайчуев, Николай Чурин, Михаил Мулляр до сих пор работают в Акросе, всех не перечислишь. Их имена гремели далеко за пределами Камчатки.
Я, конечно, не хочу сказать, что в других организациях рыбаки были хуже, но в КМПО действительно шли самые квалифицированные, надёжные кадры, люди, преданные своему делу и общим задачам объединения. Да и материальная заинтересованность, безусловно, играла важную роль. Труд оплачивался достойно, поэтому и производительность у нас была высочайшая, чуть ли не самая высокая в Советском Союзе!
Хотя, когда объединение только начинало создаваться, не все колхозы шли в него с охотой. Скажем, большинство рыбаков Корякии были против объединённого флота, а такие, как «Красный труженик» и «Октябрьской революции», – за. Многое зависело от того, какая производственная база была тогда в каждом конкретном колхозе. Но когда вопрос решался и некоторые высказывались против объединения, на заседании пленума обкома выступил Дмитрий Иванович Качин. Он сказал, что «с таким подходом к делу можно и беспартийным остаться». Все тогда поняли его правильно и проголосовали «за».
Так началась работа по объединению. Потом, когда все вместе мы начали развиваться, когда начался интенсивный лов иваси, КМПО помогало колхозам, впавшим в бедность. Тогда все и поняли, наверное, что объединяться было необходимо.
Позднее наладилась стабильная работа, и мы могли не только о себе заботиться: финансировали строительство лыжной базы на Морозной, проложили улицу от КП до завода, построили школу в Эссо, много жилых зданий, помогли открыть зоопарк в Елизово. Так что вместе мы оказались силой!
Флот собрать, колхозников объединить!
Анатолий Григорьевич Титов, ветеран Великой Отечественной войны.
В КМПО долгое время руководил службой безопасности мореплавания:
- В 1971 году 16 рыбаков погибли на PC «Хариус» колхоза им. В.И. Ленина. Когда этот трагический инцидент обсуждали на заседании бюро обкома, партийные руководители задались целью укрепить систему рыболовецких колхозов кадрами из промышленности. Из Камчатрыбпрома перешёл в Рыбаксоюз Борис Лаврентьевич Блажко. Он и меня «перетащил». С нами пришли Рязанов, главный инженер Климов…
Аттестаций и ежегодных проверок нормальных тогда не было, судовладельцы находились в одном месте, судоремонтные базы и службы, обеспечивающие работу флота, – в другом. Вот тогда и было принято решение: флот собрать, колхозников объединить.
А потом уже приезжали к нам из других бассейнов с проверками. Такой случай был: приехала комиссия из Севрыбы и, как всегда, начала работу с проверки соблюдения правил безопасности мореплавания, организации службы и т. д. Пришли на СРТМ, капитаном которого был Иван Николаевич Пузаков: «Ну-ка, сыграйте общесудовую тревогу!». Все члены экипажа быстренько разбежались, всё как надо сделали. Здорово, говорят, у вас тут всё налажено. «А сколько у вас матрос получает?», – спрашивают. Ну, а матрос за рейс получает 10 тысяч. «За такие деньги любой бы побегал!».
Этот случай скорее можно отнести к разряду исторических анекдотов, а вот то, что работали, как проклятые, – истинная правда. Многих и многих хотелось бы назвать, но приведу лишь один пример, характеризующий тогдашнее отношение к работе. Капитан Кайчуев не мог не выполнить плана даже в самые тяжёлые времена, иначе бы он просто заболел. Человек никогда не искал оправданий – ни в плохой промысловой, ни в погодной или ледовой обстановке. Для него всегда существовали только субъективные факторы неудач и прежде всего – он сам. В таком режиме Аслан Рамазанович работает уже 41 год, дай Бог ему здоровья.
В общем, народ держался, дисциплина была. Люди тогда приходили к нам ответственные, преданные, профессионалы. Да и сегодня в Акросе, как говорится, кадры решают всё.
Записала Ольга ГОРБИКОВА («РК» № 16, 2005 г.)