Рыбы хватит всем - говорят представители КМНС, если её ловить не по-браконьерски3 июня представители коренных народов Камчатки собрались на чрезвычайный съезд. Наболевших вопросов, которые обсуждали 142 его участника, было несколько. |
Этот съезд начался на фоне ухудшающегося положения коренных народов во всех регионах России, заметил приехавший на Камчатку 1-й вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ Павел Суляндзига. В последнее время федеральные власти принимают ряд мер по улучшению ситуации: принята концепция устойчивого развития коренных народов, разработана методика возмещения ущерба, нанесённого местам традиционного проживания и природопользования промышленными компаниями.
Но эти меры пока не дают ощутимых результатов. Среди коренных народов России отмечается высокий уровень смертности и самоубийств, доступ их к медицинскому обслуживанию, образованию и другим социальным благам продолжает оставаться ограниченным. На это накладывается проблема реализации прав коренных народов на традиционное природопользование.
Введение конкурсов на рыбопромысловые участки для КМНС только ухудшает их положение. Ведь доступ к территориям традиционного природопользования и ресурсам позволил бы укрепить экономический потенциал родовых общин, поддержать малый и средний бизнес аборигенов. Без этого коренные народы будут поставлены на грань выживания. При этом в России, где живут сотни национальностей и этнических групп, нет системного подхода к работе с ними. 2 человека на всю страну, занимающиеся проблемами КМНС, – это слишком мало (для сравнения: в министерстве по делам индейцев в Канаде работают 3,5 тысячи человек).
Во многом эти проблемы характерны и для нашего полуострова. Но есть у нас и свои особенности. Одна из них – нерешённый вопрос об особом статусе Корякского округа в составе Камчатского края.
Уже более трёх лет, как наш субъект включает в себя районы бывшего КАО, объединившиеся с районами Камчатской области и закрепившие за собой особый статус. Но до сих пор жители округа не понимают, в чём же он состоит. Не понимают этого и власти ни в Петропавловске, ни в Москве.
Законом об образовании края было предусмотрено создание на его территории административной единицы с особым статусом, но ни в федеральном законодательстве, ни в уставе края нет разъяснений, что же это такое. Надежды на то, что сразу после воссоединения двух субъектов полуострова в единый край жить станет легче, не оправдались. По словам А.С. Дроздова, от КАО краю достались огромные долги. 6 млрд. руб., ежегодно выделяемые для округа, далеко не все проблемы могут решить.
Тем временем положение жителей здесь продолжает ухудшаться. Главный индикатор этого – здоровье, которое во многом зависит от питания. Только один факт: десяток яиц в Палане и Каменском стоят 180 руб., а в отдалённые сёла и посёлки они и вовсе не попадают.
Корякский округ по-прежнему остаётся труднодоступным. Не у многих его жителей найдётся 37 тыс. руб., чтобы побывать в краевой столице (а для тех, кто не имеет прописки в округе, цена увеличивается до 50 тыс. руб.). Управление юстиции в округе закрыто, и чтобы зарегистрировать предприятие или внести изменения в документы, нужно добираться до Петропавловска. С такими ценами это просто нереально.
Если на съезде при обсуждении этого вопроса представители коренных народов были согласны с тем, что нужно совместно действовать, чтобы сформулировать понятие «особого статуса» Корякского округа и наполнить его конкретным содержанием, то обсуждение другого вопроса, благодаря которому съезд и стал чрезвычайным, оказалось гораздо более эмоциональным.
Связан он с принятым 17 февраля этого года депутатами краевого Заксобрания обращении к министру регионального развития РФ Виктору Басаргину с просьбой изменить распоряжение российского правительства № 631, которым утверждён перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Если раньше лишь 6 районов края были отнесены к территориям традиционного проживания народов Севера (Алеутский, Быстринский, Тигильский, Олюторский, Пенжинский и Карагинский), то с мая 2009 года в перечень были включены 14 муниципальных образований.
Казалось бы, наконец аборигены получили в распоряжение всю Камчатку. Испокон веков жившие здесь народы добывали рыбу и морского зверя, собирали дикоросы и охотились в лесах. Причём делали это со всем уважением к природе-кормилице, сохраняя животный мир полуострова для будущих поколений. Но, по словам представителей региональных властей, то ли камчатский губернатор перестарался, не согласовав свои действия при подготовке распоряжения № 631 с Заксобранием, то ли этот документ был принят слишком поспешно, но он нуждается в корректировке, потому что вместе с включением всей территории Камчатки в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на полуостров пришли и проблемы.
Действующее российское законодательство предусматривает ряд льгот и преимуществ для представителей КМНС, в том числе осуществлять рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка, без разрешительных документов, а также без ограничений и учёта вылова. На Камчатке это вылилось в неконтролируемый рост родовых общин представителей коренных народов, почувствовавших в крови «зов предков», и тех, кто имел других предков, но не прочь встать в ряды КМНС, чтобы воспользоваться такой ситуацией. К рекам пришли люди не только с удочками или традиционными орудиями лова. Многие, не имея никакого отношения к коренным народам, в путину 2009 года ловили тихоокеанских лососей без всяких ограничений сетками, причём проконтролировать это было сложно. Чтобы «защитить права КМНС от недобросовестных людей», краевые парламентарии попросили главу минрегионразвития вернуться к прежнему положению вещей, когда к местам традиционного проживания относилось только 6 районов Камчатки.
Это вызвало волну протеста коренных народов полуострова. Конечно, есть люди, прикрывающиеся вывеской коренных народов, и недобросовестные аборигены, которые грабят природные богатства Камчатки. Но нельзя же все народы, которые проживают здесь сотни лет, зачислять в браконьеры и «лечить болезнь» хирургическим путём. Ведь районы, оказавшиеся за рамками перечня территорий традиционного проживания аборигенов, не попадут под действие концепции устойчивого развития КМНС, федеральных целевых программ, не получат возмещения ущерба от промышленных компаний, заинтересованных в разработке камчатских недр. А бороться с негативными проявлениями можно и другими способами. Есть регистрационные органы, которые могут отслеживать «неправильные» родовые общины, есть контролирующие органы, отлавливающие браконьеров, работающих под аборигенов.
В конце концов, сами депутаты краевого Заксобрания имеют право инициировать такие нормативно-правовые акты и изменения в уже существующих законах, которые позволили бы коренным народам (составляющим гордость Росси) жить и развиваться, а не сводить их деятельность к танцам на различных праздниках и презентациях. Ведь не надо забывать, что те же родовые общины – это предприятия малого бизнеса, зачастую единственные, где могут работать представители коренных народов Камчатки, живущие в посёлках. Они могут продавать добытую рыбу и продукты её переработки дешевле, чем это делают промышленные предприятия (порой скупающие за копейки сырец у коренных народов, а на рынке продающие за сотни рублей), и, естественно, платить налоги. При этом обиженными не должны остаться и старожилы Камчатки, несколько поколений которых жили на полуострове и вели практически такой же образ жизни, как и аборигены. Рыбы хватит всем, говорят представители КМНС, если её ловить не по-браконьерски.
Чтобы внести в правительственное распоряжение № 631 изменения, согласованные с правительством края, депутатами и представителями КМНС, осталось мало времени – всего месяц. Для этого на съезде были выбраны представители коренных народов края, которые должны войти в согласительную комиссию. Работа чрезвычайного съезда будет приостановлена на срок, пока она работает над проектом этих изменений.