Аквакультура сделала шаг вперед. Но преград на пути ее развития остается немалоПрезидент Дальневосточной ассоциации «Аквакультура» Александр ПЛАТОНОВ. |
– Александр Григорьевич, как бы вы охарактеризовали первый конкурс по закреплению участков для марикультуры?
– Конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства в отношении водных биоресурсов внутренних морских вод и территориального моря РФ в Приморском крае прошел в полном соответствии с постановлением Правительства № 136 от 14 февраля 2009 г. Дальневосточная ассоциация «Аквакультура», конечно же, не могла остаться в стороне от подготовки к столь важному событию. Мы провели специальное совещание с участием специалистов Приморского теруправления Росрыболовства (именно оно выступало организатором конкурса), на встрече руководители хозяйств получили подробную информацию о нюансах процедуры, подготовке документов. Мы предлагали предпринимателям: прежде чем подавать бумаги, приносите их сюда, в Ассоциацию, – вместе посмотрим, проверим еще раз. Те, кто охотно советовался с Ассоциацией, консультировался, в большинстве своем успешно прошли процедуру. Однако 17 предприятий из 40 лишились возможности стать конкурсантами из-за несоблюдения требований конкурсной документации. По этим причинам «выбыли из игры» и потеряли свои участки и некоторые действующие хозяйства марикультуры.
– Что им теперь остается делать?
– А ничего не остается, сворачивать свой бизнес или договариваться с тем, кто приобрел участок. Зачастую это результат самонадеянности, это люди такие, как бы волки-одиночки, они сами по себе, не состоят ни в Ассоциации, ни в каком-либо другом объединении. И нам, в принципе, таких и не жалко.
В конкурсе участвовали и новые предприятия, которые только начинают заниматься аквакультурой, и те, кто в этом бизнесе уж не первый год. Новичкам, конечно, непросто было конкурировать с опытными компаниями. Однако стоило завершиться первому конкурсу по закреплению участков для марикультуры в Приморье, как почти сразу же – 27 апреля – стартовал следующий. В нем смогут попытать счастье те предприятия, которым не повезло в первый раз, среди них и две компании, которые входят в состав Ассоциации. Мы просмотрели документы, которые они подготовили. Надеемся, что все наши хозяйства получат свои участки. По моему мнению, компаниям, не оставшимся в стороне от профессиональных союзов, значительно легче пройти конкурсную процедуру.
– Как отразится проведение конкурсов на секторе аквакультуры?
– С 2003 г. с отменой постановления губернатора Приморского края хозяйства фактически были бесправными. Они вроде бы и имели воду, но не могли развиваться. Мы долго ждали закрепления в любой форме морских участков для аквакультуры. Теперь предприятия могут сроить планы, и финансовые – прежде всего. Раньше как? Я вкладываюсь сегодня и не знаю: вдруг через год придут и отберут у меня участок. Правда, можно было получить лицензию на водопользование, но как-то не считалась она у нас имеющей силу.
Особо подчеркну тот факт, что участки закрепляются за пользователями на 20 лет: если учесть, что 3-4 года уходит на выращивание любого объекта, то, конечно, я вижу, что за 20 лет я смогу развиться, встать на ноги. 20-летний срок действия договора очень важен, потому что аквакультура – это, прежде всего, сроки выращивания.
На мой взгляд, процедура конкурса по закреплению участков для товарного рыбоводства не нуждается в особых изменениях. Считаю, что закрепление акватории даст определенный толчок развитию марикультуры. Сейчас для предприятий – замкнутый круг: на рынок активно выйти не можем, поскольку нет объемов, а объемов нет, поскольку не развивались и рынка не знаем. Пока нет возможности произвести в год даже 1 тыс. тонн гребешка, мидии выращивается примерно 10 тонн, морской капусты – мизер. И рынок вроде есть, внутренний в том числе, а мы не можем ничего предложить. Нам говорят: «Поучаствуйте в выставке». С чем туда идти, на эту выставку? Однако, я думаю, после закрепления участков положение изменится. Сейчас все больше и больше появилось бизнесменов, которые хотели бы вложиться именно в марикультуру, потому что видят: хороший финансовый результат можно получить, если все правильно организовать. Во всем мире сейчас большой спрос на гребешка, на трепанга, есть где развернуться.
– Какие еще вопросы необходимо решить для успешного развития марикультуры?
– Прежде всего, не решена проблема с побережьем. Почему не сказали: хозяйство марикультуры должно иметь не меньше гектара земли на берегу, чтобы можно было прийти и легко оформить землю?
Государственная поддержка сектора аквакультуры пока работает не слишком успешно. Одно предприятие взяло субсидию в банке, теперь не знает, как побыстрее ее выплатить. Государственный банк должен был сделать все, для того чтобы предприятие быстрее заработало. Так он, наоборот, на год ему вообще остановил кредитование! Нужно облегчить налоговое бремя хозяйствам, занимающимся разведением гидробионтов, на три года освободить от уплаты налогов только что открывшиеся предприятия, чтобы они могли подняться, встать на ноги.
Остаются и вопросы к постановлению Правительства № 136 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора». Отмечу, что неприемлем в качестве критерия оценки и сопоставления конкурсных заявок размер платы за предоставление промыслового участка, ведь это благодатное поле для коррупции.
Непонятно также, почему в конкурсную комиссию не включили никого из рыбацкой общественности. Есть представители Приморского теруправления, администрации Приморского края, Федеральной антимонопольной службы, ТИНРО-Центра, но представителей аквакультуры нет.
На этом список проблем не заканчивается – его легко продолжить. Необходимо закрепить право собственности на изъятие выращенной продукции. Остро ощущается недостаток современных, эффективных технологий в области разведения и выращивания гидробионтов. Если сравнить урожайность, допустим, наших плантаций и канадских, наша ни в какое сравнение не идет. Мы всего 440 кг продукции с гектара получаем. Они – до 10 тонн, в зависимости от объекта выращивания. Опять же, наши технологии должны не только повышать урожайность, но и соблюдать природный баланс, ведь на определенной площади можно вырастить безболезненно лишь определенное количество особей.
– А как обстоят дела с законом об аквакультуре?
– Закон об аквакультуре… О нем отдельный разговор. Беспокоит, что выйдет закон, который просто не позволит предприятиям развиваться. Чиновники, особенно, например, чиновники от науки, все время держатся за то, чтобы быть контролерами.
Так, законопроект, разработанный Росрыболовством, предусматривает, что хозяйство должно получить разрешение на добычу гидробионтов, выращенных при пастбищном рыбоводстве. Это абсолютно против логики и против здравого смысла! Ведь крестьянин не испрашивает разрешения на то, чтобы собрать урожай со своего поля. Не спрашивает, сколько он может скосить – все поле или только половину. Предприятия марикультуры считают, что в их случае не должны действовать правила рыболовства.
Судьба закона об аквакультуре пока весьма туманна. Был проект Министерства сельского хозяйства. В принципе, он нас устраивал: написан достаточно лаконично, но все то, что нам на сегодня нужно, в нем было. И мы предлагали сначала вообще его не трогать. Через некоторое время появился новый законопроект, подготовленный Росрыболовством. Оно уже разрабатывало один проект, который представители аквакультуры сразу отвергли как неприемлемый. Во втором проекте федерального агентства общественность нашла некоторые рациональные моменты, правда, высказала замечания по поводу попытки распространить правила рыболовства на пастбищное рыбоводство. Но и с этим проектом – опять тишина. Не ясно, какой же именно вариант ходит сейчас по властным кабинетам – Минсельхоза или Росрыболовства. В начале 2009 г. меня включили в рабочую группу Госдумы по разработке законопроекта, однако на заседание группы ни разу не вызывали, отчего возникает подозрение, что она еще не собиралась вовсе.
Вообще, на мой взгляд, аквакультура пока не представляет для государства большого интереса. Уверен, оно должно повернуться к марикультуре «лицом». Закрепление участков – это шаг вперед, но это еще полдела, а что дальше? Вопрос остается открытым.