Браконьерские миллиардыПолпред улетел, проблемы остались. |
Из-за браконьерства и коррупции только в сфере рыбодобычи на Дальнем Востоке государство ежегодно теряет около 1 млрд. долларов. В 2007 году ущерб составил 900 млн. долларов, годом позже – уже 1,2 млрд., в кризисном 2009-м – 800 млн. долларов. Столь впечатляющие цифры озвучил полномочный представитель президента в ДВФО Виктор Ишаев на совещании в Петропавловске-Камчатском.
Совещание, проведенное полпредом совместно с замгенпрокурора РФ по Дальнему Востоку Юрием Гулягиным и камчатским губернатором Алексеем Кузьмицким, посвятили противодействию коррупции. Наиболее острая тема здесь в силу специфики региона – вылов водных биоресурсов.
Несмотря на ряд мер, принятых против браконьерства, огромное количество рыбы по-прежнему отправляется прямиком за рубеж, не декларируясь в российских портах. По словам Ишаева, сравнительный анализ данных об экспорте водных биологических ресурсов Федеральной таможенной службы России и таможенной статистики министерства финансов Японии показывает: цифры не просто не совпадают, а катастрофически расходятся. Например, по данным российской таможни, в первом квартале 2010 года за рубеж было вывезено 7,4 тыс. тонн морепродукции, тогда как в соответствии с японской таможенной статистикой из России в Японию ввезли 27 тыс. тонн. В 2007 году эти данные расходились в 5,3 раза, в 2008-м – в 5,1 раза, в 2009-м – в 2,6 раза. Выходит, что в год государство теряет на этом направлении порядка 1 млрд. долларов.
Ишаев подозревает в нечистоплотности не только рыбаков, но и ряд госструктур, регулярно сообщающих об уничтожении конфиската – незаконно добытой продукции: «Я не верю, когда мне докладывают о том, что сожгли 30 тонн мороженой осетрины. Как можно сжечь такое количество мороженой рыбы – не представляю. Нужно разбираться не только с браконьерами, но и с теми, кто сжигает и докладывает». Полпред убежден, что столь масштабное воровство рыбы и марикультуры не может происходить без сговора браконьеров с контролирующими органами. «Коррупция и браконьерство – взаимосвязанные понятия, – заявил Виктор Ишаев. – Я понимаю, что в нашем обществе воруют, но не в таких же масштабах! Пора это прекращать».
В ведомстве Юрия Гулягина отмечают, что на Камчатке прокуратурой больше всего преступлений коррупционной направленности выявлено именно в рыбодобывающей отрасли, однако «по-прежнему отсутствуют результаты их расследования в отношении высокопоставленных должностных лиц и руководителей коммерческих организаций». Практически отсутствует зарегистрированная коррупционная преступность в отдаленных от Петропавловска-Камчатского муниципальных образованиях края, также отмечают представители прокуратуры. Гулягин поручил Камчатской краевой прокуратуре в десятидневный срок подготовить совместно с другими ведомствами предложения по усилению борьбы с коррупцией. Со своей стороны, Виктор Ишаев пообещал доложить о масштабах «рыбной коррупции» в округе президенту страны Дмитрию Медведеву. И заверил, что попросит последнего посвятить одно из заседаний Совета при президенте РФ по борьбе с коррупцией именно дальневосточным браконьерским делам.