Судовладельца надо заинтересовать, а не заставлятьПредложения по стимулированию строительства судов рыбопромыслового флота премьер-министру Владимиру Путину направили члены Союза рыбопромышленников Запада. |
Как уточнили во Всероссийской fссоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, во многом эти предложения перекликаются с позицией ВАРПЭ. Единство подходов просматривается в отмене схемы «квоты под киль», восстановлении права пользования услугами иностранного судостроения, развитии системы лизинга и господдержки, а также в необходимости создания экономических, а не административных стимулов строительства флота на отечественных верфях.
Ситуация, в которой оказались рыбаки Западного бассейна и, в частности, рыбопромысловый флот Калининградской области, характеризуется тем, что в период реформ в стране рыбопромысловый флот был вынужден остаться за границами вод России и работать в зонах иностранных государств и в районах международных конвенций. Согласно условиям международных соглашений эти суда должны ежегодно подтверждать свою дееспособность по освоению выделенных квот в объеме 250 тыс. тонн. В противном случае иностранные коллеги вправе рассчитывать на неосваиваемые объемы и их перераспределение в свою пользу.
«Действующим устаревшим флотом мы сможем работать не более 5 лет, и за этот период должна произойти замена старого флота на новый», – отмечают в письме члены Союза рыбопромышленников Запада.
Обсуждая предложения Росрыболовства по стимулированию строительства рыбопромыслового флота на российских верфях, западники, в частности, отмечают, что изначально тема судостроения масштабна, в ней принимают участие крупные финансовые организации, судостроительные заводы, потенциальные поставщики комплектующего оборудования и т.д.
«Понятно, что каждый из них в решении данного вопроса ищет только свою выгоду. И совершенно не случайно расчетная стоимость одного судна российского проекта длиной
112 м составила 120 млн. долларов. Это на 50 % выше зарубежных аналогов. Совершенно очевидно, что вариант строительства судов за рубежом более привлекателен и надежен», – делают вывод представители объединения.
Также рыбаки негативно воспринимают позицию Росрыболовства в отношении применения схемы так называемых «квот под киль», которыми предлагается наделять суда, построенные на российских верфях. Члены союза рассматривают это «как посягательство разрушить уже сложившуюся стратегию развития отрасли, в основе которой лежит незыблемый принцип сохранения механизма распределения долей (квот) предприятиям (по историческому принципу)».
Нельзя, по мнению рыбаков, устанавливать «запрет осуществления рыболовства на судах свыше определенного в установленном порядке нормативного срока эксплуатации за исключением судов, в отношении которых произведен ремонт и (или) модернизация на российских судостроительных предприятиях». Как отмечают члены союза, нормативные сроки эксплуатации предусмотрены только для исчисления амортизации судна, его техническое состояние по годности к мореплаванию определяется классификационным обществом (РМРС), а наличие действующих документов должно давать судну право работать на промысле. Эффективнее в этом плане «установить запрет включения вновь приобретаемых судов рыбопромыслового флота иностранной постройки старше 30 лет в государственный рыбохозяйственный реестр».
Таким образом, уверены рыбаки, будет поставлен заслон для пополнения флота за счет старых, неэффективных судов иностранной постройки, аналогично мерам по автомобильному рынку.
Кроме того, в письме отмечается необходимость продления договора закрепления долей дополнительно на 12 лет с момента закладки киля для компаний, строящих новый флот, поскольку при формировании инвестиционного бизнес-плана срок окупаемости судна будет больше, чем текущий срок закрепления долей квот.
В любом случае, уверены члены союза, «судовладелец должен иметь право выбора места строительства как на российских, так и на зарубежных верфях. При этом российскому судовладельцу законодательно надо гарантировать предоставление права плавания под флагом РФ. Таможенные режимы должны быть одинаковы для флота, построенного на российских и иностранных верфях. А для стимулирования строительства в России правительство должно использовать механизм субсидий».