Рыбоводные заводы кормят браконьеров?Браконьерство — причина и следствие работы лососевых рыбоводных заводов на Камчатке. Между тем, федеральная программа предусматривает расширение сети заводов на реках, находящихся под браконьерским прессом. |
Из-за возрастающего уровня браконьерства многие реки Камчатки остались фактически без рыбы. Особенно пострадали водоемы, расположенные вблизи населенных пунктов и автомобильных дорог. Так практически опустели бассейны рек Авача, Паратунка, Большая, Малка. Панацеей для опустевших рек стали лососевые рыбоводные заводы. На сегодняшний день на них воспроизводятся все основные промысловые виды лососей, за исключением горбуши и кеты.
«На Камчатке функционирует 5 рыбоводных заводов, еще два будут построены на реке Большая к 2014 году», — сообщил Григорий Ставенко, главный специалист-ихтиолог ФГУ «Дирекция лососевых рыбоводных заводов».
Между тем, ответить на вопрос о количестве возвращающейся на нерест «заводской» рыбы никто не может. Во-первых, несмотря на то, что в последние годы выпускаемую с завода молодь метят по специальной методике, отсутствует программа по мониторингу возврата. А во-вторых, как подсчитать возврат, когда большая его часть попадает в сети браконьеров? На одной только реке Большая браконьерский вылов чавычи превышает легальный на 1/100%!
WWF считает, что первоочередной мерой по сохранению популяций лососей должна стать борьба с браконьерством, а не строительство новых рыбоводных заводов. Но парадокс российской системы охраны лососевых рек заключается в том, что органы рыбоохраны мотивированы на сохранение браконьерства. Зачастую зарплаты и премии рыбинспекторов зависят от количества составленных протоколов. А если не станет браконьерства, не станет и протоколов.
Практически отсутствуют в камчатском фонде данные о пищевой конкуренции, выживаемости и прочих немаловажных аспектах сосуществования дикой и заводской рыбы. Причина та же – никто не исследует. Да и как исследовать, когда и ту и другую рыбу по пути к нерестилищу «вырезают» браконьеры?
«Для рек, полностью потерявших дикую рыбу, рыбоводные заводы — действительно выход. Так, вполне успешно функционируют заводы по воспроизводству лосося в США. Но там лососевые «роддома» живут не на федеральные дотации, как в России, а главным образом на финансы частных рыболовных компаний, заинтересованных в успешном промысле», — говорит Анатолий Декштейн, координатор морской программы Камчатского/Берингийского экорегионального отделения WWF.
Пока система искусственного воспроизводства лососей на Камчатке работает вопреки здравому смыслу. Виной тому среди прочего нехватка финансирования на программы по мониторингу и давно не обновляемая теоретическая база – последняя инструкция по разведению тихоокеанских лососей датирована 1963 годом.