Газета «Рыбак Камчатки»

Море кормит, море хоронит

(Продолжение. Начало в № 38.)

С 28 декабря из-за значительного понижения температуры воздуха началось интенсивное обмерзание судов. По словам капитана СРТ «Юрий Гагарин», для околки льда ежесуточно объявлялись два аврала. За двенадцать часов на палубе, надстройках и такелаже нарастало более двадцати тонн льда. 30 декабря на капитанском часе Руднев подтвердил обмерзание своего судна. 31 декабря он сообщил, что находится ориентировочно в 68 милях к западу от острова Святого Павла (США). Здесь дул шестибалльный северо-восточный ветер при пятибалльном волнении моря. После этого сообщения СРТ «Ключевской» на связь больше не выходил.

Только 3 января 1962 г., через три дня после прекращения связи, начальник рыболовной флотилии Камчатрыбпрома распорядился приступить к поискам судна. В нем принимали участие полтора десятка судов, безуспешно обследовавших с моря побережье островов Прибылова и примыкающий к ним район моря.

Не обнаружили «Ключевского» и корабли Камчатской военной флотилии, искавшие его с помощью гидроакустических приборов. Учитывая, что до прекращения радиосвязи судно находилось в районе, примыкавшем к побережью США, правительство СССР обратилось по дипломатическим каналам в Вашингтон с просьбой выяснить что-либо о судьбе траулера и его экипажа. 7 января 1962 г. госдепартамент США сообщил, что район Прибыловых островов осматривали три самолета, но никаких следов судна они не обнаружили.

8-9 января в радиусе 15-30 миль от места, указанного капитаном Рудневым в последнем сообщении, советские суда подобрали некоторые предметы судового снабжения и бочку с остатками растительного масла. Эти предметы, направленные в Петропавловск на экспертизу, опознал бывший старший помощник капитана СРТ «Ключевской», работавший на нем с 1959 по 1961 гг…

27 января 1962 г. аварийная комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной пропажи без вести СРТ «Ключевской» явилось сильное обледенение с потерей остойчивости, приведшее к опрокидыванию судна. Одновременно комиссия отметила, что она «не может утверждать, что обледенение является единственной возможной причиной гибели судна, учитывая, что СРТ находился в это время в наиболее благоприятных навигационных условиях (ослабления ветра и зыби) и ранее гибели судов от обледенения в этом районе не наблюдалось».

28 июня 1962 г. решением Петропавловского городского суда все члены экипажа СРТ «Ключевской» признаны умершими.

1962

16 мая при заходе водоналивной баржи Хайрюзовского рыбокомбината в реку Хайрюзова упал за борт и утонул матрос (рабочий-сезонник) Комаров Егор Иванович, 1944 г. р.

22 мая утонул матрос катера Ж-1242 Усть-Камчатского рыбокомбината Савин Виктор Иванович, двадцати пяти лет.

Он выпал за борт при зачерпывании ведром воды с катера, шедшего против течения.

26 мая на СРТ «Кумроч» Управления тралового и рефрижераторного флота при переходе с теплохода «Приморск» после сортировки рыбы утонул матрос Куприщенко Александр Нифонтович, двадцати лет.

Он спускался по штормтрапу и выжидал удобного момента, чтобы спрыгнуть на палубу траулера. Судно подняло волной и прижало к борту теплохода «Приморск». При этом матроса сдавило между бортами. После того как суда разошлись, он упал в море и сразу ушел под воду. На иждивении моряка находилась мать.

8 июня на СРТ «Кратер» Управления тралового и рефрижераторного флота при исполнении служебных обязанностей, пытаясь спасти оборвавшийся сильным волнением дрифтерный порядок, лопнувшим стопором вожака убит помощник тралмастера Юдин Дмитрий Иванович.

30 июня упал в воду и утонул матрос-бондарь плавбазы «Орочон» Управления тралового и рефрижераторного флота Бельчиков Виктор Иванович.

Его тело нашли на следующий день.

13 августа в Усть-Хайрюзовском рыбокомбинате при перевозке людей на плоскодонной лодке с берега на катер утонул матрос катера Ж-129 Татаренко Владимир Матвеевич, двадцати девяти лет.

20 октября в 7.30 на новой плавбазе «Советская Камчатка» Управления тралового и рефрижераторного флота, стоявшей в бухте Нагаева, возник пожар. В результате вышли из строя радиостанция, одиннадцать кают командного состава, оказалась частично повреждена радионавигационная аппаратура штурманской рубки. При тушении пожара погибли:

Лопырев А. С., донкерман

Михолдыко М. Ф., машинист.

17 ноября при стоянке во Владивостоке упал с трапа, ударился головой о фальшборт, потерял сознание и умер заведующий продовольствием плавбазы «Советская Камчатка» (фамилия не установлена).

1963

12 января на СРТ «Серпухов» Управления тралового и рефрижераторного флота во время ремонта трала погиб матрос Чмыхало Александр Родионович, двадцати четырех лет.

Матрос попал ногой в колышку троса. Его затянуло на турачку траловой лебедки. Получив тяжелые увечья, он скончался, не приходя в сознание.

17 марта около 7.15 СРТ «Альбатрос» Управления тралового и рефрижераторного флота внезапно налетевшей на судно отдельной крупной волной был смыт с палубы рыбмастер Кабин Николай Николаевич, тридцати шести лет.

Он работал на палубе: колол и убирал лед, использовавшийся для пересыпки рыбы. Обрушившаяся волна сильно накренила траулер на левый борт и накрыла людей. Когда вода сошла, оказалось, что она унесла за борт рыбмастера и матроса. Им сразу же сбросили спасательные круги, объявили тревогу «Человек за бортом!» Судно развернулось и полным ходом пошло на сближение. Матрос держался за спасательный круг. Рыбмастер плавал рядом, его голова была погружена в воду. Вскоре он скрылся в воде. Тело найти не удалось. Матрос был спасен.

15 мая при укладке кормовых грузовых стрел «по-походному» на теплоходе «Иван Тургенев» Камчатского государственного морского пароходства смертельно травмирован матрос 2-го класса Муцука Н. В.

Его ногу захлестнул шкентель, тело увлекло под барабан лебедки.

19 июля в 2.30 при заходе в устье реки Большая произошла авария 100-тонного плашкоута № 1260 Большерецкого рыбокомбината, в результате которой погиб шкипер плашкоута Ким Ден Су.

Плашкоут с грузом железа опрокинулся в барах. Авария произошла из-за неправильной загрузки, создавшей чрезмерный дифферент на корму, и перемещения железа по палубе плашкоута при бортовой качке. Из-за этого была потеряна остойчивость и поворотливость. На пути следовании от борта парохода до момента опрокидывания плашкоут не управлялся. Это способствовало его развороту лагом к волне. Тело шкипера найти не удалось.

10 декабря в Олюторском заливе без вести пропал катер типа «Ж» № 1318 колхоза «Ударник» Карагинского района с плашкоутом № 43 на буксире. Катер был построен в 1950 г. на Петропавловской судоверфи, в 1962 г. прошел капитальный ремонт.

Экипаж катера:

Быков Виктор Федорович, 1936 г. р., старшина.

Новиков Дмитрий Петрович, 1939 г. р., матрос.

Шалагин Леонид Федорович, 1930 г. р., помощник механика.

На плашкоуте без вести пропал шкипер Ланцев Сергей Семенович, 1926 г. р.

12 декабря в 21.30 произошла авария с ЖК № 641 и плашкоутами №№ 1996 и 2055 Олюторского рыбокомбината, обрабатывавшими плавбазу «Советская Камчатка» и пароход «Бикин». Караван попал в шторм, люди с плашкоутов перешли на катер. Катер получил серьезные повреждения, был частично залит и отнесен к берегу, где попал в ледяной затор. Началось обмерзание. Во время очистки судна ото льда, грозившего затоплением, волной были смыты за борт семь человек, которых не удалось поднять на катер, и они утонули.

Погибли:

Щекочихин Николай Николаевич, 1931 г. р., капитан ЖК № 641.

Матвеев Михаил Ефимович, 1930 г. р., помощник капитана ЖК № 641.

Чумаков Виктор Петрович, 1935 г. р., матрос ЖК № 641.

Щербаков Александр Сергеевич, 1939 г. р., матрос ЖК № 641.

Садиков Николай Андреевич, 1918 г. р., шкипер РСП-100 № 1996.

Деветьяров Шамрин Нуригаянович, 1940 г. р., матрос РСП-100 № 1996.

Чекичев Семен Павлович, 1921 г. р., бухгалтер рыбокомбината.

Без даты. В 1963 г. на СРТ «Герман Титов» Управления тралового и рефрижераторного флота при заводке дополнительных швартовых на рефрижератор «Орель» погиб матрос Орлов Валентин Сергеевич.

От сильного рывка судна он не удержался на ногах и упал, при падении разбил голову и скончался, не приходя в сознание.

Без даты. В 1963 г. погиб старший механик РС «Память Азова» рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина Кравченко Е. И.

(Продолжение следует.)

Газета "Рыбак Камчатки"